Контрольная работа на тему Формирование у детей дошкольного возраста представлений о форме.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Особенности
восприятия детьми предметов и геометрических фигур. 4
2. Методика
работы по развитию представлений о форме у детей дошкольного возраста. 9
Заключение. 15
Список использованной литературы.. 16
Введение:
Формирование
у детей дошкольного возраста геометрических представлений имеет огромное
значение для сенсорного и умственного развития детей.
В
дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятия происходит очень интенсивно.
При этом правильные представления о предметах, в частности, их формах легче
формируются в процессе их непосредственного восприятия. В процессе сенсорного
восприятия выделенные свойства предметов, в нашем случае эта форма предмета,
становятся объектом специально организованного восприятия, в результате
которого происходит успешное овладение ими и создается основа для эффективного
формирования различных видов деятельности детей дошкольного возраста (игровой,
трудовой, продуктивно-творческой).
Важно
с самого начала сформировать у детей правильные навыки показа элементов
геометрических фигур. Значительную роль в познании формы предметов играют
геометрические фигуры, с которыми сопоставляются жизненные предметы. Дети 3-4
лет воспринимают геометрические фигуры как обычные игрушки и, по аналогии с
хорошо знакомыми бытовыми предметами, называют их именами этих предметов. Овладение основными
формами и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в
окружающем мире.
Цель работы
– теоретически рассмотреть формирование у детей дошкольного возраста
представлений о форме.
Задачи:
—
изучить особенности восприятия детьми предметов и геометрических фигур;
—
проанализировать методику работы по развитию представлений о форме у детей
дошкольного возраста.
Заключение:
Знания
о формах и геометрические фигуры у детей дошкольного возраста играют важную
роль в формировании элементарных математических представлений и познания
окружающего мира. Согласно Базовым компонентом дошкольного образования,
образовательная линия «Ребенок в сенсорно-познавательном пространстве»
предполагает сформированность доступных для ребенка дошкольного возраста
представлений, эталонов, отражающие признаки, свойства и отношения предметов и
объектов окружающего мира. Показателем сформированности этих представлений
является способность ребенка применять полученные знания в практической деятельности,
овладение способами познания действительности, развитие у него
наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления. В
формировании обследовательских навыков большую роль играют пальцы ребенка
«Обведи окошко, колесо», движения руки сверху, вниз. С помощью комплекса
развивающих игр дети усваивают сенсорные эталоны, а значит, у них формируются
представления об основные признаки каждого предмета. Выполнение задач
соответствующего направления развивает наблюдательность, мышление, глазомер,
формирует умение учитывать свойства той или иной геометрической фигуры во время
действия с ними, способствует пониманию речи взрослого и развития собственного речи
ребенка, накоплению и закреплению словаря.
Итак,
обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что дидактические игры и
упражнения в ознакомлении детей дошкольного возраста с геометрическими
фигурами, является неотъемлемой частью обучения и в будущем подготовки к школе.
Ознакомление детей с формой предметов и геометрических фигур необходимо
осуществлять систематически, предлагать ребенку обследовать предметы разной
формы манипулировать с ними, применять в игре.
Фрагмент текста работы:
1. Особенности
восприятия детьми предметов и геометрических фигур Одним
из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила
обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются
эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей.
Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует
рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм
геометрических фигур и использования их в качестве эталонов в познании форм
окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры,
свойств, основных связей и закономерностей в их построении, то есть собственно
геометрического материала. Сенсорное воспитание — целенаправленные
педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и
совершенствования ощущений и восприятия. Чтобы знать, чему и как учить детей на
разных этапах их развития, надо, прежде всего, проанализировать особенности
сенсорного восприятия детьми формы любого предмета, в том числе и фигуры, а
затем пути дальнейшего развития геометрических представлений и элементарного
геометрического мышления и, далее, как происходит переход от чувственного
восприятия формы до ее логического понимания [2, c. 23].
В
дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятия происходит очень интенсивно.
При этом правильные представления о предметах, в частности, их формах легче
формируются в процессе их непосредственного восприятия. В процессе сенсорного
восприятия выделенные свойства предметов, в нашем случае эта форма предмета,
становятся объектом специально организованного восприятия, в результате
которого происходит успешное овладение ими и создается основа для эффективного
формирования различных видов деятельности детей дошкольного возраста (игровой,
трудовой, продуктивно-творческой).
Следует
заметить, что дошкольный период — оптимальный период для развития
познавательной сферы в целом, и сенсорного развития в частности, который
является процессом усвоения социального опыта, усвоения определенных эталонов.
Сенсорными эталонами для ребенка могут служить, например, система
геометрических форм, основные цвета, фонемы родного языка и тому подобное.
Итак, основной задачей сенсорного воспитания дошкольников является постепенное
ознакомление детей с различными видами сенсорных эталонов.
Важно
с самого начала сформировать у детей правильные навыки показа элементов
геометрических фигур. Значительную роль в познании формы предметов играют
геометрические фигуры, с которыми сопоставляются жизненные предметы. Дети 3-4
лет воспринимают геометрические фигуры как обычные игрушки и, по аналогии с
хорошо знакомыми бытовыми предметами, называют их именами этих предметов. Овладение основными
формами и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в
окружающем мире [9, c.
22].
Проблеме
восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста посвящено много
исследований как отечественных, так и зарубежных психологов. Особого внимания
заслуживают исследования психологов: З.М. Богуславской, В.П. Зинченко, А.
Рузский, А. Кислюк, К.И. Корзаковои и других. Известно, что для детей
дошкольного возраста характерен интенсивное развитие восприятия формы,
вследствие чего ребенок учится не только различать, но и воспринимать форму. Исследования
показали, что представление о форме предметов возникает у детей очень рано. При
этом ребенок воспринимает предмет в целом, не выделяя особенности формы
предмета. В раннем детстве знакомые предметы ребенок познает независимо от их
пространственного размещения. Но дети младшего дошкольного возраста еще не
выделяют форму как качество или признак предмета и простые фигуры различают
бессознательно по другим признакам — размеру, цвету и тому подобное.
Психологические
исследования В.П. Шабалина показали, что дети 3-4 лет воспринимают
геометрические фигуры как обычные игрушки и называют их хорошо известными
предметами: прямоугольник — окошком, овал — яичком и тому подобное. Выделение
ориентиров формы в этих детей неразрывно связаны с игровыми действиями. Если
ребенок не имеет возможности действовать с фигурой, играть с ней, она не может различать
их или совсем не узнает. Поэтому следует помнить, что прежде чем приступить к
ознакомлению детей с геометрическими фигурами надо, чтобы у них накопился опыт
восприятия предметов различной формы. Под руководством взрослого восприятия
детьми геометрических фигур постепенно меняется. Дети уже начинают сравнивать эти
фигуры с известными предметами: прямоугольник — с окном, цилиндр — со стаканом.
И значительно позже дети начинают понимать геометрические фигуры как эталоны:
палатка, крыло реактивного самолета — треугольник; колесо, подставка для
цветов, руль — круг. Геометрическая фигура начинает выполнять роль образца.