Контрольная работа на тему Европейский гуманизм XV века
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Возрождение в Италии 4
2. Гуманизм Ренессанса 16
Заключение 19
Список литературы: 21
Введение:
Актуальность темы исследования. Возрождение, или Ренессанс — это мощное культурное движение, возникшее в Италии и в той или иной степе-ни охватившее страны Западной, Центральной и Восточной Европы. Про-цессы, которые вызвали Возрождение, начались в Италии во второй поло-вине XIII в., в других странах — в XV и XVI вв., конец этой эпохи прихо-дится почти повсеместно на последнюю четверть XVI-начало XVII в. Ос-нову Возрождения составляли существенные изменения в экономической и общественно-политической жизни европейских народов, вызванные разви-тием городов и зарождением новых хозяйственных отношений в недрах феодализма.
Основными признаками Возрождения являются:
1) быстрый подъем культуры после долгого застоя;
2) возрождение, актуализация достижений античной культуры;
3) отрицательное отношение к аскетической и схоластической куль-туры средневековья.
Термин «Возрождение» был впервые употреблен известным ита-льянским художником и архитектором Джорджо Вазари, автором первой истории итальянского искусства этой эпохи, напечатанной в 1550 г. В кни-ге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, скульпторов и зод-чих» он рассматривал свою эпоху как время возрождения (rinascita) искус-ства после тысячелетнего «варварства». Впрочем, деятели Возрождения, четко осознавая коренное отличие своего времени от предыдущей эпохи, называли его «временем восстановления», имея в виду не только изобра-зительные искусства.
Цель исследования – определить основные этапы развития европей-ского гуманизма XV века и его основные результаты.
Задачи исследования:
— дать определение гуманизму;
— проследить этапы развития гуманизма в XV веке;
— исследовать влияние гуманизма на развитие культуры.
Заключение:
В эпоху Ренессанса состоялся духовный переворот, в основе которо-го лежало высвобождение человека из-под власти феодально-церковной идеологии. Рождался человек с новым типом сознания и характером пове-дения.
В Италии и других европейских странах Ренессанс имел свою бога-тую историю, каждый этап которой отмечен неповторимыми чертами. Гу-манистический идеал, понимание классического наследия античности, формы реализма в искусстве, характер научного познания природы не оставались в течение всего Возрождения неизменными, они постоянно раз-вивались, в разное время и в разных условиях наполнялись новым содер-жанием.
Однако идейная и формальная система ренессансного мировоззрения не могла видоизменяться бесконечно. У нее было свое начало, была своя зрелость, что обозначила разрыв со средневековой культурой. У нее был и свой конец, когда, распавшись, она передала свои важнейшие завоевания следующим историческим поколениям.
Кризис Ренессанса был вызван столкновением его идейной програм-мы, его духовных идеалов с социальной действительностью. Процесс ре-феодализации, уничтоживший свободные города-коммуны, появление аб-солютных монархий, реформация и контрреформация — все это несло с со-бой гибель идеям Возрождения. Враждебная стихия нередко настигала эти идеи еще на подъеме, в пору их расцвета. И тогда, лишенная своей преж-ней социальной базы, беззащитна перед силами зла, культура Возрожде-ния в лице ее лучших представителей продолжала отстаивать свои идеалы. В неравной борьбе гармоничное и героическое мировоззрение Ренессанса получило внутренне противоречивый и трагический характер.
Но кризис культуры Возрождения вызван и ее собственной ограни-ченностью. Идеальный и утопический антропоцентризм не отвечал более ни научным, ни социальным, ни моральным, ни эстетическим представле-ниям о мире и человеке, которые бурно развивалась в XVI в. — в эпоху Ве-ликих географических открытий и кровавой колонизации Нового света, в эпоху новой натурфилософии, гелиоцентрической космогонии и теории о бесконечной множественности миров, в эпоху первоначального накопле-ния и «революции цен», которая потрясла до основания не только эконо-мику, но и сознание европейских народов.
Классический идеал, завершая собой весь предыдущее развитие гу-манистической идеологии, быстро потерял свое значение. И мировоззре-ние людей той эпохи и ее реальная действительность явно с ним разо-шлись.
Фрагмент текста работы:
Возрождение в Италии
Наиболее полно и последовательно Возрождение смогло реализо-ваться в Италии. Италия — страна классического и, возможно, единственно-го Ренессанса. Феномен Ренессанса в Германии, Франции, Испании раз-бавленный другими культурными веяниями, аморфный и расплывчатый и скорее символизируется ограниченным кругом выдающихся личностей. В упомянутых странах Ренессанс скорее тенденция, чем эпоха. Их историю можно написать и без употребления этого термина, в то время как в ита-льянской истории без понятия Возрождения период от Данте до Микелан-джело оставался невыясненным в своей сути .
Эпоха Возрождения приходится в Италии сложный и противоречи-вый период общественного и политического развития страны. Характер итальянской культуры в настоящее время определяется эволюцией соци-альных форм от коммун до сеньорий. Коммунальный строй просущество-вал относительно недолго — в XI в. коммуны погибли в результате внут-ренних городских противостояний между народом «жирным» и народом «худым». Память о городах- коммунах глубоко вошла в сознание италь-янцев. Укрощение социальных страстей взяли на себя князья, кондотьеры. Многих горожан подкупало то, что захватчикам власти удавалось устано-вить мир, взять под свое покровительство культуру. Князья проявляли большую щедрость по отношению к делам культуры, чем расчетливое бюргерство.
В XIV-XV в. итальянские города переживают бурное развитие. Была развита промышленность, частично организованная в форме ранней ма-нуфактуры; они стали крупными торговыми центрами, вели торговлю с другими странами Европы и особенно с Ближним Востоком; в них нахо-дились крупные банки, операции которых имели широкий международ-ный характер. Италию этого периода считают первой страной, где появи-лись раннекапиталистические отношения.
Относительно личности прогрессивное значение раннекапиталисти-ческого уклада по сравнению с феодальным заключалось в том, что силой присущих этому укладу экономических отношений и других обществен-ных связей, а также подвижности массы людей, вовлеченных в процесс но-вого производства, личность освобождалась от средневековой несвободы, предрассудков, от уз сельской общины и цеха, родовых и семейных тра-диций. То есть уничтожалась и несамостоятельность людей, без которой не могла нормально функционировать феодальная система хозяйства, инди-вид поднимался к активной самостоятельной деятельности и у него просы-палась и развивалась вера в свои силы и чувство собственного достоин-ства .
Это особенно полно раскрывается в эпоху раннего Возрождения, ко-гда пафос создания новой социальной действительности определяет атмо-сферу мощного подъема общественного самосознания, преимущество в искусстве монументальных форм — общественных зданий, больших скульп-турных и фресковых циклов.
Промышленная, торговая и финансовая верхушка итальянских го-родов наживала огромные богатства и могла выделить часть средств на развитие культуры, поскольку нуждалась в развитии техники, естествозна-ния, математики. Даже частный заказ в этот период приобретает обще-ственный характер: итальянские князья и именитые граждане нередко удо-влетворяли свое честолюбие, сооружая церковь или монастырь, городские госпитали, украшали росписями капеллы городских церквей. Сооружение и украшение резиденции правителя также должно было способствовать славе и политическому весу города.
Одновременно с формированием богатой итальянской ранней бур-жуазии в городах формировалась многочисленная группа представителей умственного труда и людей, занятых литературой и искусством: много-численные литераторы, поэты, публицисты, врачи, учителя, инженеры, «Мастера свободных искусств», то есть художники, скульпторы, архитек-торы и тому подобное. Все эти представители нового социального слоя — интеллигенции — и стали деятелями новой культуры, которая получила название культуры Возрождения, или гуманизма.
Родина Возрождения, несомненно, Флоренция («Афины Италии»). И это не удивительно. Именно во Флоренции в 1293 г., на заре Возрождения, была принята первая в христианской Европе, фактически республиканская конституция, причем конституция очень демократичная.
Именно во Флоренции, а чуть позже в Сиене, Феррари, Пизе форми-ровались кружки образованных людей, которых называли гуманистами. Термин происходит от названия того круга наук, которыми занимались поэтично и художественно одаренные флорентийцы: studia humanitatis. Это те науки, которые имели своим объектом человека и все человеческое в противовес studia divina — всему, что изучает божественное, то есть тео-логию.
Ранние флорентийские гуманисты — это чаще всего политические дея-тели, адвокаты, юристы, например, великий Данте, который был диплома-том и депутатом от партии «белых гвельфов». Тем более, что их как людей образованных, которые знали языки, были опытными в правоведении, красноречии, знали фортификацию, математику, архитектуру, инженерное дело, а иногда и астрологию, и алхимию, стремились привлекать на долж-ности посланников, советников, секретарей, канцлеров как республикан-ские правительства городов Италии (Флоренция, Венеция, Генуя), так и различные монархи, в частности, папа римский .
Самой заметной фигурой на грани средневековья и нового времени был флорентиец Алигиери Данте (1265-1321 гг.). Данте был всесторонне образованным человеком. Он учился в Болонском университете, однако, не закончил его. Официальное средневековое образование не удовлетво-ряло Данте, и он много учился самостоятельно, изучал языки, что давало ему возможность знакомиться с иностранной литературой и произведени-ями античных авторов, среди которых его больше захватывал Вергилий. Литературное творчество Данте начал в 80-х годах лирическими стихами в духе тогдашней итальянской лирики «сладостного нового стиля».