Контрольная работа на тему Философия Платона.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
1.Формирование
философских взглядов Платона. 3
2. Учение
Платона о мире идей и вещей. 6
3. Учение о
бытии и небытии. 10
4. Учение о
знании. 13
Заключение. 16
Список
используемой литературы.. 18
Введение:
В истории мировой культуры Платон (427-347 до н.э.) —
великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель — философ, ученый,
писатель — принадлежит всему человечеству. Не будь его книг, мы не только хуже
понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, — мы хуже понимали бы
самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия,
вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений, в чем
их завлекающая сила. Если в целом греки были создателями как бы «пробных
систем» философии, то Платон создал «пробную систему» идеализма. В кругу
вопросов, составлявших эту систему, некоторые настолько занимали ум Платона,
что он разрабатывал их не только как философ, но и как ученый. Такими были
специальные вопросы математики, астрономии (космологии), музыкальной акустики.
Учение Платона — глава не только в истории античной философии, но и в истории
античной науки. Школа Платона одна из школ античной математики. Изучение
математики Платон рассматривал не в плане одной лишь педагогики, как стадию в
воспитании ума, как тренировку логическую и диалектическую, но и в плане задач
положительного знания.
Платоном был создан и разработан один из двух основных
типов философского мировоззрения. Платон — создатель философского идеализма.
Материализм был развит как философское воззрение старшим современником Платона
Демокритом. Идеализм же, как учение и мировоззрение, принципиально
противоположное материализму, был впервые развит Платоном. С этого времени вся
дальнейшая история философии оказывается историей борьбы материализма и
идеализма, «линий Платона и Демокрита». Учение, созданное Платоном многогранное
и широкое. Оно охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека,
и о познании, и об общественно- политическом строе, и о языке, и об искусстве —
поэзии, скульптуре, живописи, о красноречии и о воспитании.
Заключение:
Таким образом, можно сказать, что Платон (427 — 347 до н.
э.) является величайшим мыслителем Древней Греции, вечной загадкой мировой
культуры, создателем системы объективного идеализма, основателем первой в мире
Академии, просуществовавшей почти тысячу лет, человеком, чей образ стал
символом и легендой.
Платон – один из великих мыслителей античности. Его
творчество обогатило духовную культуру всего человечества.
Так как основу учения Платона составлял философский
идеализм, то совершенно естественно, что наибольшее впечатление Платон всегда
производил на мыслителей, склонных к идеализму. В учении Платона они видели
образец для собственных идеалистических построений и гипотез.
Между идеализмом философии Платона и религией существует
нерасторжимая связь. Но в этой связи есть особенность, которая сообщает ей
характер воззрения чисто античного, древнегреческого. Религиозные источники
платоновской философии неотделимы от мифологии, а сама мифология несёт на себе
печать платоновской диалектики.
Ядром философского учения Платона является его теория
идей. Идея для Платона не есть понятие человеческого ума. Она есть истинно
сущий род бытия. Она объективна, безотносительна, независима от времени и
пространства, бестелесна, вечна, недоступна чувственным восприятиям и постигается
только разумом. Идея предстает как источник бытия вещей, как идеальный образец,
взирая на который Демиург создает мир чувственных вещей.
Идея — это цель, к которой устремляются все чувственные
вещи. Идея — не только порождающая модель, но и смысловой предел вещи,
заключающий в себе все многообразие ее чувственных воплощений. Идеи находятся в
особом «умном месте» и составляют особое царство идеальных сущностей. Мир идей
обладает структурой. На вершине пирамиды находится наивысшая идея — Блага. Миру
идей, то есть миру истинно сущего бытия, противостоит не мир чувственных вещей,
а мир небытия, т.е. материи. Решая вопрос о характере взаимосвязи идей и вещей,
Платон говорит о трех видах отношений: подражании, причастности и присутствии.
Познание, по Платону, есть процесс созерцания разумом
высших сущностей и делится этот процесс на два этапа. Сначала познание
осуществляется чистой душой, ибо еще до рождения тела она уже все видела.
Однако, когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются
его телесные органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознает
свои знания.
В процессе развития человека она вспоминает свои знания,
которые видела раньше. При этом чувственно-эмпирический опыт является лишь
толчком к воспоминанию, поэтому Платон советует напрямую обращаться к душе,
минуя по возможности органы чувств. Сделать это можно при помощи речи, считает
Платон, а основным средством воспоминания является метод диалектики, беседа.
Человек являет собою единство души и тела, в основе
которой лежит душа. Тело же — лишь тюрьма для души, оно порождает все
неприятности жизни, зло, от которого душа гибнет, если она слишком срослась с
телом в процессе удовлетворения своих вожделений. «Забота о душе», очищение ее
возможны лишь путем рационального познания, приводящего к нравственному
преображению.
Из всего вышесказанного следует вывод, что в творчестве
Платона античная философия достигла своей кульминации.
Фрагмент текста работы:
1.Формирование
философских взглядов Платона. По происхождению Платон
принадлежал к весьма знатному афинскому роду. Старинная, царского происхождения
семья философа имела прочные аристократические традиции.
Платон родился в 427 году до н.
э. на острове Эгина. В юности будущий философ получил всестороннее воспитание,
которое соответствовало представлениям классической античности о современном,
идеальном человеке. В молодые годы Платон увлекался живописью, сочинял изящные
эпиграммы, трагедии. Особенно он любил комиков Аристофана и Софокла, что дало
повод ему самому сочинять комедии, учась у своих любимцев правдивому
изображению действующих лиц. Значительное влияние на его поэтические занятия
оказало творчество знаменитого комедиографа из Сицилии пифагорейца Эпихарма
(4-5 вв. до н. э.). Сохранилось 25 эпиграмм, приписываемых Платону.
Однажды молодой Платон стал
свидетелем одной из уличных бесед Сократа. Под сильным впечатлением от этой
встречи он отказался от прежних занятий, сжёг свои поэтические произведения,
примкнул к Сократу и стал одним из его ‹‹ревностных слушателей›› и учеников.
Встреча с Сократом произошла в
408 году до н. э. Платону тогда было 20 лет. С этого времени и вплоть до казни
учителя 399 году до н. э. Платон находился в числе его ‹‹постоянных
собеседников и преданных друзей››. Философствованию Платон научился в
сократовских беседах. Сократ дал своему ученику то, чего ему так не хватало:
твёрдую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются
через приобщение к благу и красоте, трудным путём внутреннего
самосовершенствования[1].
По-видимому, именно беседы
Сократа стали моделью и темой философских работ Платона — диалогов, основным
действующим лицом которых неизменно является Сократ. Очевидно, что платоновский
Сократ не полностью идентичен реальному Сократу, поскольку диалоги Платона —
философские произведения, а не протоколированная запись сократовских бесед.
Платон не выдумывал своего Сократа, он пытался по-своему понять и философски
осветить дела и мысли наставника.
По словам Нерсесянца Н. С. ‹‹всё
творчество Платона пронизано сократовским стилем поиска истины, сократовской
манерой философствования, сократовским пониманием смысла и роли философии в
человеческой жизни, постоянной ориентацией на воплощённый в Сократе масштабный
облик человека, гражданина, философа››[2]. Ранний период творчества
Платона начинается со смерти Сократа и заканчивается первой поездкой Платона в
Сицилию. Это время написания ‹‹Апологии Сократа››, ‹‹Критона››, ‹‹Протагора››,
1-ой книги ‹‹Государства››, ‹‹Лахета››, ‹‹Лисия››, ‹‹Парменида››. В этих
диалогах, называемых ‹‹сократическими››, в целом доминируют взгляды, метод и
подход Сократа — рационализм: поиски общих понятий, углублённый интерес к
моральной проблематике (обсуждаются вопросы: что такое добродетель, благо,
мужество, почитание законов, любовь к родине и т. д.). [1] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых
философов. – М.: Мысль, 1998. [2] Нерсесянц В.С. Платон. — М.: Мысль, 1984. С. 15.