Контрольная работа на тему Формирование пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Введение……………………………………………………………..2
2. Теоретические аспекты формирования
ориентировки в пространстве, ключевые понятия…………………………………………….….4
3. Формирование пространственных ориентировок
у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………10
4. Заключение…………………………………………………………16 5. Список использованной литературы………………………………19
6. Приложения…………………………………………………………21
Введение:
Актуальность
исследования обусловлена
тем, что ориентирование в пространстве имеет универсальное значение для всех
сторон жизни человека, охватывая различные аспекты его взаимодействия с
окружающим миром, и представляя собой важнейшее свойство человеческой психики.
Для
детей старшего дошкольного возраста пространственные представления имеют
актуально важное значение, это объясняется грядущим переходом к началу школьной
жизни и смене ведущей деятельности – игровой на учебную. К началу младшего
школьного периода ребенок должен ориентироваться в пространстве, владеть пространственной
терминологией, употребляя в своей речи предлоги места и наречия. Если
формирования данного процесса затянется, у ребенка потенциально возможны
проблемы с чтением, письмом, изучением окружающего мира.
Так, дошкольный возраст
знаменует формирование первоначальных знаний из области математики и геометрии.
Основными геометрическими представлениями являются умения ориентироваться «на
себе», «от себя», «от других объектов», «по основным пространственным
направлениям». Эти умения проходят становление в конкретной последовательности,
где первая система пространственного отсчета становится основанием для
овладения второй системой и так далее. Такая поэтапная работа по формированию
элементарных знаний о геометрическом пространстве улучшает способность ребенка
понять элементы геометрии в школе.
Проблема
формирования у дошкольников адекватных способов восприятия пространства,
развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков
ориентировки в двух и трехмерном пространстве является максимально актуальной.
Способность ориентироваться в окружающем и осознавать различные способы отсчета
при определении своего положения или другого объекта в пространстве выступает
необходимым компонентом подготовки ребенка к школе.
Заключение:
Нами было рассмотрено понятие
«ориентировка в пространстве», выделены основные цели формирования и развития
этого процесса, а также предложены средства этого формирования.
Дети старшего дошкольного возраста
отличаются активной потребностью к познанию всего нового, неизведанного и
интересного. Учитывая свойственный этому возрасту эгоцентризм, дети
воспринимают мир относительно собственных мыслей, ощущений, и конечно, тела.
Первоначальные представления о пространстве, безусловно, существуют
бессознательно с самого рождения. В раннем же возрасте ребенок впервые
сталкивается с конкретными, фактическими, требующими сознательного подхода
доказательствами.
Еще в раннем возрасте, употребляя
простые предлоги в своей речи, родители стимулируют развитие пространственных
ориентировок. Путем перенимания, подражания родителям, малыши начинают
ориентироваться и использовать в помощь себе предлоги места, величины, и т.д. А
начиная с младшего дошкольного возраста у ребенка начинается полноценный
процесс формирования простейших математических представлений – одно из которых
представляет собой пространственные понятия.
Очень важно на этом сенситивном этапе
восприятия ребенком информации, оказать благотворное влияние на формирование
как математических представлений, так и на когнитивное и психическое развитие в
целом. Всем участникам образовательного процесса в дошкольном возрасте
необходимо придерживаться похожей стратегии развития. Первоначальная цель –
гармоничное развитие ребенка.
Элементарные математические
представления формируются как на специализированных занятиях, так и в обиходе.
Как показывает практика, наибольшую результативность приносит именно
«внеурочная» работа, употребление пространственных предлогов в обычных бытовых
ситуациях. Такими могут быть ситуации выбора (слева или справа) (сзади или
спереди), ситуация задачи (положи под, над, на), а также игровые ситуации – как
самые доступные, приятные и понятные для ребенка.
Например, правила любой игры могут включать
в себя перемещение объектов по заданной траектории, эта заданная траектория
может определяться и диктоваться воспитателем, или же самими детьми при работе
в паре, или в группе.
Безусловно, одним из продуктивнейших
заданий для детей старшего дошкольного возраста является графический диктант.
Детям предлагается лист бумаги в клеточку и одна единственная точка. От этой
точки необходимо двигаться по клеточкам – делать 1, 2, 3, 4 или больше шагов в
разных направлениях. И если в начале задания детям сложно быстро
ориентироваться и вспоминать, где право, где лево, то к середине упражнения
увеличивается темп деятельности ребенка, и они без труда определяют и право, и
лево, и верх, и вниз. Такая работа может дифференцироваться в зависимости от
уровня развития ребенка, то есть усложняться, или облегчаться. Например, детям
более высокого уровня развития можно предложить диктант с диагональными линиями
в левый верхний, правый верхний, левый нижний и правый нижний углы, а также
добавлять дорисовки – над, под, на, около рядом.
Элементарные математические
представления комплексно должны быть сформулированы к концу дошкольного
периода, началу младшего школьного. Придя в современный 1 класс, от ребенка
требуется абсолютная ориентировка в пространстве, знание всех основных фигур,
их простых свойств; владение речевыми оборотами в области
логико-математического мышления, а также готовность к вниманию нового,
сложного, дополняющего материала. Сделать переход из одного состояния в другое
(переход от ведущей деятельности – игровой к учебной) более легким и менее
кризисным, поможет всесторонне внимание к личности ребенка в дошкольный период.
Необходимо по максимуму
использовать игровую деятельность для формирования различных понятий и
представлений, а также предложить ребенку с раннего возраста наибольшее
количество вариантов
Фрагмент текста работы:
Теоретические аспекты формирования ориентировки в пространстве,
ключевые понятия
Одной из важнейших задач
успешного обучения в школе является формирование у детей дошкольного возраста
представлений о пространстве как основы математики. Дети должны уметь
ориентироваться в пространстве, устанавливать пространственные отношения между
предметами и явлениями окружающей жизни.
Успешность овладения
детьми различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной –
зависит от высокого уровня развития наглядно-образного и пространственного
мышления, умений ориентировки в пространстве, слабое развитие которых является
основной причиной затруднений при обучении детей чтению, письму, счету,
рисованию и другим действиям.
В содержание понятия
«ориентировка в пространстве» входят: форма, объем, протяженность объектов в
длину, ширину и высоту, местоположение объекта в пространстве, пространственные
отношения и расстояния между предметами, направления в пространстве и многие
другие пространственные категории и понятия [3, с. 59].
Ведущая роль в
формировании пространственных представлений и способов ориентации в нем играют
такие анализаторы, как: кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой,
обонятельный. Главная роль отводится кинестетическому и зрительному
анализаторам.
В исследованиях В.М.
Сорокиной, Т.П. Головиной, А.Г. Литвак и др. отмечается, что ребенок
ориентируется в пространстве практическим путем. А процесс практической пространственного
ориентирования называют также топографическими представлениями. Топографические
представления – это представления о местности, возникающие на основе восприятия
и локализации объектов в пространстве. Сами по себе эти представления являются
достаточно сложными, представляют собой совокупность образов памяти, в которой
отражается форма, величина, удаленность объектов и направления, в котором они
расположены по отношению к какой-либо точке отсчета.
Для ребенка дошкольного
возраста основной путь развития – эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего
чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью
сенсорных способностей ребёнка, «перерабатывают» его интеллектуальные
способности. Для этого дошколёнку содержание материала должно быть чувствуенно
воспринимаемо, это содержание предполагает активный поиск, экспериментирование
ребенком, результаты чего формулируются в эмпирическом обобщении, это и будет
отправной точкой в пути познания окружающей действительности.
А. А. Столяр, в своем
учебном пособии, писал: «Пространственная ориентировка осуществляется на основе
непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения
пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных
отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит
оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их
положения относительно тела ориентирующегося» [14].
Основы развития
ориентировки в пространстве закладываются в раннем детстве. В первые месяцы
жизни значительную роль играет ориентировочный рефлекс на звук – рефлекс,
который расширяет поле зрения и двигательную активность малыша. Позже
формирование пространственной ориентировки связано с предметно-практическим
освоением детьми пространственных направлений, начиная с собственного тела и
ближайшего окружения, а затем и со словесной системой отсчета. Уже в два года,
при нормальном речевом развитии, у детей появляется осознание грамматических
отношений между словами, а к трем годам формирование и развитие грамматического
строя речи способствуют обобщению и произвольному использованию знаний о
пространстве.
На первом этапе, включающем практическое осознание схемы собственного
тела, необходимо дифференцировать представления детей о верхних и нижних частях
тела, фронтальных и боковых сторонах тела, правых и левых его частях. Детей
учат называть части своего тела, части тел других