Контрольная работа на тему Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с насекомыми
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Современные взгляды на формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с миром насекомых, их морфофункциональной приспособленности к среде обитания 3
2. Содержание работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с насекомыми 6
3. Методика формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с насекомыми 9
4. Мероприятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с насекомыми 13
Заключение 19
Список литературы 20
Заключение:
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста является актуальным аспектом в настоящее время. Для полноценного развития ребенка он должен иметь полное представление об окружающей среде, растениях, животных, относится к этому бережно, и стараться приумножить имеющееся природное богатство.
Концепция экологического воспитания предполагает воздействие на ребенка с целью формирования у него знаний об окружающем мире, а так же бережного отношения к природе, любви и ответственности за все живое.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста включает формирование позитивного отношения к природе. Ребенку прививают любовь к окружающему миру, учат его бережно относится ко всему живому.
Также он получает базовые экологические знания. На протяжении первых семи лет жизни у ребенка происходит становление самосознания: он выделяет себя как самостоятельную единицу, постепенно осознает свое место среди близких и просто знакомых людей, начинает ориентироваться в окружающем мире, вычленяет его ценности.
Именно в этом время закладываются основы будущей личности, включая и отношение к природе. С помощью взрослых ребенок осознает ее как общую ценность для всех людей.
В настоящее время в дошкольных учреждениях воспитатели осуществляют целенаправленную работу по экологическому воспитанию дошкольников. При этом выделяют цели, задачи и содержание экологического воспитания детей, используя при этом, различные методы и средства.
Фрагмент текста работы:
1. Современные взгляды на формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с миром насекомых, их морфофункциональной приспособленности к среде обитания
Экология – это то, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда.
Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начинать воспитывать экологическую культуру с самых малых лет. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.
Экологическое воспитание — это целенаправленный процесс приобщения детей к природным ценностям человечества и конкретного общества; формирование соответствующих нравственных качеств, навыков и привычек.
Наиболее благоприятный период для разъяснения задач экологического воспитания — это детство. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Каким будет его отношение к этому миру, научится ли она быть хозяином, который любит и понимает природу — зависит от его воспитания в семье и детском саду.
Все, чему дети научились в детском саду, какими умениями и навыками овладели — будет хорошей основой для дальнейшей жизни.
Проблема воспитания у дошкольников любви и интереса к живой природе – актуальная, существенная и вместе с тем, сложная.
Давно отмечено такими педагогами, как И.Г. Песталоцци, Ж.- Ж. Руссо. Я. А. Коменским, К. Д. Ушинским, Н. К. Крупской, Е. И. Тихеевой, что природа является могучим источником знаний, средством для развития ума, чувств, воли [1;78].
Опыт показывает, что дошкольники без особых усилий осваивают комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме, если учитывается интерес ребенка и природным явлениям. Детские педагоги и психологи, такие как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков разработали принципы построения систем занятий для дошкольников о различных областях действительности, а педагоги П.Г. Саморукова и Н.Н. Кондратьева использовали системный подход при построении системы знаний о живой природе.
Но, как показывает практика и результаты анализа различных программ по экологическому воспитания дошкольников, ознакомлению детей с классом насекомых уделяется недостаточное внимание.
Программа по ознакомлению с природой определяет объём сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию можно объединить в три группы:
а) внешний вид насекомого, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения);
б) среда обитания, характер приспособления к условиям жизни;
в) приносимая польза.
Детям старшего дошкольного возраста доступны также сведения о приспособлении насекомых к окружающей среде, прежде всего о тех формах защиты, которые связаны с особенностями их обитания (сезонный образ жизни, взаимоотношения с иными живыми существами). Детей знакомят Ребёнка с такими защитными проявлениями живых организмов, как окраска, отпугивание, нападение [2;90].
Подобная информация способствует углублению знаний о животном мире, на основе которых у ребёнка вырабатывается правильная нравственная позиция по отношению к тому или иному представителю фауны.
Характеризуя особенности представлений дошкольников о животном мире, следует сказать, что они не всегда бывают конкретны, часто они носят общий или неопределённый характер: дети недопонимают или имеют неверные представления о причинно-следственных связях в животном мире, а также о приспособлении живых существ к условиям жизни и среде обитания; не знают о пользе многих насекомых. Интерес к животному миру у некоторых детей поверхностный. Они обращают внимание больше на яркие, бросающиеся в глаза особенности насекомых, не умеют внимательно, долго наблюдать за ними и делать выводы.
Приступая к работе по формированию у детей представлений о насекомых и воспитанию любви к ним, следует выяснить, что дети уже знают.
Это можно сделать, проводя в утреннее время или на прогулке несколько индивидуальных бесед (по картинкам и словесно). Ребёнок называет насекомое, которое узнал (задание для малышей), рассказывает, какое оно (задание для ребёнка среднего возраста), классифицирует, например, по принципу «кто плавает, ползает, бегает, прыгает» (задание для детей старшего возраста).
Знакомство с природой проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о насекомых и дидактические игры в вечернее время — все мероприятия в комплексе должны обеспечить успешность работы. При этом важно осуществлять взаимосвязь повседневной работы и обязательных занятий. Она может быть различной. Наблюдения за насекомыми во время прогулки, чтение книг, которые заинтересовали детей, дают толчок для углубленного анализа на занятиях поведения насекомых, и наоборот: та или иная тема, начатая на занятии, расширяется и конкретизируется в дальнейшей повседневной работе.
Особенно важно закрепить приобретённые детьми знания в их практической деятельности, например, при уходе за насекомыми в уголке природы.