Контрольная работа на тему Философия европейского Средневековья.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Религиозный характер
средневековой философии. Учение Августина. 4
2. Европейская схоластика:
номинализм и реализм. 9
3. Развитие диалектики в
средневековой философии: Эриугена, Пьер Абеляр. 13
4. Философия Фомы Аквинского. 16
Заключение. 18
Список использованных источников. 19
Введение:
Актуальность
исследования. Средневековье представляет
собой длительный исторический период в жизни Европы, начинающийся с распада
Римской империи в V в. и заканчивающийся эпохой Возрождения (XIV-XV вв.).
На протяжении этого времени
происходит зарождение новой философии. Так из сознания людей с языческой
античной культурой (философией) постепенно вытесняется и утверждается новая
культура, в качестве стержня которой выступает религия одного бога (монотеизм).
Такое изменение в духовной
парадигме бытия имело огромное значение, как для людей той эпохи, так и для
всей последующей истории. Новая модель изменила самые глубинные основания
человеческой жизни. Эти изменения коснулись отношений человека к самому себе и окружающим
людям, к власти, государству, истории и самому знанию. Появляются совершенно
новые авторитеты, социальные структуры, на историческую арену выходят новые
народы. Роль новой философии теперь сводится к служению религии.
Рассмотрим ее особенности.
Цель
исследования – рассмотреть особенности философии
европейского Средневековья.
Объект
исследования: эпоха Средневековья.
Предмет
исследования: философия Средневековья.
Задачи
исследования:
1. Обозначить религиозный характер средневековой философии.
2. Охарактеризовать особенности европейской схоластики.
3. Обобщить особенности развития диалектики средневековой
философии.
4. Раскрыть особенности философии Фомы Аквинского.
Методы
исследования: теоретические (анализ
литературы, обобщение, синтез).
Заключение:
Средневековье – один из
важнейших этапов мировой философии, оказавший влияние на формирование всей
общефилософской картины мира.
Средневековый спор о
природе универсалий значительно повлиял на дальнейшее развитие логики и
гносеологии, особенно на учения таких крупных философов нового времени, как
Гоббс и Локк. Элементы номинализма встречаются также у Спинозы, а техника
номиналистической критики онтологизма универсалий была использована Веркли и
Юмом при формировании доктрины субъективного идеализма.
Тезис реализма о наличии
общих понятий в человеческом сознании лег впоследствии в основу
идеалистического рационализма (Лейбниц, Декарт), а положение об онтологической
независимости универсалий перешло в немецкий классический идеализм.
Значение средневековой
теологической философии для последующего развития философии состояло в том, что
она стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи
Возрождения и Нового времени; сохранила и развила ряд античных философских идей,
способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный; положила
начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон) и рационалистического (Декарт)
направлений философии как результату соответственно практики номиналистов
опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания
(Я-концепция, рационализм); пробудила интерес к осмыслению исторического
процесса; выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над
злом и в воскрешение.
Фрагмент текста работы:
1. РЕЛИГИОЗНЫЙ ХАРАКТЕР СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ. УЧЕНИЕ АВГУСТИНА
Средневековая философия
возникла и существовала в тот период, когда доминирующим было христианское
религиозное мировоззрение. Другими словами философия этого исторического
периода носила религиозный характер, т.к. все ее основные положения были
христианскими. Ее развитие шло лишь в стенах церковных и монашеских школ, где
она стала «служанкой богословия».
Средневековую философию
принято разделять на ряд периодов:
1. Апологетику (в переводе
с греческого «apologia» значит «защита») – I-III вв., на протяжении этого
времени усилия ее представителей были направлены на обоснование и защиту
положений недавно возникшего христианства перед античной, «языческой»
философией.
2. Патристику (в переводе с
латинского «pater» значит «отец») – III-VIII вв., когда формируются базовые
принципы средневековой философии (христианской), во главе которой становятся
«отцы церкви», наиболее авторитетные христианские мыслители.
3. Схоластику (с греческого
«schole» – «школа») – IX-XV вв. наступает расцвет философии
Средневековья, время рационального обоснования религиозных догм посредством логических
методов [7, с. 99].
Крупнейшим христианским
мыслителем и писателем периода патристики, из наиболее выдающихся отцов церкви
был Аврелий (Блаженный) Августин (354-430 гг.). Именно он выработал основы
первого систематического христианского вероучения, а его богословские труды продолжают
быть признанными в качестве основополагающих в христианской церкви и сегодня.
Мировоззрение Аврелия
Августина является своеобразной смесью христианского религиозно-мифологического
мировосприятия и философского осмысления проблем мироздания. В своих
произведениях он довольно часто говорит о пользе и полезности знаний
философской науки. И в тоже время, философия по Августину, является лишь
средством доказательства истинности религиозного учения.
Философия у него – это чисто
человеческое знание, низшего уровня. При этом такое знание следует полностью
подчинить религии, т.к. лишь вера может открыть человеку высшие истины, имеющие
Божественный характер.
Основу философского учения
Августин составляют взгляды Платона и неоплатоников. Именно с помощью таких
философских систем, по его мнению, можно лучше всего обосновать и доказать всем
истинность христианского вероучения. Поэтому он провел серьезную работу по
христианизации платонизма и неоплатонизма; возведению в абсолют принципов этих
учений, которые соответствовали христианству, и с одновременным не отвержением
неприемлимых для него.
В центр
религиозно-философского учения Августин помещает Бога. Бог – это нематериальный
и всемогущий абсолют, выше которого нет ни чего. Но, в противоположность
неоплатоническому учению о том, что Бог излучает весь мир, а потому и един с
ним, Августин формулирует положение о дуализме Бога и мира, об их
противопоставлении друг другу. Бог создав мир абсолютно не зависит ни от
природы, ни от человека. Тогда как природа и человек, полностью зависимы от
него.