Контрольная работа на тему Философия К. Маркса. Проблематика и открытия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Социально-политические условия и теоретические предпосылки философии К. Маркса. 4
2. Практика как исходный принцип философии К. Маркса. 7
3. Материалистическое понимание истории. Структура общества. 9
4. Идея общественно-экономической формации и коммунистическая перспектива человечества. Предыстория и подлинная история. Решение проблемы свободы. 12
Заключение 14
Список используемой литературы 16
Введение:
Актуальность темы. Одна из дат, отмечаемых в философском сооб-ществе в 2018 году, связана с именем Карла Генриха Маркса, одного из величайших мыслителей не только XIX века, но и всей истории человече-ской мысли, которая, не является ограничением только рамками филосо-фии. Эта дата 5 мая — день 200-летия со дня рождения К. Маркса.
Маркси́зм — философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом[1].
За прошедшие годы критики написали много работ, в которых тео-рия марксизма рассматривается с точки зрения совершенно противопо-ложных философских и политических позиций. Дискуссия о ее актуально-сти все еще продолжается [1; 2; 6; 11]. Некоторые исследователи счита-ют, что существует определенная историческая «отсталость» учения К. Маркса, потому что он жил когда-то со своими законами, и на этом осно-вании они утверждают, что его теория не соответствует нашему времени. Некоторые ссылаются на XXI век с его повсеместной информатизацией и резким сокращением промышленного пролетариата, указывая на неточно-сти марксистской теории. Другие говорят, что К. Маркс «продолжает жить» и по-прежнему актуален, как никакой другой автор, его идеи стали неотъемлемой частью мира идей об экономике, в рамках которого мы все думаем. В связи с этим возникает вопрос: что такое «лагерь» научных ис-следователей прав? На самом деле, является ли К. Маркс с его теорией не-вероятно актуальным в наши дни или он стал «архаичным»?
Классический марксизм возник на основе наблюдений Карла Марк-са об обществе раннего капитализма, которое в то время только выходило из «чрева» феодального общества под тяжким угнетением страданий про-летариата. Это общество основано на наследии уходящего общества, ко-торое приходит в упадок и пытается продолжать свое существование. Упадок феодального общества сопровождается серией социальных и поли-тических революций, в ходе которых старая система отношений становит-ся лишь партией, частью новой системы отношений [7-9].
Марксизм основан на философских принципах Г. Гегеля. Ключевой принцип — историзм. К. Маркс считал историю естественным процессом, поэтому она поддается познанию [5].
Одной из величайших экономических работ считается «Столица» К. Маркса. Следует отметить, что в «Капитале» анализ системы всех эконо-мических отношений не начинается с рассмотрения богатства, поскольку богатство является слишком обширной и слишком общей категорией. Ав-тор акцентирует внимание на товаре как важном веществе экономики. К. Маркс полагал, что именно в произведении, как и в «зародыше», объеди-нены все противоречия изучаемой им системы. Причем важен не сам про-дукт, а его ценность. Природа стоимости является одним из центральных вопросов теории ученого.
Заключение:
Не всегда философия в истории была востребованной. Во времена позитивизма, например, не было метафизической потребности, то есть го-товности обращаться к вечным вопросам, требующим человеческой раз-гадке. Развитие естествознания оказался способным удовлетворить интел-лектуальную потребность времени. Религия обслуживает запросы духа. Человек обращает свой взор к Богу, когда испытывает жуткие ощущения одиночества, страх перед смертью, напряжение духовной жизни.
Философия же, наоборот, нередко отбирает у человека последнюю утешение. Она выбивает индивида из жизненной колеи, безжалостно пред-лагая ему твердые истины.Однако в современном мире философия играет огромную роль. К. Ясперс отмечает: «Постоянная цель философствования такова: стать настоящей человеком с помощью понимания бытия; или, что то же, стать самим собой, благодаря тому, что мы достигаем уверенности в Бога. выполнение этого задачи определяется неизменными чертами: «Все-гда и сегодня необходимо совершенствовать работу философского ремес-ла: разворачивать категории и методы, структурировать основное знание — ориентироваться в космосе наук -усваивать философию истории, упраж-няться в спекулятивном мышлении метафизики, в мышлении экзистенци-альной философии, просветляет»[Ясперс К. Содержание и назначение. — М., 1994. — С. 500].
