Контрольная работа Гуманитарные науки Философия

Контрольная работа на тему Философия Возрождения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Часть 1. Общая
характеристика философии эпохи Возрождения
. 4

Часть 2. Неоплатонизм
Николая Кузанского и Джордано Бруно
. 8

Часть 3.
Социально-философские идеи эпохи Возрождения
. 12

Заключение. 20

Список использованной литературы   22  

Введение:

 

Эпоха Возрождения представляет собой эпоху формирования системы капиталистических
отношений, устройства новых национальных государств и монархий. Это было время глубинных
социальных конфликтов и трансформаций: крестьянские войны в Германии, религиозные
войны во Франции, буржуазная революция в Нидерландах.

Тем не менее, эпоха Ренессанса отличается существенными достижениями во многих
ключевых областях жизни европейского общества и культуры. Культура и философия Возрождения
берут свое начало из Италии. Ренессансное мировоззрение зародилось в XIV в. (в
период т.н. “треченто”), достигло своего апогея уже в XV веке (период
“кватроченто”). В XVI в. (период “чинквеченто”) Ренессанс превратился в
повсеместное общеевропейское явление. На территории Италии истоком Возрождения
стала Флоренция. Поскольку Италия того времени была центром ремесел и торговли,
искусств и литературы, именно на этой территории существовал повышенный интерес
ко всему новому.

Философия Возрождения развивается одновременно с завершением популярности
идей поздней схоластки, и в целом она не зависит от философии Средневековья.
Напротив, философия эпохи Ренессанса характеризуется повышенным интересом к
античной классической культуре и философии. Именно стремление к «возрождению»
античности и дало название рассматриваемой в настоящей работе эпохе. И именно
философское античное наследие было одним из важнейших для формирования культуры
Возрождения в целом. По сути, речь идет о модернизации и переосмыслении идей
Аристотеля, Платона, стоиков, эпикурейцев и прочих школ античной философской
мысли.

Актуальность

Тема настоящей работы является актуальной исходя из самой сути эпохи
Возрождения – она стала ответом на кризис Средневекового мировоззрения. В
обществе сформировался запрос на поиск иных идеалов и смыслов, и такие идеалы и
смыслы были найдены в прошлом – в античности. Сегодня в стране и мире также
наблюдается кризис ценностей и слом устоявшихся ориентиров, следовательно,
существует запрос на преобразования системы ценностей. Но ответ на вопрос,
какие ценности заменят современные, пока не получен. И тем интереснее оценивать
эпоху Возрождения как успешный пример смены культурной и ценностной парадигмы.

Цель

Цель настоящей работы заключается в анализе основных направлений
философии эпохи Ренессанса.

Задачи

Поставленная цель подразумевает выполнение следующих задач:

1.     Изучить общие особенности философии
эпохи Возрождения;

2.     Проанализировать черты неоплатонизма
и учения Н. Кузанского и Дж. Бруно;

3.     Проанализировать специфику
социально-философских воззрений эпохи Возрождения.

Структура
работы

Настоящая работа состоит из введения, трех частей, последовательно
решающих поставленные задачи, заключения и списка использованной литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1.     Алакшина
И.С., Геворкян А.Э. Тенекчиян А.А. Философия для студентов вузов – Ростов н/Д,
2006 – с.29-31

2.     Алексеев
П.В., Панин А.В. Философия: учебник – 3-изд., перераб., доп. – М: Проспект,
2006 – с. 123-125

3.     Дильтей
В., Воззрения на мир и исследования человека со времен Возрождения и Реформации
– М.: Университет.книга, 2000

4.     Жильсон
Э., Бог и философия // Избранное: христианская философия; пер. с фр. И нем. –
М.: РОССПЭН, 2004, с. 604-618

5.     Моисеева
Н.А., Сороковикова В.И. Философия: краткий курс – Спб.: Питер, 2008 – с.76-81

6.     Самойлов
С.Ф. История философии: учебное пособие – Краснодар: Краснодар, ун-т МВД
России, 2007, с.27-30

7.     Философия:
учеб.пособие для высш.учебных заведений/ под ред. В.П. Кохановского – изд.12-е
– Ростов н/Д: Феникс, 2006

 

Фрагмент текста работы:

 

Часть 1. Общая характеристика
философии эпохи Возрождения

В первую очередь, подчеркнем, что философия Возрождения отличалась ярко
выраженным антропоцентризмом – что в значительной степени противопоставляло ее
философии Средних Веков. В то время как в Средневековье человек воспринимался
исключительно в контексте отношений с богом, в Ренессанс все внимание было
обращено на изучение и осмысление особенностей земного образа жизни человека,
его быта, тела и т.д. Человек стал восприниматься деятельной творческой
личностью, вне зависимости от сферы своего выражения – искусство, техника,
политика, литература и т.д. По сути, аскетизму прошлого была противопоставлена
яркая новая жизнь.

Изменилась также и форма философского трактата – произошел возврат к
античным диалогам – и в этом философы Возрождения стремились вернуться к
античной традиции [1].

Именно эпоха Возрождения зародила основы европейского гуманизма, в
котором именно человек считался мерилом всего и отправной точкой любого анализа
и т.д.

Отметим также, что именно в Ренессанс было положено начало формированию
новой – пантеистической – картины мира. Пантеизм предполагал определенное
отрицание факта божественного творения мира. Пантеисты в своих рассуждениях
отождествляли природу и бога, тем самым обожествляя человека и природу.

Остановимся подробнее на гуманизме Возрождения [3]. Отметим, что
философы-гуманисты не были философами в их традиционном понимании. Чаще всего
ими были представители новых социальных слоев общества — политические деятели,
дипломаты, филологи, поэты. Как указывает сама сущность Возрождения, гуманисты
обращались к античной традиции. Они заново перевели сочинения античных авторов,
открыв Европе многие из них.

Следует отметить, что изначально гуманизм воспринимался крайне враждебно
сторонниками схоластического учения. Гуманисты, в свою очередь, критиковали
официальное университетское образование, поскольку оно было основано на
схоластическом богословии.

В значительной степени, гуманизм был противоположностью средневекового
учения о человеке. Они ставили на первое место телесное начало человека, в отличие
от Средневековых философов, утверждавших первостепенное значение души и
пренебрежительное отношение к телу. Гуманисты настаивали на том, что человека
следует воспринимать как полноценное единство тела и души, и не нужно
отказываться от одного или другого. В данном случае мы можем утверждать о
переосмыслении идей эпикурейцев [1].

Еще одной отличительной особенностью гуманистического восприятия человека
было провозглашение доброты человеческой природы и равенства всех людей –
независимо от сословия. Каждый человек обладает способностями и возможностями к
совершенствованию, и важно всячески поддерживать его деятельность. Средние
Века, в свою очередь, провозглашали религиозный аскетизм.

Исходя из такого явного противопоставления идей гуманизма и средневековой
философии, следует подчеркнуть определенный антиклерикализм гуманистической
философии [2]. Так, яркие представители гуманизма Бруни и Браччолини пишут
диалоги «Против лицемеров», Валла — «О монашеском обете». Служителей церкви
также подвергает критике и Боккаччо в произведении «Декамерон» и т.д.

Заметим, что философия гуманизма зародилась во Флоренции. Этот город был
торговым и культурным центром, а также отличался значительным общим уровнем
образованности жителей. Традиционно предшественником гуманистической философии
считается флорентийский поэт Данте Алигьери, который заявлял, что «из всех
проявлений божественной мудрости человек — величайшее чудо». Именно он первым
сформулировал идею о важности как вечной – посмертной жизни, так и реальной –
земной жизни человека [7].

Франческо Петрарка считается полноценным основателем итальянского
гуманизма. Как и все деятели эпохи Возрождения, он восхищался и пропагандировал
античность, собирал и изучал античные рукописи. Его творчество пропитано идеями
индивидуализма и восхищения (обожествления) природой. Петрарка утверждал, что
познание бога выходит за перечень истинных занятий человека. Схоластику он
считал бесполезной для людей и призывал обратиться к подлинным проблемам
человека. В его представлении о мире и месте человека на первый план выходит
моральный аспект философии [4].

Отметим, что именно Франческо Петрарка зародил основы ренессансной
философии, которая уделяла практически все свое внимание латинской и греческой
культуре, признавая античную культуру образцом.

Еще одной важной фигурой, повлиявшей на европейский гуманизм, был
Джованни Боккаччо. В своем знаменитом произведении «Декамерон» он на первый
план выдвигает горожанина нового типа – он обладает пытливым умом, остроумием,
исполнен энергии и готов вести полноценную яркую жизнь. При этом писатель
всячески критикует и высмеивает духовенство [4].

Колюччо Салютати также утверждал преимущество активной яркой жизни перед
созерцательным аскетизмом. Леон Батиста Альберти подчеркивал активности жизни.
Под активностью он понимал все богатство возможных и доступных человеку видов
деятельности: художественной, государственной, военной, ремесленной, торговой и
т. д. Альберти всячески выступал против изначальной неизменной покорности
судьбе. Кроме того, он критиковал и схоластическую философию, называя ее
рассуждениями, которые ничем не подкреплены [5]. Он полагал, что человек в
полной мере может рассуждать только о том, что видел своими глазами, и о том,
какой опыт получил.

Лоренцо Валла считается основоположником научного подхода к критике
текста. Он использовал свою методологию против священных книг. Валла враждебно
относится к схоластической метафизике. Восхваляя эпикуреизм, он подчеркивал,
что стремление к удовольствию представляет собой ни что иное, как требование
природы, следовательно, безнравственных наслаждений не существует.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы