Контрольная работа на тему Формирование сенсорных эталонов у детей 2-3 лет в процессе использования игр и игровых упражнений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
1. Понятия и характеристики ( типы, виды)
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание детей служит для познания окружающего мира и окружающей действительности, перовой ступенью которой является чувственный опыт самого ребенка. Как развито сенсорное воспитание, так будет развито и умственное воспитание ребенка. Потому что все зависит от того, как ребенок видит, слышит, чувствует окружающий его мир.
Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Следовательно, главное в младшем возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира. В первую очередь – это пополнение представлений о свойствах предметов: цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве [12]. Основой познания окружающей действительности являются ощущение и восприятие. От уровня их развития зависит в дальнейшем возникновение таких более самостоятельных процессов, как память, воображение, мышление. В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами [5]. Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. развития личности ребенка в целом [6]. От того, насколько совершенно ребенок познавательно развит, будет зависеть основа всего последующего его психического развития, а так же успешность в школе. Сенсорное развитие является залогом успешного овладения любой практической деятельностью, формирования способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений [5].
Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир с его многообразными свойствами, также он познает явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой [8].
Восприятие – это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира [8]. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств – это глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта и носа. Но наличие органов чувств – это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Сенсорное воспитание способствует и дает основу умственному развитию ребенка, а также имеет самостоятельное значение, так, как только полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду [3].
Основные задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
1. Предоставить для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений.
2. Обучить перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию и др.
3. Помочь воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.
4. Эстетическое развитие — помочь увидеть красоту и многообразие окружающего мира.
Сенсорные ощущения могут быть самыми разнообразными.
Рассмотрим виды сенсорных ощущений в зависимости от органа чувств, который их воспринимает:
— зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
— слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь и др. – и учится их различать;
— осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;
— обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;
— вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
Итак, пять органов чувств – это пять каналов получения информации о мире вокруг.
Понятие «сенсорные эталоны» было предложено А. В. Запорожцем. Но еще раньше И. А. Сикорский употреблял специальный термин для понятия сенсорного эталона – «шаблон». «Шаблон» – это определенная закономерно – построенная система воспринимаемых качеств вещей, которые в последствии получают определенное речевое обозначение. Овладевая такими системами, человек получает набор эталонов, которые он может в дальнейшем использовать в своей жизни [5].
Сенсорные эталоны – это образцы общепринятых внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуко высотные отношения (измеряемые в децибелах), фонемы родного языка, музыкальные ноты и др.
Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии – это четыре основных вкуса и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т.п. Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов –длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками не только раннего, но и дошкольного детства.
Знание сенсорных эталонов учит пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств предметов. Именно при помощи сенсорных эталонов малыш становится способен систематизировать и обобщить свой сенсорный опыт. Слово играет большое значение при усвоении сенсорных эталонов.