Контрольная работа Гуманитарные науки Философия

Контрольная работа на тему Философия культуры: понятие культуры, культура и цивилизация

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Происхождение понятия «культура», его основные значения 5
2. Культура как философское понятие 6
3. Философский подход к пониманию культуры 7
4. Культура и цивилизация 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

 

  

Введение:

 

Феномен культуры состоит в множественности подходов к пониманию ее определения и изучения. Если обратиться к истокам самого понятия культуры, то изначально этот термин означал обработку земли, уход за ней. Культура в философии обозначает систему человеческой жизнедеятельности, которая исторически развивается. Широта этого определения очевидна, ведь под культурой в философии понимается всё разнообразие и многообразие человеческой деятельности. [5, с. 24]
Так часто получается, что в повседневном мире многое принимается, как данность, это объясняется устоявшимся характером привычных правил жизни. Поэтому и в отношении к культуре отмечен ряд традиционных подходов. Чаще всего культуру трактуют, как некие нормы, требующие стандартного подхода, поступки, которые внутренне присущи каждому человеку. Понятием «культура» как термином оперируют различные науки гуманитарной направленности, в том числе это предмет изучения философии.
Но все-таки, каким бы путем не развивалось понятие культуры, человек всегда мыслился ее частью, располагаясь внутри неё. Так, универсальные мировоззренческие понятия той культуры, которой сформирован данный человек, воспринимаются им как нечто само собой разумеющееся. В соответствии с общими понятиями культуры человек строит свою жизнедеятельность. Причем данные культурные универсалии встречаются во всех областях жизни общества каждого исторического периода. Поэтому при изучении культуры исследователи сталкиваются с общими понятиями, которые образуют целостную систему культуры данного общественного пласта.
Многие исследователи (М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев Э. Кассирер, А. Тойнби), отмечают проявления резкого резонанса между различными сферами культуры в современном мире. Так, в Новое время наблюдалось резкое размежевание между научными открытиями и изменением отношения к религии. [7, с. 14]
Коренное преобразование и переустройство общества всегда тянет за собой изменение ценностей, которые были ранее закреплены в данной культуре. Все социальные изменения приводят к изменениям в культуре, что предполагает революцию в умах, критику мировоззренческих, принятых ранее, ориентиров и переоценку ценностей.
Разносторонность и неоднозначность феномена культуры само собой приводит к изменению подходов к её пониманию. Появляются совершенно новые подходы, связанные с новыми общественными отношениями: аксиологический, гуманистический, семиотический, деятельностный, герменевтический, социологический и многие другие.
Выявление наиболее общих подходов к пониманию культуры, ее связи с цивилизацией является целью нашей работы.
Чтобы отобразить данную цель в полной мере необходимо решить следующие задачи:
– определить наиболее общее понятие культуры;
– рассмотреть особенности каждого из подходов к пониманию культуры.
– показать общее и различное в понимании культуры и цивилизации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одним из самых сложных для понимания является феномен культуры. В литературе, что, так или иначе, затрагивает этот предмет, насчитывается более двухсот определений культуры. Поэтому нет ничего удивительного, что история философии имеет множество подходов к пониманию данного феномена
С момента введение понятия и его философского обоснования понимание культуры претерпело целый ряд качественных изменений. В разные времена понимание культуры то расширялось, то становилось предельно узким. Философы и мыслители разных эпох старались привнести в это понятие свой взгляд на этот предмет, что позволило бы в какой-то мере обрести ясность в его определение.
Со временем и углублением понимания феномена культуры стало очевидно, что современное положение дел напрямую диктует понимание культуры. Так, по выражению Гегеля, если дух эпохи Просвещения был направлен на разум, то и культура имела рационалистический характер. Поэтому подходы к пониманию культуры зависят от характеристик времени общественного развития[12, с.327].
Изначальной универсальностью обладает гуманистический подход, и в этом его особенность, поскольку этот подход предполагал культуру всей деятельности человека. Немного позже, начиная с определения Канта, культура трактуется как разумная деятельность индивида. Акцент на материальные и духовные ценности, которые дают возможность преемственности культуры, предполагают аксиологический подход к пониманию культуры. Знаками и символами культуры оперирует семиотический подход. Данные знаки и символы, что накоплены в результате исторического процесса, обеспечивают впоследствии культурную общность людей.
Историческая практика доказывает, что социум и культура неразделимы, они подчёркивают и воспроизводят друг друга. Соотнесение всех этих подходов состоит в видении человека неотъемлемой частью культуры, или создателем её в процессе своей деятельности. Среди различий – разносторонние акценты на разных областях человеческой жизни и деятельности.
Цивилизация выражает нечто общее, рациональное, стабильное. Она представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, в традициях, способах делового и бытового поведения. Они образуют механизм, гарантирующий функциональную стабильность общества. Цивилизация определяет общее в сообществах, возникающих на базе однотипных технологий.
Культура – это выражение индивидуального начала каждого социума. Исторические этно-социальные культуры есть отражение и выражение в нормах поведения, в правилах жизни и деятельности, в традициях и привычках не общий у разных народов, стоящих на одной цивилизационной ступени, а того, что специфично для их этно-социальной индивидуальности, их исторической судьбы, индивидуальных и неповторимых обстоятельств их прошлого и сегодняшнего бытия, их языка, религии, их географического местоположения, их контактов с другими народами и т.д. Если функция цивилизации – обеспечение общезначимого, стабильного нормативного взаимодействия, то культура отражает, передает и сохраняет индивидуальное начало в рамках каждой данной общности.
Таким образом, цивилизация – это социокультурное образование. Если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры. Именно сегодня проблемы и перспективы современной цивилизации приобретают особый смысл, вследствие противоречий и проблем глобального порядка, приобретающих все более острый характер. Речь идет о сохранении современной цивилизации, безусловном приоритете общечеловеческих интересов, вследствие чего социально-политические противоречия в мире имеют свой предел: они не должны разрушать механизмов жизнедеятельности человечества. Предотвращение термоядерной войны, объединение усилий в противостоянии экологическому кризису, в решении энергетической, продовольственной и сырьевой проблемы – все это необходимые предпосылки сохранения и развития современной цивилизации.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Происхождение понятия «культура», его основные значения
Понятие «культура» многофункционально и многозначно. Кроме того, что это научный термин, который используется всеми социально-гуманитарными науками, оно употребляется в искусстве, философии, и обыденной жизни. Поэтому определение культуры напрямую связано с множеством смысловых оттенков этого понятия. Оно используется как в науке, так и в других сферах бытия человека и общества.
Само слово «culture» латинского происхождения, оно появилось больше 2 тыс. лет тому назад и обозначало обработку почвы. Лингвистическая память об этом первоначальном значении сохранилась во многих биологических и сельскохозяйственных терминах «культура картофеля», «агрокультура», «культура микробов», «окультуренные пастбища» и т.п.
Понятие «культура» было применено к человеку в I в. до н.э. Цицероном в понимании воспитания и образования человека как некого идеального гражданина. Признаками культурного человека стали считать с этого времени его добровольное подчинение правовым, религиозным, моральным и другим нормам, самоограничение. Понятие распространялось на всех членов общества. Причем в самом обществе оно обозначало такой порядок вещей, при котором культура противостояла некому естественному состоянию, которое понималось как спонтанные действия. Таким образом, классическое понимание культуры сформировалось как воспитание и образование человека, а сам термин «культура» стали использовать для обозначения общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития человека и общества. При этом человек выделял мир, им созданный, из естественного мира природы. [1, с. 244]
Культурой в современном понимании часто называют способ существования разных народов в определенные исторические эпохи, специфику этого способа существования или образа жизни, как общества в целом, так и группы людей. Кроме того, культура – это и определенный исторический период, что характеризуется определенным образом жизни отдельных социальных групп или сфер их деятельности. Так, на страницах учебников мы часто встречаем словосочетания «культура Древнего Египта» и «культура эпохи Возрождения», «русская культура», «культура семьи», «культура молодежи», «деревенская культура» и «городская культура», «культура труда» и «культура отдыха» и т.д. [5, с. 25]
На уровне обыденного сознания понятие «культура» в основном связано с произведениями литературы и искусства или всего того, что находится в ведении министерства культуры (или подобного учреждения) в любой стране включая театры, музеи, архивы и т.д. Поэтому под данным термином понимают всю область духовной культуры, формы и продукты интеллектуальной и художественной деятельности.
Повседневная жизнь под словом «культура» понимает нечто позитивное и одобренное, наличие идеала или идеального состояния, с которым мы хоть и неявно сравниваем и оцениваемые явления или факты окружающей действительности. Например, мы часто употребляем словосочетание «высокая профессиональная культура», имея в виду культуру исполнения какой-то вещи. Поведение людей оценивается окружающими с тех же позиций. Но оценка самого человека как культурного или некультурного, выходит из понимания меры и степени его воспитанности. Такое значение иногда применимо и к обществу, основанному на праве, порядке, имеющему моральные устои, когда оно сравнивается с другим, что находится в состоянии варварства. [4, с. 25]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы