Контрольная работа на тему Философия свободы в творчестве Н.А. Бердяева
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
БИОГРАФИЯ Н. А. БЕРДЯЕВА В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ
ЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.. 4
ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. БЕРДЯЕВА.. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 13
Введение:
Описывая состояние
философии в начале ХХ столетия, Н.А. Бердяев отмечает два привлекающих внимание
обстоятельства. В философии наблюдается кризис, проявляющийся в ее эпигонстве и
упадке. Это говорит о том, что философское творчество иссякает. В этом плане
мыслитель прав, ибо грандиозные системы классической философии в ХIХ веке ушли в прошлое, породив
множество эпигонских школ.
Итогом эпигонской
эволюции классической философии в Европе, по мнению Бердяева, стали три ее
основных направления— неокантианство, неогегельянство и неопозитивизм. В
сущности, ничего нового в рамках рационалистической традиции, по сравнению с
классической философией, западно-европейская философская мысль в конце ХIХ — начале ХХ столетий предложить не
смогла.
Вместе с тем интерес к
философии в обществе не только не увядал, но и усиливался. Стимулировался этот
интерес потребностью многих людей с помощью философии переосмыслить свое
миросозерцание. Однако философия на переломе веков не обладала необходимыми для
этого потенциями. В эту философию уже никто не верил так, как верили, скажем, в
Греции (в эпоху расцвета древнегреческой философской мысли) или в Германии (в
эпоху торжества немецкого идеализма). Последним по-настоящему верующим в
философию был Гегель. Но немецкий мыслитель обожествил свою философскую
систему, возвел философскую гордыню в абсолют и тем самым предопределил ее
свержение. Таким образом, происходит «кризис философии»
В связи с этим очень
ценными становятся философские взгляды Н. А. Бердяева. В данном реферате мы
рассмотрим его философию свободы. В начале коротко осмотрим факты его
биографии, которые повлияли
Заключение:
Свобода — главная тема
философии Бердяева. Его часто называли философом свободы, а однажды, как это ни
парадоксально звучит, даже «узником свободы». Бердяев никогда в жизни не
испытывал никакого авторитета ни в семье, ни в школе, ни в собственной семье,
даже в религиозной жизни. Он всегда боролся за свою независимость, что для него
означало независимость духа и мысли. Бердяев посвятил всю свою жизнь созданию и
совершенствованию философии свободы.
Его основная идея
заключается в том, что свобода предшествует существованию, что ставит понятие
свободы на высший метафизический уровень. Свобода Бердяева очень тесно связана
с его религиозными убеждениями. Он утверждает, что Бог присутствует только в
свободе и действует только через свободу. Бердяев проводит четкое различие
между своей концепцией свободы и традиционной философско-теологической идеей
свободы воли. Его свобода имеет гораздо более общее значение.
«Свобода — это моя
независимость и определение себя изнутри, свобода — это моя творческая сила, а не выбор
между добром и злом, с которым я сталкиваюсь, но мое творение добра и зла. Сама
ситуация выбора может вызывать чувство угнетения, нерешительности или даже ощущение
отсутствия свободы. Освобождение приходит, когда выбор сделан, и я двигаюсь по
своему творческому пути»[2].
Из этого отрывка мы
видим, что Бердяев говорит о чем-то большем, чем свобода выбора. Фиксированные
варианты выбора и реальная идея столкнуться с выбором по-прежнему накладывают
определенные ограничения на личность, и, следовательно, свобода воли не
является абсолютной свободой философии Бердяева.
Кроме того, в этой
цитате свобода связана с творчеством — еще одним важным понятием в мире
Бердяева. И снова идея творчества для него имеет гораздо более широкое
значение. Это попытка достичь чего-то более высокого, чем наша повседневная
материальная реальность, выйти за рамки ограничений, которые налагает на нас
материальный мир. Творчество Бердяева — это создание чего-то совершенно нового,
чего раньше не было.
Фрагмент текста работы:
БИОГРАФИЯ Н. А. БЕРДЯЕВА В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЕГО
МИРОВОЗЗРЕНИЯ Николай Александрович
Бердяев родился 6 марта 1874 года в Киеве. По рождению и воспитанию был
аристократом. Его отец, Александр Михайлович Бердяев, происходил из длинной
дворянской линии Киева и Харькова. Почти все его предки были
высокопоставленными военными, но сам он довольно рано уволился из армии и стал
активным участником общественной жизни киевской аристократии. Мать Николая,
Алина Сергеевна Бердяева, была наполовину француженкой, тоже выходцем из высших
слоев французской и русской знати. Отец Бердяева был образованным человеком, на
него сильно повлиял Вольтер. Он считал себя вольнодумцем и очень скептически
относился к религии. Мать Николая, православная по происхождению, в своих
взглядах на религию была скорее католической, чем ортодоксальной. Это могло
быть одной из причин, по которым Бердяев, очень религиозный человек и
религиозный философ, презирал официальную православную церковь.
Детство он провел дома,
без друзей своего возраста. С этого раннего возраста он всегда чувствовал
враждебность и отчуждение по отношению к внешнему миру, за что это одиночество
могло быть ответственно, по крайней мере частично. Это оказало сильное влияние
на его философию, которая очень субъективна и очень идеалистична. Он постоянно
создавал свой внутренний мир, чтобы противопоставить его внешнему материальному
миру, в котором он видел так много несправедливостей и несовершенств.
Его родители не налагали
на него особых ограничений, и в результате он никогда не мог мириться с
властью. Когда позже он пошел в военное училище, эта ненависть к любому
подавлению личной свободы стала еще сильнее. На протяжении всей своей жизни и
во всех ее аспектах Бердяев не любил форму, чины и формализм. Бердяев много читал с самого
раннего возраста и сохранил эту привычку до самой смерти. Библиотека его отца
снабжала его работами Гегеля, Шопенгауэра и Канта, которых он прочитал, когда
ему было всего четырнадцать лет. Однако единственной областью традиционного
систематического обучения, в которой Бердяев был хорош, были языки.
Бердяев решил посвятить
свою жизнь философии и, нарушив старые семейные традиции, бросил военное
училище и поступил в университет. В 1894 году он сдал вступительные экзамены в
Киевский университет и начал изучать естественные науки. Через год он перешел
на юриспруденцию.
Конец XIX века был временем большой
революционной активности русской интеллигенции, особенно студентов вузов.
Бердяев, как и многие образованные люди того периода, стал марксистом и принял
участие в политических процессах. В 1898 г. Бердяев был арестован на
студенческой демонстрации и исключен из университета. Он был освобожден с
предупреждением, но позже его причастность к нелегальной прессе была
обнаружена, и он был приговорен к трем годам ссылки в Вологодской области в
центральной России. Отчасти из-за влияния его семьи эти меры были умеренными по
сравнению с теми, которые применялись против профессиональных революционеров,
многие из которых провели десятилетия в тюрьмах и ссылках, и чрезвычайно
умеренными по сравнению со сталинскими тюрьмами и трудовыми лагерями. За три
года пребывания в Вологде Бердяев не испытывал физического и почти морального
дискомфорта.
В 1904 году Бердяев
вернулся в Киев, где познакомился и женился на Лидии Трушевой, дочери
известного адвоката. Он был очень влюблен в Лидию, которая разделила все
трудности его жизни. В том же году Бердяев и его жена переехали в столицу
страны — Санкт-Петербург. Это был центр интеллектуальной, философской,
литературной и революционной деятельности. Бердяев стал важной частью этой
насыщенной жизни города.
В этот период своей жизни
Бердяев полностью отошел от радикальных марксистов, стремившихся к вооруженному
восстанию против режима. Его внимание было сосредоточено на метафизическом и
духовном развитии, а не на политической борьбе. Именно в это время Православная
Церковь стала важной частью его жизни. Такой поворот к церкви иногда называют
обращением, но в данном случае этот термин не совсем подходит. Бердяев был
православным христианином и искренне верил в Бога всю свою жизнь, но с этого
момента религия и религиозная философия стали основной частью его творчества.
В 1912 году Бердяев с
семьей отправился в Италию. Во Флоренции под влиянием чудес итальянского
Возрождения Бердяев написал одну из важнейших своих книг «Смысл творческого
акта». Находясь в стране, где практически зародилось человеческое творчество,
было бы странно, если бы он не написал эту книгу. Эта книга сделала ее автора
широко известным в философских кругах.
Вернувшись в Россию,
Бердяев продолжал участвовать в религиозной деятельности. Он даже осмелился
опубликовать статью с критикой Священного Синода Русской Церкви за то, что он
приказал группе монахов отказаться от своего набора учений, которые не
соответствовали официальной церковной доктрине. Он был арестован по обвинению в
богохульстве, наказанием за которое была пожизненная ссылка в Сибирь. Приговору
помешала привести в исполнение революция 1917 года.
За время правления
советской власти Бердяева сослали во Францию, Париж. Там он организовал деятельность
своей Академии. Он преподавал, читал лекции и писал книги. Его работа была лишь
частично прервана Второй мировой войной и оккупацией Франции. За четверть века,
проведенную во Франции, Бердяев написал пятнадцать книг, своих самых важных
произведений. Он умер 23 марта 1948 года [3].