Выход философской мысли на антропологическую проблематику не означает потери значение марксистской философии, правда, при этом аутентичную форме, а не политизированной и идеологизированной систе-мы «марксистско-ленинской идеологии», «руководства к действию» в не-удачном социалистическом эксперименте. Хотелось бы кому-то или нет, но приходится признать тот неоспоримый факт, что в преобразовании капи-тализма времен Маркса на современное цивилизованное западное обще-ство значительный вклад марксистской теории, тем более, что сегодня оно живет с учетом экономических законов, раскрытых Марксом.
Общая система философии марксизма включала довольно широкий спектр антропологических вопросов. И хотя Маркс не создал целостного учения о человеке, но антропологическая проблема всегда находилась в поле его зрения, особенно в период выработки собственного мировоззре-ния. Разбросаны по разным работам, раннего периода, антропологические компоненты марксизма несколько ослаблены в трудах более поздних, что дало основание западным философам различать «молодого» и «зрелого» Маркса. Видя главной задачей философии обоснование политической борьбы, он акцентировал внимание на методологической функции марк-систской философии по конкретным наук, сохраняя основы теории позна-ния и методологические принципы Маркса. В современном осмыслении проблемы человека практически невозможно обойтись без марксистских разработок о роли практической деятельности, человеческих сущностных сил, уникальность и универсальность лица, об отчуждении и пути его пре-одоления, о свободе и необходимости, процессуальность человеческого исторического развития, степень которого определяется степенью реали-зации сущностных сил человека , о месте культуры в качестве исходной признаки человеческого общества и тому подобное. В условиях закрыто-сти «марксистско-ленинской философии» указанное, в сочетании с идеями других философских систем и неортодоксальным прочтением Маркса, ста-новится основной проблематикой различных течений западноевропейской философии, неомарксизму.
Под ней марксизмом в широком смысле понимают неортодоксаль-ный марксизм европейского типа, ставит своей задачей поиски аутентично-го Маркса и осмысления его теории с точки зрения ее адекватности реаль-ным потребностям жизни.
Фрагмент текста работы:
1. Социально-политические условия и теоретические предпосылки философии К. Маркса.
Марксизм, возникший в 50-х годах XIX века, является радикальной социально-политической, экономической и философской концепцией, по-пыткой дать целостное представление о мире, человеке, обществе, общие законы его развития, социально-классовые противоречия и пути их пре-одоления. ее авторами были немецкие философы Карл Маркс (1818 — 1883) и Фридрих Энгельс (1820 — 1895).
Марксизм возник на определенной общественной почве. Его вызвали к жизни соответствующие исторические условия, теоретические источники и научные открытия.Конкретно-историческими условиями возникновения марксизма были: утверждение буржуазных общественных отношений; формирование пролетариата как класса, выход его на политическую аре-ну; потребность рабочего класса в теоретическом осознании своей роли .
Теоретическими источниками марксизма стали: английская полити-ческая экономия (Д. Рикардо, Ад. Смит) немецкая классическая философия (Гегель, Л. Фейербах) социологическая концепция, французских и англий-ских социалистов (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).
Научные предпосылки возникновения марксизма определяются до-стижениями в области естественных наук. Ф. Энгельс выделял в этом плане три наиболее выдающиеся открытия того времени. Это — открытие в 50-х годах XIX века законов сохранения энергии и вещества (Майер, Гельм-гольц, Джоуль) открытие клеточного строения живых организмов (Шлей-ден, Шван, Горянинов) открытие Ч. Дарвина о эволюционные происхож-дения живых организмов. После этих открытий стало ясно, что предыду-щий метод осознания действительности — метафизика — начала уступать но-вой концепции — диалектике. Поскольку общественное сознание всегда яв-ляется отражением общественной действительности, то источники марк-систской философии как формы общественного сознания необходимо ис-кать в общественной жизни, точнее в общественном бытии людей, их мате-риально-предметной деятельности .