Контрольная работа на тему Философия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. О роли науки и научного познания, его структуре, формах
и методах познания. 3
2. И. Кант. Учение о чувствах, рассудке и разуме.
Нравственные основы поведения человека. 7
Литература. 11
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Вариант 10
1. О роли науки и научного познания, его структуре, формах и
методах познания.
Научное знание не
отличается однородностью. Как правило, выделяют различные типы научного знания
в зависимости от типов, форма и содержания этого знания. И это является
важнейшим вопросом философии. Как правило, классифицируют эмпирическое и
теоретическое знание. Также выделяют и метатеоретическое научное знание (знание
о теоретическом познании).
Научное знание базируется
на рациональной деятельности[1].
Эмпирическое
научное знание
Эмпирическое знание
различно. Его можно представить в виде чувственных образов, эмпирических
высказываний относительно объекта исследования. В эмпирическом знании нет
логической выводимости одного из другого. Рассматриваемый тип научного знания –
это понятийно-дискурсная репрезентация чувственного знания. Чувственное же
знание представляет собой одну из форм интерпретации эмпирического знания.
Первичный элемент
эмпирического научного знания – единичные высказывания. Последние являются
протокольными предложениями, которые представляют понятийное оформление итогов
единичных наблюдений. При формировании протоколов фиксируется точное время,
способ и место наблюдения.
Вторичный элемент
эмпирического научного знания – факты, которые являются индуктивными
обобщениями протоколов. Факты представляют собой интегрированные утверждения
статистического или универсального характера, которые содержат в себе свойства
и отношения предметной области, их количественные параметры. Схема, график,
таблица, график – это символическая репрезентация свойств и отношений. [1]См. Лебедев С. А. Уровни научного
знания//Вопросы философии, 2010. № 1. С. 62
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Часть 1. топик 122.
Вопрос: сделайте вывод из текста (топик 122) о том, каким образом занятия
философией, душевное здоровье и тема счастья связаны друг с другом? (1Б)
Пусть никто
в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не утомляется
занятиями философией: ведь для душевного здоровья никто не может быть ни
недозрелым, ни перезрелым. Кто говорит, что заниматься философией еще рано или
уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или уже
поздно. Поэтому заниматься философией следует и молодому и старому: первому –
для того, чтобы он и в старости остался молод благами в доброй памяти о
прошлом, второму – чтобы он был и молод и стар, не испытывая страха перед
будущим. Стало быть, надобно подумать о том, что составляет наше счастье, –
ведь когда оно у нас есть, то все у нас есть, а когда его у нас нет, то мы на
все идем, чтобы его заполучить (Эпикур «Письмо к Менекею» Топик 122)
Ответ
Цель философии Эпикура, по моему мнению, – помочь
людям сориентироваться в жизни, определить главные ориентиры в жизни, выделить
для себя и сосредоточиться на том, что важнее всего, научиться различать
истинные и мнимые ценности, реальные и нереальные, изменчивые и постоянные.
Поэтому Эпикур хочет помочь человеку понять, как ему жить. Для него, как для
философа, особенно важно определить, как должно выглядеть жизненное поведение
человека, который занимается или интересуется философией. Именно в философских
размышлениях Эпикур видит путь человека к счастью. Занятия философией
способствуют, согласно Эпикуру, формированию душевного спокойствия, которое
помогает человеку в молодости не испытывать страха перед будущим, а в старости
– жить благоразумно, т.е. согласно своим желаниям, не нарушая при этом установленного
порядка, ни моральных норм, ни общественного мнения.
Часть 2. Топик 123-124
В чем заключаются рекомендации Эпикура относительно богов? Как связаны эти рекомендации
с темой душевного здоровья? (2 б)
Ответ
Хотя Эпикур и признает богов, но его
представления о них вступают в противоречие с традиционными религиозными
представлениями и указывают на зарождение атеизма.
По своей природе Боги Эпикура бессмертны и
блаженны в своем неведении земных забот. «…Верь, – писал философ, – что бог –
существо бессмертное и блаженное, как общее представление о боге было начертано
(в уме человека), и не приписывай ему ничего чуждого его бессмертию или
несогласного с его блаженством; но представляй себе о боге все, что может
сохранять его блаженство, соединенное с бессмертием» (Топик 123).
И все же следуя атомистической теории
Эпикура, не стоит понимать его слова о бессмертии богов буквально. Боги и сами
созданы из атомов, и поэтому также подвержены разрушению, как и все
материальные тела. Поэтому бессмертие богов – это всего лишь более долгая жизнь
по сравнению с людьми.
«Блаженство» богов Эпикур понимает тоже
специфически. По его мнению, «блаженное и бессмертное (существо) и само не
имеет хлопот [беспокойств] и другому не причиняет их, так что оно не одержимо
ни гневом, ни благоволением; все подобное находится в немощном» [3, с.395].
Боги, таким образом, полностью свободны от
всех забот и беспокойств. И хотя существуют, «но они не таковы, какими их
представляет себе толпа, потому что толпа не сохраняет о них постоянно своего
представления» [3, с.394]. Эпикур спорит не с теми, кто отрицает
богов, а с теми, кто применяет к ним представления толпы. По его мнению,
«…высказывания толпы о богах являются не естественными понятиями, но лживыми
домыслами, согласно которым дурным людям боги посылают величайший вред, а
хорошим – пользу. Именно, люди, все время близко соприкасаясь со своими
собственными добродетелями, к подобным себе относятся хорошо, а на все, что не
таково, смотрят как на чуждое» [3, с.395].
По сути, мы видим у Эпикура зарождение
атеистического мировоззрения: так, почитаемых народом богов, он считает
вымышленными существами, а сами религиозные представления – мифами. Эпикур
высмеивает попытки верующих задобрить богов, замечая, что «миф дает намек на
надежду умилостивления богов посредством почитания их» [3, с.405].
Философ указывает, что люди часто
ставят себя в полную зависимость от
побуждений и желаний богов. Кроме того, Эпикур указывает на тот факт, что глупо
просить у богов то, что человек способен сам себе доставить, поскольку боги
совершенно безучастны к людским делам. «Если бы бог внимал молитвам людей,
отмечал Эпикур, – то скоро все люди погибли бы, постоянно моля много зла друг
другу» [3, с.406].
Боги Эпикура занимают не отдельные миры,
поскольку о них было бы нужно заботиться, а пространство между мирами (интермундии
или метаакосмии). Формальное признание существования богов Эпикур допускает,
постольку не хочет идти на открытый конфликт с установившимся в народе
религиозных обычаях. И такое же отношение он рекомендует своим ученикам.
Часть 3. Топик 124-127
Что, согласно Эпикуру вредит душевному здоровью больше всего? Какую терапию
предлагает Эпикур? Воспроизведите рассуждение Эпикура, согласно которому
Счастье только в настоящем. (2б)
Ответ
Эпикурейский образ
счастья имеет человеческое, разумное обоснование. Счастливый человек – тот, кто
не испытывает страха, боли, страдания или ожидания боли. Эпикур объясняет и
развенчивает природу мнимых человеческих страхов. Один из них страх смерти,
который Эпикур призывает победить, поскольку «…самое
Фрагмент текста работы:
І. Предмет философии. Религиозный тип мировоззрения (основные черты).
Религия — мировоззрение и мировоззрение, а также соответствующее поведение и конкретные действия людей, основанные на вере в сверхъестественное (боги, высший разум, некоторые абсолютные и т. д.); сложное духовное воспитание и социально-историческое явление, где вера всегда ставится на первое место и всегда ценится выше знаний.
Причины:
• недостаток знаний, желание объяснить происходящие явления и процессы;
• развитие у человека способности к абстрактному мышлению;
• осложнения общественной жизни, связанные с возникновением государства и социальным неравенством.
Религия — более зрелая форма мировоззрения, чем мифология. В нем бытие воспринимается не мифическим, а другими средствами. Вот следующее:
• в религиозном сознании субъект и объект уже четко разделены, и, таким образом, неотделимый человек и природа, присущие мифу, преодолены;
• мир раскололся на духовный и телесный, земной и небесный, природный и сверхъестественный миры, и земное начинает восприниматься как следствие сверхъестественного.
• в религии сверхъестественный мир недоступен для чувств, и поэтому объектам этого мира нужно доверять. Вера является основным средством понимания бытия;
• Особенностью религиозного мировоззрения является также его практичность, поскольку вера без дел мертва. В связи с этим вера в Бога и сверхъестественный мир в целом провоцирует своего рода энтузиазм, то есть. E. Жизненная энергия, которая дает жизнь пониманию этого мира;
• если обоснование мифа состоит в том, чтобы оправдать связь человека с семьей, то для религии главное — достичь единства человека с Богом как воплощения святости и абсолютной ценности.
Функции:
• абсолютное существование бога / богов или чего-то сверхъестественного;
• религия опирается на доктрину;
• систематический и логический, то есть логический порядок (по сравнению с мифологией)
• имеет 2 уровня: теоретический и идеологический, то есть уровень мировоззрения, и социально-психологический, то есть уровень мировоззрения;
• различает естественное и неестественное;
• вера в силу (бога), способную гармонизировать любой хаос, манипулировать природой и судьбами людей;
• основа мира — это дух, идея;
1. • для религии главное — достичь единства с Богом как воплощением святости и абсолютной ценности.
Содержание:
Введение 3
Вопросы 1 части контрольной работы 5
1.Философия как мировоззрение 5
2. Философия как наука. Критерии научности, специфика философии как науки. Методы научного познания. Научная картина мира 6
3.Основные мировоззренческие установки в истории философии (космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, рационализм, логоцентризм) 9
4.Основные направления и типы философских взглядов в онтологии (материализм и идеализм; монизм, дуализм, плюрализм) 12
5.Основные типы философских взглядов в гносеологии (сенсуализм, эмпиризм и рационализм; агностицизм, скептицизм, реализм) 14
Вопросы 2 части контрольной работы 18
1. Классическая Немецкая философия (Фейербах) 18
2. Формационный подход к периодизации исторического процесса 21
3. Рационализм и иррационализм в философии 24
Список использованной литературы 27
Введение:
Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.
Понимание предмета философского познания исторически менялось. Не существует единого определения философии и сегодня. Вместе с тем, на наш взгляд, наиболее точно выражает специфику философии трактовка ее предмета как всеобщего в системе отношений «мир-человек». Данная система включает различные типы отношений человека к миру: познавательный, практический, ценностно-ориентирующий.
Представляется, что эти типы отношений весьма точно выявлены немецким философом Имманулом Кантом (1724 — 1804) в сформулированных им трех вопросах, аккумулирующих проблемное ядро философии.
Что я могу знать? — Или каковы познавательные возможности рода человеческого (познавательный тип отношения человека к миру).
Что я должен делать? — Иначе говоря, что я должен делать, чтобы быть человеком и жить достойно (практический тип отношения человека к миру).
На что я смею надеяться? — Это вопрос о ценностях и идеалах (Ценностный тип отношения человека к миру).
Ответив на эти три вопроса, мы получаем ответ на интегративный вопрос: «Что есть человек?»
Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.
Сложное структурирование самого предмета философии определяет разветвленное внутреннее строение философского знания, которое состоит из следующих областей:
Онтология — учение о бытии (о первоначалах и первопричинах всего сущего).
Гносеология — учение о познании (философская теория познания), отвечающая на вопросы о том, что есть истинное и достоверное знание, каковы критерии и способы получения истинного знания, какова специфика различных форм познавательной деятельности.
Аксиология — учение о ценностях.
Философская антропология — учение о сущности человека, смысле человеческой жизни, необходимости и случайности, свободе и т.д.
Логика — учение о законах и формах человеческого мышления.
Этика — учение о законах и принципах морали.
Эстетика — учение, исследующее эстетические ценности (красота, безобразие, трагическое, комическое, низменное и т.д.) и искусство как особую художественную деятельность.
В XIX-XX веке формируются: философия религии, философия культуры, философия науки и техники и другие отрасли философского знания.
Обобщение изложенного выше опыта определений философии предоставляет право определить ее следующим образом: философия — это форма духовной деятельности, вырабатывающая на основе развивающейся системы знаний о мире в целом, о наиболее общих законах природы, общества и мышления основополагающие принципы, ориентирующие человека в его практике.
Фрагмент текста работы:
Вопросы 1 части контрольной работы
1.Философия как мировоззрение
Смысл термина «мировоззрение» и его значение в жизни. На первый взгляд термин «мировоззрение» предполагает общий взгляд на мир — и не более. Но появление слова не раскрывает полного значения этого сложного интеллектуального явления. Мировоззрение в нашем понимании — это система обобщенных представлений об окружающем мире и месте человека в нем, об отношениях человека с миром и о себе, а также об основных позициях, которые люди получают из этой общей картины мира. их убеждения, общественно-политические, моральные и эстетические идеалы, принципы, с помощью которых они знают и оценивают материальные и духовные события.
Мы говорим о философском, общественно-политическом, естественно-научном, художественном, религиозном и даже обычном мировоззрении человека. И это вполне естественно. Если мы представляем различные типы мировоззрения в геометрической форме кругов, центральное положение должно быть уделено кругу философского мировоззрения. И этот круг пересекается со всеми остальными и образует их ядро. Таким образом, мы обнаруживаем, что значение, которое люди и социальные группы придают термину «мировоззрение», чрезвычайно разнообразно. Но, несмотря на это разнообразие, каждое мировоззрение раскрывает определенное единство в том смысле, что оно охватывает определенный круг вопросов . Например, какой мир существует вне нас? Какова связь между духом и материей? Что такое человек? Каково его место в универсальной взаимосвязи явлений? Как человек узнает реальность? Что такое добро и зло? Что прекрасного в жизни и в искусстве? Какие законы направляют развитие общества? Совокупность естественных наук формирует естественнонаучную картину мира, а совокупность социальных наук дает социально-историческую картину реальности. Что такое картина мира? Это картина того, как материя движется и как в форме человека она чувствует, думает и ставит цели. Создание общей картины мира является задачей всех областей знаний, включая философию.
Мировоззрение содержит нечто большее, чем научная информация. Это важнейший регулирующий принцип всех жизненно важных отношений между человеком и социальными группами в их историческом развитии. Корни мировоззрения, в свою очередь основанные на всей системе духовных потребностей и интересов человека и общества, определяемые человеческой практикой, накопленным человеческим опытом, в свою очередь, оказывают огромное влияние на жизнь общества и личности.
Мировоззрение обычно сравнивают с идеологией, и эти два понятия иногда трактуются как синонимы. Но они скорее пересекаются, чем совпадают. Идеология охватывает ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные, классовые отношения, интересы определенных социальных групп и, прежде всего, на явления политической власти. С другой стороны, мировоззрение ориентировано на весь мир, на систему «человек-вселенная» .