Контрольная работа на тему Философия эпохи Возрождения (Николай Кузанский)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Особенности философии Возрождения 4
2. Истоки философии Н. Кузанского 6
3. Гармония в философских взглядах Н. Кузанского 7
4. Космогония Н. Кузанского 9
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Введение:
Философия Возрождения. XV-XVI вв. в истории философской мысли принято называть эпохой Возрождения, Ренессанса (от фр. renaissance — возрождение). Этот термин употребляется для обозначения периода возрождения античной культуры под влиянием существенных перемен в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Но слишком упрощенно было бы считать, что понятие Возрождения отражает только смысл той эпохи и в духовной жизни наблюдается механическое перенесение на тогдашний грунт культурного наследия античности.
Возрождения, или Ренессанс – одна из самых знаменательных эпох в истории человеческой цивилизации. Срок Возрождения был введен Джорджо Базаре (1511 — 1574) – выдающимся итальянским живописцем, архитектором и историком искусства XVI в.
Хронологически европейское Возрождение как единое культурное движение развернулось в пределах XIV – начала XVII вв. и охватило Италию, Испанию, Францию, Германию, Англию, Далмацию, Венгрию, Польшу, Чехию, северную Хорватию. Но в этих разных странах оно проходило асинхронно.
Прежде всего, Возрождение началось в Италии и в XIV – первой половине XV в. развивалось только в этой стране, а падать там начало уже с середины XVI в. В Германии быстрый подъем ренессансного культурного движения приходится на конец XV – первую треть XVI в., Далее так же быстро затормаживается. Во Франции Возрождение охватило XVI в., В Англии и Испании – конец XV – начало XVII в.
Николай Кузанский – немецкий философ, математик, юрист, родоначальник ренессансного платонизма, один из крупнейших мыслителей европейского Возрождения.
Заключение:
Философия Возрождения (Ренессанса) (XIV-XVI вв.) характеризовалась доминированием в ней идей антропоцентризма и гуманизма.
Она утвердила веру в безграничные возможности человека и его благотворительности, создала оппозицию к церкви и религии, что привело к потери католицизмом монопольного положения в обществе и способствовало развитию науки и светской культуры. Философия Возрождения создала принципиально новую материалистическую картину мира, генерировала практический интерес к социально-политической проблематике, поставила вопрос социального равенства, свободы совести, веротерпимости и т.д., стала периодом торжества индивидуализма.
Николай Кузанский всегда занимал в истории философской мысли особое место. Действительно, редко случается так, что мыслитель хронологически находится в одной эпохе, а идеи представляет такие, которые не только опережают время, но даже корректируют развитие философских идей в будущем. Николай Кузанский – именно такой философ, ведь ему пришлось совместить жизнью и мышлением Средневековья и Возрождения. Хотя можно сказать, что эту «границу эпох» частично творил и он сам: своими новыми не только философскими, но и естественнонаучными идеями. Ведь Кузанский осуществляет единственный в своем роде синтез ортодоксальной христианской философии, неоплатонизма и новейших тенденций гуманистической мысли. Он произвел нам оригинальную теорию познания, положив в ее основу принцип «ученого незнания». В ее рамках он утверждает богоподобие человеческого разума и его способность познать Абсолют не только из совершены материальные вещи, но и через понимание неузнаваемости самого Абсолюта.
Фрагмент текста работы:
1. Особенности философии Возрождения
Развитие философии Ренессанса, или Возрождения, в Европе (прежде всего в Италии) приходится на значительный исторический промежуток времени — XIV-XVII вв. Само название эпохи свидетельствует о возрождении интереса к античной философии и культуре, которые стали образцами деятельности и поведения людей. Предпосылками философии Ренессанса был кризис феодализма, кризис официальной идеологии Средневековья – католической религии, но одновременно и схоластической философии, которые обусловили определенные социально-культурные трансформации, связанные с капитализацией общества.
Капитализация общества сказывалась новым уровнем средств производства (мануфактура и машинное производство), новыми производственными отношениями, развитием торговых и денежных отношений, централизацией европейских стран, их стремлением оформить суверенитет и независимость (в том числе от церкви), усилением светской власти, развитием светского образования, научно-техническими изобретениями и географическими открытиями тому подобное. В эпоху Возрождения возник «бум общения» с «другим» миром (людьми и природой), в отличие от средневекового общества, в котором существовала локальная ограниченность в общении между людьми в рамках определенных социальных иерархий и церковных организаций .
Главными чертами, которые отличали философию Возрождения, были антропоцентризм и гуманизм. Человек стал центром философских исследований не только как результат Божественного творения, но и космического бытия, ее анализировали не с точки зрения взаимодействия с Богом, а с точки зрения ее земного существования. Философы признали бесконечность Вселенной, природы, где человек проявляет свою активность и ответственность за результаты своей деятельности и поступков .
Принципиально новое материалистическое понимание окружающего мира вместе с идеей человека как природного существа способствовало возникновению новой системы духовных ценностей, которая отодвинула на второй план ценности религиозной культуры, начался процесс секуляризации. Секуляризация культуры, и прежде всего науки, не означало, что ценности христианской культуры были забыты, они оставались актуальными, но уже не были определяющими. Важно отметить, что острокритическое отношение к католической церкви, а вместе с ней и к клерикализму означало не критику самой религии, Бога, а критику церковной организации, которая провозгласила себя посредником между Богом и людьми и выполняла не свойственные ей функции государственного института. В то же время критики испытывала схоластика как идеология, которая служила интересам феодальной церкви. Идеалом становится не религиозная, а светская культура. Большой интерес вызвали социальные проблемы, общество, государство и прежде всего человек в его индивидуальности (неповторимости и единственности).
К основным направлениям философии Возрождения историко-философская традиция относит: гуманистический (Д. Алигьери, Ф. Петрарка, Л. Валла и др.), неоплатонический (Н. Кузанский, П. Мирандолла и др.), натурфилософский (Н. Коперник Г. Галилей, Д. Бруно и др.), реформационный (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин, Е. Роттердамский и др.), политический (Н. Макиавелли), утопически-социалистический (Т. Мор, Т. Кампанелла) .