Философские проблемы науки и техники Контрольная работа Гуманитарные науки

Контрольная работа на тему Философские проблемы техники

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Этапы развития техники 5
2. Мировая научно-техническая революция и ее результаты 8
3. Взаимосвязь изменений человеком природы и самого человека 10
4. Новейший период развития мировой цивилизации и его результаты 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

 

  

Введение:

 

В данной работе мы с философских позиций постараемся осмыслить взаимовлияние техники и человека, которые в кибернетике и в философии техники получили название прямой и обратной связи между техническими системами и человеческим фактором (человеко-машинные системы). Основной упор делается на малоисследованные аспекты обратной связи (в частности, отрицательной), то есть на проблеме влияния современной техники, связанной с информационными процессами, на развитие человеческого общества.
Актуальность темы исследования этой работы обусловлена ростом проблем и опасностей, с которыми имеет дело современное человечество вследствие проникновения техники во все участки частной и общественной жизни. Вмешательство техники ставит под сомнение сохранение сущностных характеристик человека, его биологических, психологических и умственных оснований. «Техника – отмечал К. Ясперс, – радикально изменила повседневную жизнь человека в окружающей его среде, принудительно переместила трудовой процесс и общество в другую форму, в сферу массового производства, превратила все существование в действие некоего технического механизма, всю планету – в единую фабрику. Тем самым состоялся – и происходит по сей день – полный отрыв человека от его почвы. Человек становится обитателем Земли без родины, теряет преемственность традиций»(21, с. 129).
Вопрос философских проблем техники, влияния техники и технологии на человека и общество были и являются предметом внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей. Вследствие работы этих мыслителей появилась тенденция выделения в структуре философского знания такого направления, как философия техники. Многие проблемы, которые связаны с техникой, стремительным ростом техносферы, и которые в наше время находятся в центре внимания, как ученых, так и обычных людей, не решены и являются угрожающими и поэтому требуют философского осмысления.
Одной из таких малоисследованных областей есть влияние техники на человека и общество.
Цель работы – выявить и исследовать основные этапы осознания с позиций философии техники результатов обратной связи отношения «техника – человек».
Для раскрытия данной темы нам необходимо решить следующие задачи:
– выделить в философском контексте отрицательное и положительное взаимовлияние техники и человека;
– проанализировать существенные характеристики этого взаимовлияния;
– определить основные философские проблемы техники в современном мире и пути их разрешения.
Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современное общество имеет высочайший уровень техники, хотя ее усовершенствование, кажется, не имеет приделов. Вся история становления человека и человечества в целом связана с развитием и усложнением феномена техники. Но естественно, что техника не сразу достигла своих нынешних высот. Техника в доиндустриальном обществе выступала скорее как искусное ремесло. Технические умения передавались от мастера к ученику в рамках ремесленно-цеховой организации. Умения, навыки, и знания, хотя и были достаточно прогрессивными для своего времени, но все же являлись достоянием достаточно замкнутого круга лиц и поэтому не получали высокой общественной оценки.
В Новое время ситуация изменяется кардинальным образом. С появлением машин общество в значительной степени приобщается к новейшим разработкам технических средств. Мастера заменяет инженер, который является более компетентный в техническом отношении специалистом. Инженер, в отличие от техника, который только обслуживает техническое средство, изобретает, используя научные методы, всесторонне развивая техническую парадигму.
Сегодня мы стоим на пороге новой цивилизации, которая кардинальным образом будет отличаться от всех общественных формаций, существовавших в истории человечества. Одно из названий общества нового типа – информационное. Его принципиальное отличие от предыдущих образований заключается в производстве и перераспределении информации в самом широком смысле. И если раньше для человечества на первом месте было материальное производство, то теперь обработка информации (в том числе биологической), есть определяющим фактором развития современной техники и технологий.
Наряду с прогрессивным внедрением новейших технических средств и технологий в современную жизнь, нельзя не отметить и негативной стороны всеобщей технологизации современного общества.
Собственно философия техники появляется с появлением обратной связи, то есть с осознанием и учетом влияния результатов использования техники на общество и человека в частности;
В эпоху Нового времени проявляются в большей степени позитивные (положительные) стороны обратной связи в результате использования техники. В области философии техники этот период, мы рассматриваем как классический, где царит оптимистичная мысль о том, что наука и техника способны решить основные проблемы общественного развития.
В классический период развития техники, который находит отражение в философии техники этого времени, человечеству удается предотвращать негативное воздействие техники на окружающую среду, или эффективно нейтрализовать его, поскольку параметры негативной (отрицательной) обратной связи, например, предельный уровень и время реакции, соизмеримы с параметрами положительной (позитивной) обратной связи.
Неклассический период развития европейской цивилизации и ее осмысление в рамках философии техники связан с доминированием информационного компонента в технической деятельности, на который почти сразу падает вся тяжесть отрицательной (негативной) обратной связи. Поскольку интенсиональных теории информации еще не создано, в ситуации отрицательной обратной связи выходят из изучения конкретной ситуации или конкретного устройства. Эта проблема касается новых направлений развития философии.
Уже со второй половины XX века в мире быстро нарастают глобальные проблемы, многие из которых напрямую связаны с ростом мощности и разрушительности используемых технических средств. Среди них: загрязнение окружающей среды, нарушение экологического равновесия, истощение природных ресурсов, рост масштабов и степени опасности техногенных аварий, а также разрушительная сила создаваемого оружия и многие другие техногенные факторы.
Кроме того, возникла серьезная проблема, связанная с опасностью последствий нарастающего разрыва между уровнями технологии и нравственности.
Все чаще проявляется опасная зависимость жизни общества от технологических рисков, что связаны с появлением сверхмощных объектов техники (опасных химических производств, ядерных объектов, запусков ракетно-космических систем и др.).
В современном мире появилось большое количество специалистов с односторонне-техническим образованием, которое не сбалансировано соответствующим ростом культуры, нравственности, гуманитарных знаний и ценностей. Такие люди обладают узкотехническим, «машиноподобным» мышлением и доверять им управление людьми и общественными процессами и современным производством просто опасно.
Поэтому к роли техники и технических специалистов в жизни общества на современном этапе необходимо подходить реалистично. Такой реалистичный подход в современных условиях к техническому прогрессу предполагает учитывать противоречивою роль техники в общественном развитии. Позитивную техники в нашей жизни никто не умаляет, но существуют и негативные аспекты ее влияния на общество. Поэтому необходимо принять все меры для снижения риска применения технических средств в современном мире. Для этого необходимо:
– проведение экспертиз существующих рискогенных производств и вновь создаваемых объектов техники с точки зрения безопасности их применения и предотвращения возможных катастроф;
– гуманизация техники и современного образования, особенно технического.
Сейчас уже ни для кого не секрет, что устойчивость существования человеческих сообществ зависит от возможности ограничения экологической и социальной агрессии компенсацией их технического развития моральными нормами, знаниями и культурными ограничениями.
Мы неоднократно наблюдали ситуации в мире, когда мощности производственных и боевых технологий существенно превосходят качество культурных регуляторов и ограничителей. Подобное общество становится жертвой собственного могущества, подрывая при этом природные и социальные факторы своего существования. В этом причина гибели многих стран и цивилизаций.
В мире людей, особенно с развитием техники и технологий, всегда действовал Закон техногуманитарного баланса: всякое качественное совершенствование технических орудий и возрастание мощи используемых энергетических источников должно быть сбалансировано ростом нравственности, образованности, культуры, развитием правовых и политических регуляторов общественной жизни.
Мы можем с уверенностью утверждать, что цивилизация на нашей планете жива до сих пор только благодаря тому, что люди, становясь образованнее и сильнее, все же старались лучше понимать окружающий мир и друг друга. Нравственность побеждала желание быть первыми во всем и всегда, не смотря ни на какие жертвы. Поэтому именно ответом общества на разрушительные кризисы, что были вызваны применением технических новшеств, стали крупнейшие организационные, интеллектуальные, технологические и моральные преобразования в истории человечества.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Этапы развития техники
Техника (от греч. techne – мастерство, искусство) в широком смысле обозначает систему разнообразных предметов и средств труда, созданных и используемых человеком, которые включены в структуру общественного и индивидуального производства и потребления. Свой многовековой опыт, различные методы деятельности и познания по совершенствованию своей среды и преобразованию природы синтезировал человек в технике.(11)
Сущность технических средств, единство их содержания и формы отображает диалектичный характер воздействия человека на природу и общество.
На протяжении первого этапа развития техники формально складывались, и постепенно преобразовывались первобытно-общинные отношения. Данная общественно-экономическая формация имела достаточно примитивный вид, а деятельность человека ограничивалась преимущественно его семейно-родовыми потребностями. Примитивные хозяйственные приспособления, появившиеся в это время, использовались для бытовых нужд. Они часто носили случайный характер, потому что не изобретались человеком, а случайно как бы находились им. Испанского философ и публицист Х. Ортега-и-Гассет назвал эту технику «техникой случая». Не понимая значения орудий труда, первобытный человек, естественно, не мог представить, как его изготовить и ограничивался лишь тем, что использовал для своих нужд пригодные природные предметы.
Количество технико-хозяйственных средств было ограничено, а операции по их изготовлению были довольно примитивными и передавались из поколения в поколение. Не осознавая себя субъектом своей деятельности, человек не мог быть и творцом техники. Он «еще не ощущает себя как homo faber», поэтому техника принимается им как часть природы, с которой он пребывает в единстве (Х. Ортега-и-Гассет) (7, с.241).

Сам человек формировался в процессе применения первых примитивных технических приспособлений: каменный топор, скребок, нож, лук, копьё, шило, прялки т.п. Со временем, развивая технику и способы её применения, человек приобретал свойства биосоциального существа. Техническая деятельность и техническое творчество дало возможность проявить уникальные способности человека – материализовать своё мышление, делать его предметным.
Человек из homo sapiens, человека разумного, превратился в homo faber, человека – деятеля, изобретателя, творца, который не просто копировал природу, а создавал такие артефакты (искусственные предметы, возникающие на основе знаний и умений), которых не было в природе, начиная ветряными мельницами и заканчивая космическими кораблями.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы