Контрольная работа Гуманитарные науки Философия

Контрольная работа на тему Философия Древнего Востока, философия Канта и Гегеля

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

введение. 3

1. Философия Древнего Востока.. 5

1.1
Суть философии Древней Индии и место человека в ней. 5

1.2 Основные положения философии даосизма. 9

1.3 Философия конфуцианства. 11

1.4
Буддизм в Древнем Китае. 13

2. философия Канта и Гегеля.. 15

2.1 Философия Канта. 15

2.2 Философия Гегеля. 19

заключение. 23

список использованной литературы.. 25

  

Введение:

 

Как известно, в ранние периоды существования человечеству
присущи религиозные и мифологические формы сознания. Смысл существования
человека раскрывается сказаниях и мифах. Философское понимание человека
образуется и проходит сквозь призму таких представлений, понятий, идей и
образов. Так появляются первые учение о человеке в Древнем Востоке.

В литературе по истории философии восточной философией
исследователи чаще всего называют индийскую и китайскую.

Причину формирования философии как отличного от мифологического
и религиозного типа мышления специалисты видят в присутствующей в Индии и Китае
на тот момент общественной нестабильности. Кроме того, здесь присутствовало
критичное отношение к традиции, к религиозно-мифологическому мировоззрению.

Середина XVIII века явилась для немецкой философии
переломным моментом. Именно в это время в Германии появились выдающиеся ученые,
чье философское мировоззрение изменило взгляд на философию идеального
объективизма и субъективизма. Научные теории И. Канта, Г. Гегеля помогли
по-новому взглянуть на местоположение в обществе активно познающего мир через
влияние своей деятельности субъекта. Именно благодаря им появился метод
диалектического познания.

Эммануил Кант – это родоначальник классической немецкой
философии. Все философская жизнедеятельность мыслителя делится на два периода:
докритический и критический. В докритический период Кант занимается проблемами
естествознания и превозносит идею касательно развития природы. В критический
период философ исследует возможности познающего человеческого разума.

Представители немецкой философской школы концентрировали
внимание на свободе человеческого духа и воли, его суверенности относительно
природы и мира. Философия Эммануила Канта определяла главную задачу в том,
чтобы дать ответ на основные вопросы, в которых затронута суть жизни и
человеческого разума.

Гегель один из самых выдающихся представителей немецкой
классической философии, который отошел от метафизического понимания мира и
представил его в качестве диалектической, саморазвивающейся системы.
Одновременно Гегель отказался и от материалистической модели бытия, в его
философской системе, реальным субъектом мира, исторического процесса выступает
Мировой дух – полностью идеалистическая субстанция, развитие которой,
представляющее собой процесс постепенно самосознания, проявляется через историю
человеческого общества. При этом Гегель не связывает Мировой дух с какой-либо
конкретной группой людей, нацией или народом, — Мировой дух объединяет все
человечество, хотя на разных этапах своего становления в наибольшей степени
проявляется в том или ином народе.

Целью данной работы является изучение поставленных вопросов.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

— определить суть философии Древней Индии и место человека в ней;

— выявить основные положения философии даосизма;

— рассмотреть философию конфуцианства;

— рассмотреть буддизм в Древнем Китае;

— рассмотреть
философию Канта;

— рассмотреть философию Гегеля.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В рамках истории восточной философии исследователи выделяют:
индийскую и китайскую философии. Философия здесь явилась отражением
мировоззренческих и мистико-религиозных воззрений, образа жизни Индии и Китая.
Восточная философия получила развитие в традиционном обществе, в котором
господствовало почтительное отношение к авторитетам, обязательная ссылка на
традицию и синкретизм мышления. Это во многом повлияло на развитие философии и
на создаваемые ей теории.

В центр внимания философия Древнего Востока на протяжении
веков ставила практическую заботу о человеке и обществе, вопросы о том, как
верно обустроить жизнь в обществе, как жить идеальной жизнью. Этика и
политическая философия зачастую брали верх над метафизикой и эпистемологией.

Восточная философия отличается следующими особенностями: в
философии Востока главной темой является морально-нравственное
совершенствование человека; восточная философия (в основном индийская)
эзотерична, основным из ее вопросов является разработка мистических учений;
восточная философия (китайская) тесно связана с социальным учением и с теориями
государства.

В древневосточной философии человек рассматривался с двух
позиций. Макро позиция – присутствие «прачеловека», из которого творится мир (в
Индии – Пуруша, в Китае – Паньгу). Мезо позиция – человек как существо,
призванное к морально-нравственному совершенству. В Индии – это достижение
просветления, выход из «колеса сансары». В Китае – идеал «благородного мужа».

Итак, восточная философия интересна тем, что предлагает
человеку путь самосовершенствования, духовного роста, во многом отличный от
европейского. Человек – это ключевая фигура жизни всего мироздания. Кроме
духовно-мистической стороны в восточной мысли обращает на себя внимание ее
обращение к анализу правильного устройства общества, к теории государства.

Эммануил Кант является одним из ярких представителей немецкой
классической философии. Именно Кант стал основоположником классического и
критического идеализма. На протяжении всей своей жизни он пытался понять основы
человеческой природы в области социального существования. Особенностью
философии Канта является то, что он перенаправил цель изучения с объекта на
субъект познавательной деятельности. Только специфика деятельности познающего
мир субъекта может определить возможные способы познания.

Критическую философию Эммануила Канта по праву называют
важнейшим синтезом систем, ранее разработанных учеными со всей Европы. Работы
философа можно считать великим венцом всех предшествующих философских взглядов.
Деятельность и достижения Канта стали отправной точкой, с которой начала отсчет
новейшая философия. Кант создал гениальный синтез всех важных идей своих
современников и предшественников.

Благодаря немецкой классической философии коренным образом
меняется стиль мышления всей европейской и мировой культуры. Уникальность и
новизна установленного ею стиля содержались в предельной широте мышления, его
универсальности. Она узаконила права разума на познание и развитие науки,
утвердила права человека на свободу слова, на равенство людей перед законом против
произвола властей, обосновала и закрепила многие гуманистические ценности.
Гегель подытожил это философское мировоззрение. Его система – высшая точка всей
философии, которая сформировалась в логическую конструкцию, воплощающую в себе
деятельность мирового разума.

Исходя из всего
вышесказанного, цели данной работы можно считать достигнутыми, а задачи
выполненными.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Философия Древнего Востока 1.1 Суть философии Древней Индии и место человека в ней Древнеиндийская литература, Веды, в которой выражалось
религиозное, философское и мифологическое мировоззрение, как раз и выражала
древнеиндийскую философию. Глубокий интерес к человеку выражался в текстах,
которые примыкали к Ведам – Упанишадах. Упанишады задавались вопросами «К чему
мы стремимся?», «Каково наше происхождение?». Здесь раскрывались пути, которыми
человек мог освободиться от мира страстей, а также проблемы нравственности
человека. Чем лучше человек освобождается от страстей и мира, тем более
совершенен он. Растворение души (атмана) в мировой душе – способ освобождения
души.

Также Упанишады придерживались концепции круговорота жизни
(сансара), которая тесно связана с воздаянием (карма). Человеческая жизнь, в
учении о сансаре, рассматривается как бесконечная цепь перерождений. В законе
кармы человек включается в бесконечный круговорот перерождений, также закон
кармы предопределяет будущее рождение человека, что является результатом всех поступков
и деяний предшествующих жизней.

Таким образом, человек, совершавший исключительно достойные
поступки и благие действия, родится представителем высшего сословия (варны):
воином, священнослужителем, представителем племенной власти, торговцем, ремесленником,
земледельцем [2].

Человек, совершавший недостойные поступки и живший
неправедной жизнью, родится представителем низшей варны — шудры (масса
непосредственных производителей и зависимого населения) или его атман попадет в
тело животного. При этом не только варна, но и все, с чем сталкивается человек
в жизни, определено кармой.

Философия Древней Индии представляет человека как части
мировой души. Здесь, в учении о переселении душ, нет четкой границы между
живыми существами и богами. Пафос Упанишад выражается в том, что они
утверждали, что человек стремится к избавлению от страстей бытия и к свободе.
Учение Упанишад оказало огромное влияние на философию буддизма, йоги,
джайнизма. Также их философия влияла и на мировоззренческие взгляды М. К.
Ганди.

Антропологическая проблематика в рамках древней индийской
философии занимала одно из центральных мест. Вопрос о природе и положении
человека решался совместно с онтологической и гносеологической проблематикой.

Душа, по мнению индийских мыслителей, двусоставна. Она
включает в себя:

— Атман – частица божественного в человеческой душе;
посредством него человек ощущает себя частью космоса;

— Манас – другая часть души человека, которая формируется в
процессе его жизни, подвержена изменениям в зависимости от поведения и
моральных качеств человека.

Кроме того, индийская философия разделяет три вида сознания
человека:

— майя – сознание-сновидение;

— пуруша – чистое сознание (также используется для
обозначения изначальной энергии, посредством которой был сотворен мир);

— пракрити – материальное сознание.

Индийская философия касается антропологических вопросов,
разрабатывая такие понятия как сансара, карма, мокша и ахимса [5].

Понятие сансары отражает веру индийских мыслителей в
бессмертие души. Оно обозначает повторное и бесконечное перерождение души
человека. Сансара иерархична, т.к. представляет собой лестницу перерождений,
направленных вниз или вверх, что зависит от жизненной позиции и поведения
каждого человека. Идеальным итогом сансары является состояние мокши, освобождения
от бесконечности перерождений.

Для школ джайнизма, вайшешики и ньяи сансара – это реальное
перевоплощение духовной индивидуальности человека. В школе санкхья
перевоплощению подвержено «тонкое», духовное тело, которое имеет связь с
модусами сознания. В веданте перевоплощению подвержена душа, которая не знает,
что связана с божественной духовностью Атмана. Поэтому перерождение здесь носит
характер незнания.

Карма в рамках индийской интеллектуальной культуры является
ключевым понятием, своего рода «естественным» законом существования человека.
Карма представляет собой влияние совокупности всех действий человека на его
последующую жизнь как здесь и сейчас, так и после смерти и новых воплощений.

Карма имеет двоякую смысловую наполненность. С одной стороны,
она предполагает морально окрашенную оценку жизни и деяний каждого человека, с
другой стороны, с помощью нее происходит установление причинно-следственных
связей между единичным поступком и его последствиями.

Концепция кармы приводит к рассмотрению нашего
мира и человеческой жизни в нем как своего рода воздаяния за прожитые

 

Содержание:

 

Введение. 2

Раздел 1.
Философия Востока. 3

Раздел 2.
Философия Иммануила Канта. 9

Раздел 3.
Философия Георга Гегеля. 15

Заключение. 21

Список
литературы.. 22

  

Введение:

 

Актуальность
исследуемой темы объясняется вкладом в развитие философии мыслителей Древнего
Востока, революционностью работ и философских концепций Канта, которая
сохраняется до сегодняшнего дня, а также ценностью открытого Гегелем метода
диалектики и его законов.

Значимость темы состоит
в изучении результатов заслуг мыслителей Древнего Востока, Иммануила Канта и
Георга Гегеля.

Разработанность
темы находится на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствует количество
посвященных ей научных работ, исследовательских статей, энциклопедических,
справочных и публицистических материалов.

Объект исследования –
философские взгляды мыслителей различных эпох.

Предмет исследования
– учения мыслителей Древнего востока, Иммануила Канта и Георга Гегеля.

Цель исследования – изучение
и анализ философских концепций Древнего Востока, Иммануила Канта и Георга
Гегеля.

Задачи, решаемые в
работе:

· характеристика
и выделение особенностей философии Востока;

· ознакомление с
философией Иммануила Канта;

· выделение
основных особенностей философии Георга Гегеля.

Литература, которая
использовалась в работе состоит из энциклопедических справочников, научных
работ и учебных пособий по философии на соответствующую тематику.

Работа состоит из
введения, трех разделов и заключения. Количество страниц составляет 22.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, философия Древнего Востока представлена философией таких стран как
Индия и Китай. Именно в этих странах философская мысль имела свои особенные
черты, многие из которых были схожими. Так, характерной особенностью философии
Востока был экзистенциализм или философия существования. Но взгляды в рамках
этой концепции у представителей вышеупомянутых стран в корне различались. Так,
индийская философия учила знаниям о перерождении и следующих жизнях, а
китайская концентрировалась на жизни в настоящем мире. Кроме того, философские
взгляды Востока отличаются учениями о синтезе природного духовного и телесного,
поиске гармонии, целостностью взглядов на мир.

В
учениях Канта выделяют два периода: докритический и критический. Первый
характеризуется изучением проблем естествознания и природы. Во втором периоде
философ уделяет внимание таким понятиям как деятельность разума, познание,
механизмы и границы, логика, этика и социальная философия. Кроме того, следует
отметить революционность для своей эпохи философских выводов Канта.

Изучая
философские концепции Георга Гегеля, следует подчеркнуть его основную заслугу:
основание учения диалектики, в основу которого положено такое понятие как
относительность человеческого знания, дающее отражение материи, которая вечно
развивается. Именно Гегелю принадлежит первенство в представлении природного,
духовного и исторического мира в непрерывном развитии. Обоснование основных
законов и категорий диалектики философ проводит с позиции объективного
идеализма. Гегель противопоставляет такие методы познания как диалектика и
метафизика, объясняя это тем, что явления не менее объективно, чем сущность.

 

Фрагмент текста работы:

 

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Философия
Древнего Востока – это непосредственно философия восточных стран – Индии и
Китая. В отличие от многих других стран, их мышление и сознание имело свои
отличительные особенности. Почти во всех философских учениях Древнего Востока
можно выделить некоторые общие специфические черты. Стоит их перечислить, чтобы
понимать суть данной философии.

Жизненная
ориентация восточной философии. Если для западной традиции характерно
чередование сущностной философии (философии сущности) и экзистенциальной
философии (философии существования), то для восточной традиции характерно
преобладание философии второго типа. Философия существует для жизни и должна
проявляться и использоваться во всех ее сферах: частной, общественной, международной
и т. д. Это первое положение, из которого исходили мыслители востока. Более
того, если мудрецы Древней Индии делились со своими учениками знаниями о том,
как покинуть этот мир, то китайские мыслители учили, как выжить в существующей
реальности.

Синтез
природного, духовного и телесного. Если для европейской традиции характерен
ярко выраженный антропоцентризм, укорененный уже в христианстве и
трансформировавшийся в энергетизм в современной европейской философии, то в
восточной философии только в соответствии с собственным духовным и жизненным
опытом, не нарушая гармонии окружающего мира и не нанося ему вреда, возможно
решение основных проблем человеческого существования.

Целостность,
синтетический характер гносеологической (познавательной) установки в восточной
философии, отсутствие чистой рациональности и субъект-объектности в познании,
установившееся в западной философии в Новое время. Познание истины людьми
основано не только на интеллекте. Она основана на целостном опыте, основанном
на чувствах. И их нельзя игнорировать. Истина постигается не только в процессе
познания, но и в процессе созерцания, понимается как тождество «я» и «не-я»,
когда «я» есть всеобщее, единое, неизменное, а «не-я» есть существующий мир, в
котором я действует. Если для западного мышления традиционен принцип
двойственности – «одно и другое», то для восточного мышления важен принцип
недвойственности – «одно в другом», «одно во всем и все в одном». Этот
целостный взгляд на мир является первым и главным признаком «просветления».

Целостность
восточного стиля мышления во многом связана с особенностями языка. Для Запада
характерна атомарная природа алфавитного языка, аналитическая структура слова,
где отдельные его части (корень, суффикс, приставка и т.д.) несут
самостоятельную смысловую нагрузку, передающую грамматическое значение целому,
механически собранному из этих частей. За словом алфавитного языка стоит
понятие, образное содержание которого почти полностью исключено. Для восточной
культуры характерна целостность иероглифического знака, заданная самой
графической структурой иероглифа. Понятие сливается в восприятии со своим
образом, запечатлевается символически и графически, раскрывается через
целостную образность знака. В то же время в западной культуре языку отводится
роль средства выражения, фиксации и трансляции смысла. В восточной традиции
иероглиф не просто переводит смысл, но содержит его в себе, в том числе и в
своем внешнем виде.

Также
важным аспектом философии Древнего Востока является универсальность истины.
Если в классической европейской философии преобладал рационализм,
ориентированный на поиск объективной общезначимой истины, то мыслители Востока
были убеждены, что истина многогранна, она никогда не может быть полностью
выражена, различные взгляды на нее представляют лишь разные ее стороны. Но в
любом случае его познание предполагает «выход» на более высокий,
интуитивно-мистический уровень: слияние с Абсолютом, с космическим законом,
переживание, а не просто постижение своего единства с миром. В то же время они
пришли к выводу, что существуют различные пути к совершенству и любой из них
может быть принят в соответствии с внутренними склонностями индивида.

Еще
одним важным пунктом в восточной философии считается антропологический
перфекционизм, то есть идея о том, что конечной целью каждого индивида должно
быть совершенствование самого себя, поскольку только через его собственное
совершенствование мир может быть поднят до совершенства, а также приблизиться к
Абсолюту. Именно в этом контексте понимания роли и значения философии в жизни
людей происходило ее становление в Индии и Китае.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы