Контрольная работа на тему Физкультурное оборудование для занятий физическими упражнениями в ДОО
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1 Характеристика физкультурного
оборудования в ДОО, его влияние на физическое развитие ребенка. 2
2 Классификация физкультурного
оборудования и основные требования к нему 5
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ 14
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
1 Характеристика физкультурного оборудования в ДОО, его
влияние на физическое развитие ребенка Эффективность проведения
занятий по физической культуре, подвижных игр, упражнений спортивного
характера, самостоятельного выполнения ребенком движений зависит от создания
соответствующих условий в помещении и на площадке. Руководство дошкольным
учреждением должно обеспечить правильный подбор физкультурного оборудование и
разместить его в групповых комнатах, физкультурном зале и на площадке. Оно
должно соответствовать педагогическим, гигиеническим, эстетическим требованиям
и анатомо-физиологическим особенностям детей разных возрастных групп [6].
Главное требование к
физкультурному оборудованию — обеспечение безопасности вовремя выполнение
упражнений, исключение возможности детского травматизма и несчастных случаев.
Нужно систематически следить за прочностью крепления гимнастического
оборудования и за правильной обработкой деревянных приборов (гимнастическая
стенка, скамьи, лесенки, доски и др.). Они должны быть хорошо отполированные, а
металлическое оборудование отшлифовано и с закругленными углами.
Качество оборудования, их
устойчивость и прочность проверяются воспитателем перед началом занятий по
физической культуре.
Подбор оборудования
определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В
детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного
оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной
активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников.
Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его
использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая
их вариативной содержание для развития произвольности движений детей, их
самостоятельности и творческих замыслов.
Необходимо, чтобы
оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным
особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования
определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм
двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования должны быть
соразмеримы с возможностями детей.
Одним из важных
требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей во
время его использования. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. В
целях обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время
занятий по физической культуре необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические
маты.
Материалы, из которых
изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть
экологически чистыми и прочными.
Разнообразие форм, цвета
физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного
вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные
пастельные тона.
Целесообразно
комплектовать оборудование в соответствии с различными видами движений,
физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и
пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов
физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений),
а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости,
гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств) [2].
Большинство физкультурных
пособий используется детьми в процессе выполнения физических упражнений и
подвижных игр. Поэтому в комплекты оборудования должны входить самые
разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы,
бумы и др.), Переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов
(дерева, резины, пластмассы и т. п.), мелкие (резиновые кольца, мячи, шары,
обручи и т.п.).
Наличие в комплектах
разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания
разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая
гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и
упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).
При подборе
физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей
физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики. Для
рациональной организации двигательной активности детей дошкольного возраста
важно обращать внимание на размещение оборудования по месту его использования
(для определенных условий). Предлагаем примерный перечень физкультурного
оборудования для групповых комнат и физкультурного зала. 2 Классификация физкультурного оборудования и основные
требования к нему Физкультурное
оборудование групповой комнаты
Для детей первого года
жизни в групповой комнате устанавливают индивидуальные и групповые манежи.
Малышам до 2,5-3 месяцев
подвешивают яркие игрушки (погремушки, целлулоидные фигурки и др.) на высоте,
удобной для их рассматривания. Во второй части манежа для детей от 3 до 6
месяцев игрушки размещают так, чтобы ребенок легко мог прикоснуться к ним рукой
[3].
Для малышей 5-6 месяцев
игрушки кладут в манеже в разных его концах (из расчета по 1-2 игрушки для
каждого ребенка), чтобы стимулировать их движения. Для индивидуальных занятий с
детьми используют: кольца, деревянные палочки (длиной 35-40 см, диаметром 1,5
см), кубики, мячи, шарики и др.
В групповой комнате
желательно иметь столик для подлезания и поднятие на ноги, держась за него.
Длина столика до 1 м, ширина — 50 см, высота — 40 см с перекладинками, которые
находятся под его крышкой по ширине и длине.
Лесенка для лазания с
зацепками длиной 1,2 м, шириной — 60 см, расстояние между ступенями 12 см.
Бревно (лучше из пенопласта) диаметром 25-30 см, длиной 2 м для перелазания.
Горка для ползания и
спуска, перешагивание вдоль перил высотой 80 см. Она имеет приставную лестницу
длиной 80 см и ступеньки по 8 см, скат длиной 90 см и верхнюю платформу
размером 230 х 85 см, с перилами высотой 45 см.
Во второй группе раннего
возраста (дети от 1 года до 1 года 6 месяцев) необходима лесенка-стремянка
высотой до 1 м, которая состоит из двух лесенок шириной 90 см, расположенных
под углом друг к другу.
Горка для скатывания
высотой 90 см состоит из ската размером 140 х 60 см, верхней платформы размером
60 х 60 см, расположенной перпендикулярно к скату, лесенки размером 80 х 60 см
с перилами высотой 40 см; ступеньки шириной 20 см, высотой 10 см.
Для ходьбы и упражнений
из равновесия необходима дорожка из клеенки или прочной ткани длиной 2 м,
шириной от 25 до 40 см; доска длиной 2-2,5 м, шириной 25 см; наклонная доска с
крючками длиной 2,5 м, шириной 25 см; ящик размером 50x50x10 см.
Для метания предметов
нужна горизонтальная цель: ящик или корзина диаметром 80 см.
Для упражнений в
переступании шнур или палка закрепляются на 2 стояках (высотой 130 см).
Применяется также ребристая доска длиной 2 м, шириной 30 см, с планками 1,5 х
1,5 см на расстоянии 2,5 см.
Для индивидуальных
занятий используются игрушки-каталки, обручи диаметром 45 см, кольца, палочки и
тому подобное [1].
В группе можно подвесить
легкие качели или поставить качели балансир (длина доски 160 см, ширина 20 см,
высота подставки 25 см, высота стойки 45 см, длина ручки 22 см, диаметр 2 см),
дети раскатываются на них, приседая и поднимаясь на прямые ноги.
В первой младшей группе
размещают лесенку-стремянку высотой 150 см (из двух пролетов шириной по 65 см),
расстояние между ступенями 12-15 см. Гимнастическая стенка высотой 1,5 м,
шириной пролета 70 см (расстояние между ступенями 15 см, их диаметр 3 см).
Горка с лесенкой и скатом высотой 90 см, мостик со ступеньками высотой 10-12
см, шириной 20 см (высота перилец 50 см); лесенка приставная с зацепками длиной
150-200 см, расстояние между рейками 12-15 см. Веревочная подвесная лесенка
длиной 130 см, шириной 40 см, расстояние между ступенями 12-15 см. Ящики
деревянные размером 50 х 50 х 15 см, дуги высотой 40 см, расстояние между
концами 60 см. Для ходьбы используются
шнуры длиной 10-12 м; доска длиной 2,5 м, шириной 20-25 см, которую поднимают
на высоту 20-25 см. Для переступания используется горизонтальная лестница
длиной 2 м, расстояние между ступенями 15-20 см; ребристая доска длиной до
2-2,5 м, шириной 20 см, расстояние между планками 6-8 см.
Стояки высотой 160-180 см
используются для натягивания шнура, на котором подвязывают игрушки или шарики,
дети пытаются достать их подпрыгивая на обеих ногах. Когда шнур натягивают на
высоте 40-50 см дети выполняют под ними подлезание.
Для упражнений в метании
мячей применяются горизонтальные цели на полу (корзина или ящик), а также
закрепляют на гимнастической стенке кольцо диаметром 40-45 см на высоте 110-120
см.
В дошкольных группах
рекомендуется оборудовать для детей «физкультурный уголок»: гимнастическая
стенка (один-два пролета высотой 2,2-2,5 м, шириной 80 см, расстояние между
ступенями 15-20 см), канат длиной 2,5-3 м, диаметр 2,5-3 см, веревочная
лесенка, 2-3 кубы, гимнастическая скамья длиной 2,5-3 м, ребристая доска длиной
2,5 м, навесная лестница и доска длиной 2,5 м.
В группах должны быть
навесные мишени и баскетбольные кольца для метания мячей. Мелкий физкультурный
инвентарь: обручи, мячи разных размеров, гимнастические палки, скакалки, сумки
с песком и др. В достаточном количестве.
Он используется для выполнения общеразвивающих упражнений, в подвижных
играх и для самостоятельной двигательной деятельности дошкольников [5].
Оборудование
физкультурного зала
В физкультурном зале
устанавливается все необходимое оборудование для проведения занятий с
физической культуры.
Гимнастическая стенка
(высота 2,5 м, ширина пролета 80 см, расстояние между рейками 15-20 см) — 6-8
секций.
Гимнастические скамьи
(длина 3,5 — 4 м, высота 30см, ширина верхней доски 20 см, нижней планки 8 см)
— 4-5 шт.
Канаты (длина 3-3,5 м,
диаметр — 2,5-3 см) — 4-5 шт.
Подвесные веревочные
лесенки (длина 2,5-3 м, ширина 65 см, расстояние между рейками 20 см) — 2-3 шт.
Гимнастические маты для
прыжков с поролона (120×200 см) — 6-8 шт.
Резиновая дорожка (40×500
см).
Наборы досок (длина 3,5
м, ширина 20 см), лесенок (длина 3,5 м, ширина 40 см, расстояние между рейками
20-25 см) с крючками на одном конце — 2-3 наборы [4].
Ребристые доски (длина
2,5-3 м, ширина 20 см, расстояние между планками — 8 см) — 3-4 шт.
Кубы для упражнений в
прыжках и равновесия — с ребром куба 20, 30, 40 см) — 9 шт.
Дуги (высота — 40, 50, 60
см, расстояние между подставками 60 см) — 9 шт.
Длинные шнуры (длина
12-1.5 м) — 4 шт.
Веревки для упражнений в
равновесии (длина 8-10 м, диаметр 2 см) — 2 шт.
Стояки для прыжков,
подлезания (высота 1,8 м) — 2 шт.
Щиты для метания в цель
(диаметр 60 см) с крючками, чтобы подвешивать их к гимнастической стенке — 6-8
шт.
Переносные корзины для
метания мячей — диаметр 1 м, высота 60 см) — 4 шт.
Кольца для метания на
стояках (высота 2,2 м, диаметр кольца 30 см) — 3-4 шт.
Навесные баскетбольные
щиты (80×90 см) с кольцами диаметром 45 см) — 2 шт.
Разноцветные флажки
(размер ткани 12×20 см, длина палочки 30 см) — 80 шт.
Обручи (диаметр 55-70 см)
— 40 шт.
Скакалки (длина 150-180
см) — 40 шт.
Гимнастические палки
(длина 90 см, диаметр 2,5 см) — 40 шт.
Мячи резиновые (диаметр
8,15, 25 см) — по 40 шт.
Сумки с песком (6х 10 см,
весом 100 и 200 г) — по 60 шт.
Сумки с песком (20×30 см,
весом 500-700 г) — 6-8 шт.
Кубики деревянные или
пластмассовые (4x4x4 см) — 60 шт.
Физкультурные залы должны
соответствовать таким санитарно-гигиеническим требованиям: оптимальная
температура в период проведения занятий +4…+16 °С, вентиляция с использование
фрамуг, вентиляторов и других приспособлений (в течение часа воздух в зале
должно меняться трижды); норма освещение на уровне пола для ламп накаливания —
15 лк; для люминесцентных ламп — 300 лк; окна закрыты защитными сетками; стены
окрашены в светлые тона, что способствует лучшему освещению зала; пол в зале не
нужно покрывать лаком или смазывать мастикой для предотвращения травм детей,
особенно во время подвижных игр [4].
Оборудование и инвентарь
размещают в зависимости от размера и планировки зала. Гимнастическая стенка,
скамейки, гимнастические маты находятся в зале, а другой инвентарь (кубы,
доски, стояки и др.) могут храниться в подсобном помещении и выносятся
непосредственно перед началом занятия (в случае необходимости). Мелкий
физкультурный инвентарь (мячи, скакалки, палки и др.) хранят на стеллажах,
которые закрепляются на стенке зала.
При оборудовании зала
основное внимание обращают на прочность крепления гимнастической стенки,
канатов, подвесных лесенок к стенам и потолку. Нужно систематически следить за
прочностью крепления и устойчивости гимнастического оборудования (скамьи, щиты
для метаний, стояки и др.), чтобы предотвращать травмы детей и несчастные
случаи.
Оборудование
физкультурной площадки
Размеры физкультурной
площадки зависят от того, какую площадь можно использовать на территории
детского сада для его оборудования. Ориентировочные размеры площадки 20×30 м
для детей младшего возраста и 30×40 м — старшего. Физкультурное оборудование
размещают на нем по бокам так, чтобы основная площадь его была свободной. Это
позволяет проводить на ней общеразвивающие упражнения, метания предметов на
дальность, подвижные игры и упражнения спортивного характера [4].
Покрытие физкультурного
площадки может быть травяное или грунтовое с утрамбованной смесью кирпича,
глины и известняка с песком. Для посева рекомендуют следующую смесь трав (в
процентах): мятлик луговой — 20, овсяница красная — 60, клевер белый — 8,
гребенник обыкновенный — 12. Норма высева семян на 1м2— 15-20 г при хорошей
всхожести (95%), на почве, который захламлен бурьяном, нормы посева
увеличиваются до 25-30 г на 1 м2. Наиболее благоприятные сроки посева — с
начала весны и до середины июня. Первый раз траву косят при ее высоте более 10
см.
Уровень грунта должен
быть на 10 см выше окружающей земли и немного снижаться до его пределов, что
обеспечивает стекание дождевой воды.
Физкультурная площадка
оборудуется разнообразными приборами, которые создают соответствующие условия
для выполнения основных движений [1].
Для прыжков в длину и
высоту оборудуют яму с песком (размеры 2,5×6 м, глубина 30 см), стенки ее
укрепляются досками на уровне земли.) На расстоянии 40 см от края ямы
закапывают брусок или толстую доску шириной 20-30 см, длиной, равной ширине
ямы. Брусок (доску) красят белой или желтой краской.
Для упражнений в прыжках
в высоту рядом с краями ямы вкапывают две короткие трубы (длиной 20-30 см,
диаметром 3-4 см). В них втыкают деревянные стояки 60-70 см, к которым
закрепляется резиновая тесьма. Через каждые 5 см на стояках ставят определенные
отметки, чтобы можно было ориентироваться, на какую высоту поставить тесьму. Во
время прыжков в высоту и длину с разбега песок в яме рыхлят, чтобы дети
приземлялись на мягкую опору.
Для упражнений в
равновесии устанавливают бревно (поперечный разрез 15 х 15 см, высота — 30-40
см, длина — 5-6 м для детей младшего возраста, 6-8 м — старшего) с лестницей
для восхождения на одном конце.
Пеньки или заборчик из
пеньков разного диаметра (20-30 см) и разной высоты (от 25 до 40 см). Длина
заборчика 8-10 м. Пеньки вкапывают в землю на глубину 60-70 см (впритык или на
расстоянии 10-15 см).
Автомобильные покрышки
(10-12 шт.) вкапывают в землю вплотную или на незначительном расстоянии, их
окрашивают нитрокраской в разные цвета.
Для старших дошкольников
устанавливают балансиры различной конструкции:
а) бревно (диаметр 25-30
см, длина 3,5-4 м) закрепляется на одной оси; высота рабочей поверхности
балансира над землей 50-60 см;
б) на двух деревянных
столбиках (высотой 40-50 см) подвешивается бревно (длиной 2,5-3 м) за ее концы.
Нижний край бревна находится на высоте 10-15 см, что позволяет ребенку в случае
потери равновесия сойти с нее.
Для упражнений с лазание,
перелазание и подлезание устанавливается по прямой линии вдоль площадки или под
прямым углом (2 пролета х 2) гимнастическая стенка (высота 2,2 м для младших
детей, 2,5 м — для старших дошкольников, ширина пролета -80 см, расстояние
между рейками 15-20 см).
Дугообразные
лесенки-лианы для старших дошкольников с расстоянием между рельсами 20-25 см.
Дуги для подлезания (6-8
шт.) высотой 40-60 см, поставленные на расстоянии 1 м.
Гимнастический городок — сравнительно
сложная, но очень нужная постройка для выполнения дошкольниками упражнений по
лазанию. Конструкция для подвешивания приборов состоит из двух столбов (высота
3-3,5 м) и перекладиной между ними (длина 5-6 м). К перекладине крепят
подвесные принадлежности (2-3 каната, веревочную лесенку) с помощью специальных
крюков. Концы их надо закрутить в виде спирали, чтобы при раскачивании канат
или лесенка не сорвались с крепления. Крюки обязательно крепят гайкой и
контргайкой [4].
Игровая стенка (высота
1,8 м, ширина 5-6 м) изготавливается из досок или кирпича (толщина 25 см). С
одной стороны стенки рисуют масляной краской мишени (диаметр 60 см), с другой —
убивают скобы для крепления гимнастических лесенок из металлических труб или из
дерева для лазания детей.
По ширине площадки на
противоположных его краях устанавливают баскетбольные щиты (120 х 90 см), они
могут быть деревянные, из пластика или другого твердого, гладкого материала, 3
см толщиной.
Баскетбольная корзина
(кольцо с сеткой диаметром 45 см) закрепляют на расстоянии 20 см от нижнего
края щита на высоте 2 м от поверхности площадки. Наиболее удобный
вариант-прикрепить щиты к металлическим конструкциям, которые выносят щиты на
1-1,5 м от лицевой линии в сторону площадки. Щиты окрашивают белой или
светло-серой краской, а окантовку — красной или голубой (в ширину — 5 см).
Для бега и езды на
велосипеде оборудуется дорожка (грунтовая или гумобитумная) длиной 150-180 м. Дорожка
делится на две половины (по 1,5 г) с одной линией старта и тремя линиями финиша
(для бега на дистанции 10, 20 и 30 м). Поверхность дорожки должна быть ровной и
не размокать от дождя.
В дошкольных учреждениях,
где площадь площадки ограничена, беговую дорожку можно спланировать на
асфальтовом покрытии.
По периметру территории
дошкольного учреждения оборудуют «полосу препятствий» (для детей младшего и
старшего возраста отдельно), которые состоят из 10-12 предметов. Среди них:
бревно, несколько пеньков, автомобильные покрышки разного размера, барьеры для
перелазание, рукоход, дуги и др.
Кроме стационарного
физкультурного оборудования, необходимо также иметь переносное: гимнастические
доски, лесенки, дуги, ворота для игры в футбол и хоккей (шириной 2,5-3 м,
высотой 1,2-1,5 м).
Физкультурное
оборудование должно поощрять детей своей формой и краской. Деревянные приборы
красят масляной краской или лаком, это защищает их от воздействия влаги. Все
части, которые находятся в земле, покрывают битумным лаком с целью
предотвращения гниения. Оборудование, которое сделано из металла следует
устанавливать на прочном фундаменте. Его красят нитроэмалью светлых цветов с
тем, чтобы летом оно меньше нагревалось. Под гимнастической стенкой, рукоходом,
бревном необходимо сделать мягкую подушку из песка высотой 20-30 см.
На территории дошкольного
учреждения устанавливают столы для игры в настольный теннис, оборудуют площадки
для игры в городки и бадминтон. Если есть возможность, отводится
асфальтированная дорожка для катания на роликовых коньках, спортролерах и
педальных автомобилях [4].