Контрольная работа на тему Феномен коммуникативных барьеров и их психологическая характеристика.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Коммуникативные барьеры:
понятия и типы.. 5
2. Причины и факторы
возникновения коммуникативных барьеров. 14
3. Пути преодоления
коммуникативных барьеров и психологическая защита. 22
Заключение. 27
Список литературы.. 29
Введение:
«Единственная настоящая роскошь — это роскошь
человеческого общения». Известные слова Антуана де Сент-Экзюпери будут актуальными
всегда, поскольку общение пронизывает все сферы человеческой жизни. Благодаря
общению познается мир и устанавливаются новые связи с другими людьми,
осуществляются процессы воспитания, обучения, социализации, обмена опытом и
культурными ценностями. В общении рождается личность.
Общение, по мнению ученых, является одной из основных
потребностей человека, живущего в обществе. Благодаря общению происходит
взаимодействие между людьми в процессе совместной деятельности, в том числе
трудовой. По содержанию общение охватывает все сферы человеческой жизни, поэтому
вопрос об эффективности человеческого общения — универсален.
Среди явлений, затрудняющих общение, а иногда
приводящих к полной его блокировке, ведущую роль играют коммуникативные
барьеры.
Коммуникативные барьеры (франц. barrierе —
препятствие) — это препятствия на пути адекватной передачи информации между
партнерами по общению. Барьеры общения могут быть связаны с характерами людей,
их стремлениями, взглядами, речевыми особенностями, с манерами общения. Именно
коммуникативные барьеры часто являются причинами многих конфликтов, взаимных
разногласий и недовольства людей, как в личной, так и в профессиональной
сферах.
Проблема возникновения коммуникативных барьеров в
процессе общения стала предметом изучения многих ученых. Так,
— смысловой аспект понятия «коммуникативный барьер»
раскрыт в трудах таких ученых: Г. М. Андреева, Т. Ю. Базаров, В. Ф. Галыгин, Л.
А. Дмитриева, Б. Д. Парыгин, М. А. Подымов, Е. В. Цуканова и др.,
— классификацию психологических и коммуникативных
барьеров проводили Б. Д. Парыгин, М. Форверг,
— причины возникновения коммуникативных барьеров
исследовали ученые а Б. Д. Парыгин, К. Роджерс, В. В. Столин, и др.,
— проблеме затрудненного общения посвящены работы Е.
В. Цукановой, В. Н. Куницыной, А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева, В. А. Лабунской,
Т. А. Аржакаевой.
Проблема преодоления коммуникативных барьеров является
весьма актуальной, именно коммуникативные барьеры являются одной из причин
возникновения и развертывания внутриличностных, межличностных, внутригрупповых
и межгрупповых конфликтов, которые возникают в организациях.
Барьеры так же препятствуют оптимальному протеканию
процессов адаптации сотрудников к новым факторам внешней среды. Изучение
препятствий на пути общения и способов их избежать является очень важным, ведь
способствует достижению цели общения, улучшению психологического климата и
взаимодействия в коллективе.
Объектом данной работы становятся коммуникативные
барьеры.
Предметом работы становятся психологические
особенности коммуникативных барьеров.
Цель работы заключается в анализе особенностей
коммуникативных барьеров и их психологические особенности.
Задачи исследования:
1. охарактеризовать виды коммуникативных барьеров;
2. определить основные причины их возникновения;
3. предложить пути преодоления коммуникативных
барьеров.
Методы исследования: анализ литературных источников,
синтез, обобщение.
Заключение:
Коммуникация является одной из важных форм активности
личности, без которой невозможны деятельность, познание, рефлексия и тому
подобное. Это обмен информацией, на основе которой личность принимает решение и
доводит его до других. Продуктивность познавательной и мыслительной
деятельности человека в значительной мере зависит от особенностей его общения и
уровня сформированности коммуникативных умений. Среди явлений, затрудняющих
общение, а иногда приводящих к полной его блокировке, ведущую роль играют
коммуникативные барьеры.
Коммуникативный барьер-это препятствие эффективному
общению, причиной которого являются индивидуально-психологические особенности
людей, вступающих в коммуникативную связь.
В процессе общения, независимо от выбранного вида:
вербального или невербального, между его участниками могут возникать
коммуникативные барьеры, которые нарушают качество взаимодействия и могут стать
причинами индивидуальных, групповых и меж групповых конфликтов. Коммуникативные
барьеры представляют собой совокупность факторов, вызывающих деформацию коммуникационного
процесса.
Существуют различные классификации барьеров, которые
возникают в процессе межличностной коммуникации. Причинами возникновения
коммуникативных барьеров могут быть: столкновение стилей и форм общения;
особенности интеллектуального развития коммуниканта и реципиента тех, кто
общается; когнитивные способности участников взаимодействия; особенности
социально-психологических отношений, которыесложились между партнерами;
психологические особенности партнеров; культурные социальные, политические,
профессиональные, религиозные различия.
Коммуникативные барьеры имеют социальный и
психологический характер. Причинами этого являются различия в мировоззрении,
мироощущении и мировосприятии общающихся людей, их психологические особенности.
Среди основных компонентов, вызывающих возникновение
коммуникативных барьеров психологического характера, можно выделить: — низкий
уровень самооценки, низкий уровень эмпатии, высокий уровень тревожности,
высокий уровень агрессивности, высокий уровень ригидности, высокий уровень
эмоциональных трудностей. 2.
Коммуникативные барьеры общения – это своеобразные
нарушения, которые затрудняют взаимодействие между социальным работником и
клиентом и могут вызвать непонимание и конфликтную ситуацию. Для преодоления
коммуникативных барьеров, налаживание межличностного взаимодействия
акцентировали внимание студентов на использовании в профессиональном общении
коммуникативных приемов – перепитування, уточнения, пояснения, наводящих
вопросов, переформулирования, что позволит подстроиться под индивидуальные
особенности клиента, демонстрируя доброжелательность и эмпатийность, уважение и
понимание.
Коммуникативный барьер – психологическое явление, что
приводит к блокированию эффективного общения в процессе совместной
деятельности, что вызвано недостаточной мотивацией обучения, неадекватной
самооценкой, неблагоприятной психологической атмосферой в учебной группе и
отсутствием навыков и умений, необходимых для реализации процесса коммуникации.
В целом коммуникативные барьеры — это противоречия между содержательными и
формальными характеристиками сообщения (логические, фонетические,
стилистические, семантические). На этом основании выделяют смысловой,
логический, фонетический, семантический, стилистический коммуникативные
барьеры.
Повысить уровень коммуникативно-речевой подготовки к
преодолению коммуникативно-речевых барьеров можно путем создания положительно
настроенного коммуникативно-речевого среды, в котором поддерживается мнение и
творческий подход в решении задач; системы специально созданных упражнений и
профессиональных коммуникативно-речевых ситуаций, направленных на продуктивное
взаимодействие межличностной и преодоление неуверенности в себе; практических
умений и навыков необходимых для осуществления профессиональной деятельности;
использование современных интерактивных форм, методов и технологий обучения.
Коммуникативные барьеры в общении разнообразны,
обусловлены неодинаковыми факторами. Поэтому очень важно понимать их природу,
причины и условия возникновения и решения. Самое главное – осознавать важность
и придерживаться нормальных человеческих взаимоотношений в любой деятельности.
Перспективы дальнейших исследований видим в более
детальном изучении коммуникативных барьеров, возникающих в повседневной
деятельности, деловом общении, связанных с гендерными, профессиональными,
социальными и тому подобное характеристиками человека.
Фрагмент текста работы:
1. Коммуникативные
барьеры: понятия и типы Коммуникация – явление универсальное, ее содержание и
формы попадают в поле зрения многих наук социально-гуманитарного,
естественно-научного и научно-технического циклов. Она является необходимым и
всеобщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ
существования общества. Обмениваясь информацией, партнеры по общению
коммуницируют друг с другом, не только передавая и принимая знания, мысли,
идеи, чувства и настроение, но и влияя на поведение друг друга, осуществляя
взаимное манипулирование. Коммуникация – процесс обмена смысловой информацией
между людьми (индивидами и группами) с помощью знаков и символов, при котором
информация передается целенаправленно, принимается избирательно в соответствии
с определенными правилами, независимо от того, этот процесс приводит к
пониманию или нет [18].
Особенно заметный рост исследовательского интереса к
проблемам коммуникации и информации стал наблюдаться во второй половине XX в.
Вызван он был в первую очередь бурным развитием кибернетики и вычислительной
техники, математического анализа и математической теории коммуникации, а также
современных электронных систем связи. С появлением работ зарубежных и
отечественных ученых Н. Винера, К. Шеннона, У. Р. Эшби, А. В. Берга, А. Н.
Колмогорова и других терминов «коммуникация», «информация», «информационный
обмен» получили широкое распространение в самых разных областях науки и стали
едва ли не самыми многозначными. К началу 1960-х гг. только у зарубежной
философской, социологической и другой специальной научной литературы
насчитывалось около сотни определений «коммуникации».
Термин «коммуникация» появился в научной литературе в
начале XX в. и многоаспектным, в нем условно можно выделить следующие значения:
универсальное – способ и средства связи любых объектов как материального так и
духовного мира; техническое коммуникация как путь сообщения, связь между двумя
точками пространства, средство передачи информации и других материальных и
идеальных объектов из одного места в другое; биологическое – широко
используется исследователями при изучении• сигнальных способов связи у
животных, птиц, насекомых и других живых организмов; социальное – употребляется
для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих
в человеческом сообществе, форма взаимодействия людей по передаче информации от
одного к другому осуществляется с помощью языка и других знаковых сигнальных
систем.
Ф. Шарков определяет коммуникацию (от лат. «communi —
catio», соответственно от «communicare» – делать общим, советоваться,
связывать, путь сообщения, форма связи в двух общих значениях: