Контрольная работа Гуманитарные науки Философия

Контрольная работа на тему Философская система Бердяева Н.А.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

 

Введение. 3

1. Биография Н.А. Бердяева. 6

2. Философские взгляды
Н.А. Бердяева
. 8

3. Современное значение
философии Н. А. Бердяева
. 21

Заключение. 24

Список использованной
литературы
.. 26

  

Введение:

 

 

 

Актуальность темы работы. Вопрос о специфике философской системы и метода
обсуждался в философии всегда. Он связан с проблемой теоретической строгости
(теоретической дисциплины): с четким, строгим соотношением между философской
системой и философским методом. Данное соотношение характеризуется выражением
идей мыслителя в рамках одной из методологий: метафизической либо
диалектической, а также тем, что философской системе необходимо выражаться в
методе, а методу в системе.

Специфику соотношения философской системы и философского метода в
философии и науке изучали Ф.В.Й. Шеллинг, И.Г. Фихте, К.С. Бакрадзе, К.И. Гулиан,
Н.А. Князев, С.Ю. Пискорская, Н.М. Чуринов. Исследователи полагают, что
теоретическая строгость выражается четким соотношением системы и метода
(содержания и формы, материи и формы), а также построением философской системы
в рамках определенной методологической традиции. Ученые также отмечают, что
нарушение данных правил может привести к разрушению философской системы и
невозможности ее использования человеком в познавательной и практической
деятельности.

Метафизическая методология характеризуется идеями свободы,
индивидуализма, репрезентации, а диалектическая выражает идеи отражения,
совершенствования, развития, единства мира, гармонии.

Н.А. Бердяев является в основном философом метафизической системы
теоретизирования, хотя при этом он нередко освещает содержание
действительности, включая положения, адекватные диалектической методологической
традиции, особенно в работах «Философия свободы», «Я и мир объектов».

Мыслитель в работе «Философия свободы» показывает в большей степени
метафизическую методологию. Рассуждая о соотношении религии и философии, автор
полагает, что философия должна всегда зависеть от религии, она дает философии
темы для обсуждения.

Н.А. Бердяев говорит о соотношении знания и веры в философии. Он
устанавливает, что знание никогда не является копированием действительности, ее
отражением, дублированием бытия. Субъект выступает живым деятелем в бытии,
создателем ценностей бытия. «Знание ни в каком смысле не есть отражение,
копирование, дублирование бытия и ни в каком смысле не есть создание,
конструирование бытия. Познающий субъект не есть пассивный отражатель бытия и
не есть активный его создатель, он живой деятель в бытии, развиватель бытия,
повышающий творческую энергию бытия, создатель ценностей бытия». Познающий
субъект, по Н.А. Бердяеву, формируется в обществе и всецело зависит от него, и
только творчество позволяет ему быть свободным и обнаруживает те степени
свободы, в которых он может реализоваться как свободный человек.

Здесь философ представляет неономиналистскую версию метафизики, в которой
ценности, создаваемые субъектом, выступают репрезентацией действительности,
которая является репрезентантом.

Н.А. Бердяев, будучи по своей философской специализации философом
экзистенциалистской школы, полагает, что переживание выступает как способ
приобщения человека к любым видам деятельности и как путь познания
действительности, поскольку, как он полагает, переживание мы находим не только
в душе человека, но и в душе мира, в истории, в культуре. «Вся культура есть
объективирование мистических «переживаний». Вся культура развивается из культа,
это исторически и научно установлено; культ же есть объективирование
религиозной мистики, и в нем нет никакой рационализации. Объективирование,
изречение, воплощение в актах не есть рационализация, не есть умерщвление; это
— продолжение творения мира, творчество совместное с Богом». Переживание
раскрывает неономиналистскую версию метафизики, в которой оно выступает
метафизическим методом, создающим культуру. При этом культура выступает
репрезентацией действительности, которая является ее репрезентантом.

Несмотря на разработанную Н.А. Бердяевым версию экзистенциализма, он
остается не вполне последовательным сторонником данного западного направления
философского теоретизирования. В его философской системе недостаточно
раскрывается та сторона теоретической строгости, согласно которой есть
необходимость придерживаться требования соответствия философской системы ее
методу.

Цель
работы – изучить философскую систему Н.А. Бердяева.

Задачи
работы:

1.               
Изучить биографию Н.А. Бердяева;

2.               
Рассмотреть философские взгляды Н.А.
Бердяева;

3.               
Определить современное значение философии
Н.А. Бердяева.

Работа
состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

 

Одним из главных методов становления личности у Н.А. Бердяева, помимо
творчества, является созерцание, основанное на индивидуальном познании, оно
является метафизическим методом. «Созерцание так же необходимо для претворения
«я» в личность, как и творческая активность. Существование моего «я» есть
движение и изменение, активность и создание нового, не бывшего. Но оно есть
также созерцание, углубление, сосредоточение, выход из времени, погружение в
мгновение».

Н.А. Бердяев характеризует личность еще и в рамках диалектической
методологии, выражающейся пониманием человека как образа Бога и характеристикой
личности как духовно-душевнотелесного существа. «Личность может быть определена
как единство в многообразии, единство сложное, духовно-душевно-телесное.
Отвлеченное духовное единство без сложного многообразия не есть личность.
Личность целостна, в нее входит и дух, и душа, и тело».

Анализируя специфику личности, философ акцентирует внимание на ее
самоценности, утверждая, что «личность не может быть частью в отношении к
какому-либо целому, космическому или социальному, она обладает самоценностью,
она не может быть обращена в средство».

Данная идея выражает метафизическую методологию, поскольку характеризует
личность, акцентируя внимание только на ее самоценности и необходимости.

Важно сказать о том, что в работе Н.А. Бердяева «Я и мир объектов»
философская система и метод не выражены в рамках определенной методологии, это
нарушает теоретическую строгость и препятствует процессу познания и
формирования личности.

На основе вышеизложенного отметим следующее: диалектика необходимости и
свободы, диалектика образа и прообраза и общие метафизические установки Н. А.
Бердяева свидетельствуют о том, что он не в полной мере придерживался
требования соответствия философской системы ее методу. Это, безусловно,
сказалось на качестве его философской системы и обнаруживает ее недостатки,
относящиеся к стандартам теоретической строгости.



 

Фрагмент текста работы:

 

1. Биография Н.А. Бердяева

 

Николай Александрович Бердяев — русский религиозный и политический
философ, один из ярчайших представителей русского религиозно-философского
ренессанса. Появился на свет 18 марта 1874 г. в Киеве. Будучи потомком
старинного дворянского рода, был отдан на обучение в кадетский корпус, где
впервые состоялось его знакомство с философией, и проснулся горячий интерес к
этой науке. Затем была учеба на естественном факультете Киевского университета,
обучение там же на юридическом факультете, но студент Бердяев продолжал
заниматься философией.

Объектом особого интереса для него являлся марксизм. Будучи аристократом
по происхождению, Бердяев был революционером, бунтарем по духу. Участие в
студенческих беспорядках стоило ему отчисления из университета и ссылки в
Вологду в 1898 г. Дебютная его статья была обнародована в марксистском журнале
в 1899 г.

По возвращении домой из вологодской ссылки в 1901 г. Николай Бердяев
проникается идеями православия. В этом же году он приезжает в Петербург, где
становится одним из редакторов «Нового пути» — религиозно-философского журнала.
Политическая деятельность привела его к полному разочарованию, и теперь все
мысли Бердяева были сконцентрированы на просвещении религиозно-культурного
характера. У него сложились весьма теплые отношения с такими представителями
русского ренессанса начала XX ст., как Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Иванов.
Он участвовал в написании сборника статей под названием «Вехи», в котором
красной нитью проходил призыв к интеллигенции отвернуть революцию. После опубликования
этого своеобразного манифеста возникает движение под названием «верховство», в
котором Бердяев занимал одну из ключевых позиций вместе с С. Булгаковым, С.
Франком, Л. Струве.

В 1908 г. он приезжает в Москву, где сближается с П. Флоренским и Трубецким,
представлявшими т.н. православное возрождение. В 1911 г. увидела свет его
первая масштабная самостоятельная работа под названием «Философия
свободы». В столице Бердяев встретил Февральскую и Октябрьскую революции.
Это был период напряженной душевной работы. В 1919 г. им была основана вольная
академия духовной культуры, которой было суждено просуществовать до 1922 г. В
1920 г. Н.А. Бердяев стал профессором Московского университета. Отношения с
новой властью не заладились. В 1920 г. его впервые арестовали, но быстро
освободили по причине непричастности к делу, по которому он проходил. Второй
арест опального философа в 1920 г. закончился его высылкой за пределы
государства.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы