Контрольная работа на тему Европейский подход к разработке учебных программ и её оценке
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
1.
История Болонского процесса. 4
2.
Болонский процесс. Основные цели. 6
3. Реализация
Болонского процесса в России. 8
4.
Основные организационные этапы воплощения его принципов в отечественном
образовательном пространстве и проблемы с адаптацией. 15
5.
Полемика специалистов о возможных последствиях присоединения России к
Болонскому процессу. 18
Заключение. 21
Список
использованной литературы.. 22
Введение:
Современное образование — фундаментальная
основа человеческой жизнедеятельности, выступающая как интегральная, обобщающая
ценность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой
образование формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной
связи с жизнью общества. Целью функционирования социального института
образования в обществе является формирование интеллектуально-нравственного
потенциала нации. Эффективность функционирования социального института
образования необходимо изучать с позиций комплексного подхода, который
предполагает учет многообразия разнокачественных субъектов образования и
системы их взаимосвязей и управления.
Личность по отношению к
институтам государства — всегда объект воздействия. Долгое время государство
практиковало ресурсный подход к собственному населению, управление системой
образования было подчинено идее воспитания работника, профессионала с
минимальным учетом индивидуальности. В то время как на современном этапе
образование приобретает характер целенаправленной непрерывной (в течение всей
жизни) деятельности личности, ориентированной на использование образовательной
системы, образовательной среды в целях самосовершенствования, удовлетворения
индивидуальных образовательных потребностей. Формируются субъект-субъектные
связи между участниками образовательной деятельности.
Развитие системы высшего
профессионального образования Российской Федерации детерминировано мировыми
тенденциями глобализации. Социально-экономические изменения в стране,
произошедшие в последние 15 лет, привели к внутреннему кризису образовательной
системы. Россия принимает активное участие в создании единого международного
образовательного пространства. Начиная с 90-х годов XX в., в нашей стране
осуществляется широкая модернизация российской системы образования,
направленная на ее демократизацию и развитие "как открытой
государственно-общественной системы".
В сентябре 2003 г. Российская
Федерация официально присоединилась к Болонскому процессу, в рамках которого до
2010 г. предстоит осуществить реформирование российского образования с целью
продвижения его к открытости европейскому сообществу и интеграции в
общеевропейскую систему образования.
Социальная проблема модернизации
национального института образования заключается в гармонизации целей,
содержания и способов образовательной деятельности с изменившимися
общественными потребностями и условиями.
Экономическая проблема
модернизации состоит в обеспечении эффективного функционирования института
образования в социальном и экономическом пространстве Российской Федерации и
создании условий для формирования конкурентоспособного рынка экспортных
образовательных услуг российских вузов в мире и, в частности, в европейском
политическом и территориальном пространстве, для чего необходимо структуру
высшего образования обозначить в единицах европейского измерения
(образовательных уровнях, кредитах, компетенциях и пр). Совмещение интересов
внешних и внутренних направлено на реорганизацию системы профессионального
высшего образования в Российской Федерации с учетом положений Болонской
декларации.
В последние несколько лет
вузовскую общественность России живо интересуют проблемы, связанные с возможной
ролью общеевропейского движения, известного под именем "Болонского
процесса", в модернизации российской высшей школы.
Заключение:
Конечно, рассуждать по поводу
необходимости вступления России в
Болонский процесс, можно достаточно долго. Будут, безусловно, авторитетные
красноречиво убедительные доводы за
вступления в этот процесс и такие
же диаметрально противоположные доводы и не менее авторитетных специалистов,
выступающих категорически против такого шаг. Но ведь самым объективным и самым
авторитетным арбитром в таких случаях
выступает как правило окружающая нас действительность и
происходящее в ней помимо нашего
сознания, воли и субъективного желания,
независимые процессы. И что — же
происходит сегодня вокруг нас? Грядет
эра глобализации. Глобальные интеграционные процессы и углубление
международного разделения труда, которое сейчас превалируют в мировой
экономике, оказывают прямое влияние на структуру производства и занятости,
а следовательно и на рынок труда и сферу образования.
Состояние последней и
образовательно — квалификационный уровень работника — ключевые критерии
хозяйственного и общественного прогресса
современных экономически развитых государств, которые диктуют
им проведение общей образовательной политики, приспособление национальных
систем подготовки кадров к кардинально изменившимся условиям мирового рынка
Упомянутые тенденции наиболее полно реализуются именно в Европе, накопившей
опыт интеграции международных связей в
области образования.
И следует прямо признать, что именно этот опыт и эта
политика и стала основным катализатором
экономического и социального объединения Европы в единый экономический союз.
Болонские принципы по существу
были реализованы в Европе уже концу 80 годов, тогда как Россия только сегодня
начинает практическое движение в этом
направлении. Так выгодно ли нам движение в этом направлении или все оно
представляется неверным и какие последствия
возможны? Однозначного ответа на сегодняшний день не существует.
Фрагмент текста работы:
1. История Болонского процесса Объединение высшей школы в
европейских странах назрело довольно давно, еще в середине ХХ столетия, в связи
с тем, что оно стало неконкурентоспособным по сравнению с американским. Попытки
совершенствования европейского образования по единым стандартам начались с 1957
года, когда было подписано Римское соглашение, в котором ставились
принципиально новые задачи: приведение национальных законодательств в сфере
образования к общеевропейским нормам, расширение доступа к высшему образованию,
повышение академической мобильности студентов и их востребованности на рынке
труда, создание долгосрочных систем обучения.
Со временем эти идеи были развиты
в решениях конференций министров образования европейских стран (1971, 1976), в
Маастрихтском договоре (1992). В дальнейшем под эгидой ЕС, Совета Европы
внедрялись разнообразные программы.
В истории Болонского процесса
можно выделить три этапа:
предыстория: от Великой Хартии
Университетов (1988 г) до Болонской декларации;
начало: Болонская декларация
(1999 г);
развитие: после Болонской
декларации.
Идеи создания европейского
университетского сообщества и единого европейского пространства высшего
образования исходят от старейшего в Италии и во всей Европе Болонского
университета. Еще в 1986 году, готовясь к своему 900-летнему юбилею, он
обратился ко всем университетам Европы с предложением принять Великую Хартию
Университетов – Magna Charta Universitarum. Идея была с энтузиазмом подхвачена,
и во время юбилейных торжеств в 1988 году этот документ, провозглашающий
универсальные и непреходящие ценности университетского образования, а также
необходимость тесных связей между ними, был подписан ректорами 80 вузов.
Постепенно процесс европейской
интеграции высшего образования стал подниматься с университетского на
государственный уровень. В 1998 г. в Париже в стенах знаменитого Сорбонского
университета, также во время празднования его юбилея, состоялось совещание
министров образования четырех стран (Франция, Великобритания, Германия,
Италия). Подписанная ими Сорбонская декларация "О гармонизации архитектуры
европейской системы высшего образования" впервые обосновала стратегическую
цель создания зоны европейского высшего образования и ускорила дальнейшее
развитие событий.
Уже в следующем 1999 году на
родине Magna Charta, в г. Болонье (Италия), состоялась историческая первая
конференция тридцати европейских министров, отвечающих за образование. Принятая
ими декларация "Зона европейского высшего образования", определила
основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете,
гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах
Европы. С этой декларации и начинается собственно Болонский процесс.
В дальнейшем встречи европейских
министров образования стали регулярными с интервалом в два года, каждый раз к
болонскому процессу присоединялись новые страны. В 2001 году министров
принимала Прага, в 2003 году – Берлин. Число участников достигло сорока, в том
числе Россия, подписавшая Болонскую декларацию в ходе берлинской конференции.
Четвертая, встреча состоялась в мае 2005 г. в норвежском городе Бергене. Здесь
о вступлении в Болонский процесс заявили пять стран бывшего Советского Союза.
Последняя встреча состоялась в 2007 г., в Лондоне.
Кроме рубежных конференций
министров, в рамках Болонского процесса проводится ряд международных
мероприятий, посвященных его отдельным аспектам. Вся университетская Европа
пришла в движение, намереваясь успешно завершить создание единого
образовательного пространства к установленному Болонской декларацией сроку.
На сегодняшний день 40 стран
принимают участие в так называемом Болонском процессе, который должен
завершиться к 2010 году.