Контрольная работа на тему Эволюция системы планирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. История развития системы планирования 4
1.1. Эволюция системы планирования за рубежом 4
1.2. Эволюция системы планирования в России 8
2. Роль системы планирования в государственном управлении 12
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Введение:
Актуальность темы. Проблеме эффективности управления предприятиями на современном этапе развития экономики уделяется все больше внимания. В менеджменте эффективность определяется уровнем достижения организацией поставленных целей и задач, обозначая тем самым планирование как неотъемлемую часть управления.
В экономике СССР и России существенное место занимают перемены, обусловленные историческими событиями и экономическими инициативами власти. Безусловно, это оказало и оказывает влияние на формирование экономических систем, состоящих из различных экономических этапов, систем государственного планирования и, в частности, систем планирования на предприятиях.
Этапы эволюции планирования в России обобщены И.А. Антипиным, Е.Б. Дворядкиной, Я.П. Силиным и Е.А. Шишкиной . Развитие планирования в XX веке в нашей стране и за рубежом подробно исследовано Н.М. Сурниной .
Целью работы является анализ эволюции системы планирования.
Задачи работы:
— рассмотреть эволюцию системы планирования за рубежом;
— изучить эволюцию системы планирования за рубежом;
— раскрыть роль системы планирования в государственном управлении.
Заключение:
Проведенное исследование позволило сделать основные выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Как видно из истории, эволюция планирования за рубежом тесно связана с развитием экономических и политических взглядов, именно они толкали государство на формирование того планирования, которое было необходимо в данный момент времени. Эволюция зарубежного опыта сформировала значительное количество разнонаправленных научных подходов к планированию.
2. Обобщение отечественного опыта формирования, модификации и трансформации систем планирования позволяет сделать вывод о том, что продолжительные периоды накопления в них изменений сменяются резкими «скачками», преобразующими качественный и количественный состав элементов, а также свойства базовой модели системы планирования. Видоизмененное долгосрочное планирование и плановое бюджетирование используются в современных модификациях, интегрируя со стратегическим планированием в единую систему.
3. В современном мире планирование является важнейшим инструментом консолидации усилия власти и общества в решении проблем социально-экономического характера, инструментом стратегического управления региональной социально-экономической системой. Также роль планирования заключается в повышения эффективности государственного управления.
По нашему мнению, планирование в государственном управлении следует трактовать как сложную систему взаимосвязанных элементов, документов и субъектов-участников, выполняющую различные задачи, направленные на достижение стратегически важных целей государства, регионов и муниципальных образований России.
Фрагмент текста работы:
1.2. Эволюция системы планирования в России
Стратегическое планирование в России имеет продолжительную историю своего становления и развития. В большинстве литературных источников периодом зарождения стратегического мышления считают конец 60-х — начало 70-х годов XX века . Это означает, что, говоря об истории развития стратегического планирования в России, выделяют два периода: советский и современный. Полагаем, что зачатки (проявления) стратегического планирования, его отдельные элементы можно найти и в имперский период нашей истории.
Основы теории стратегического планирования были сформированы в Советской России еще в 20-е годы прошлого столетия. Теоретической базой для них послужили идеи марксизма о необходимости планомерного руководства хозяйственными системами, достигшими высокого уровня обобществления в целях обеспечения пропорционального развития экономики .
Советское планирование началось с отраслевых годовых планов, а в декабре 1920 года на расширенном заседании Комиссии ГОЭЛРО был утвержден первый перспективный план развития экономики страны, принятый и реализованный в России после революции, — Государственный план электрификации России. «В последующем основное место в перспективном планировании заняли пятилетние планы» .
В 50-е годы XX века подходы к планированию изменились. На смену традиционным видам корпоративного планирования приходит стратегическое планирование.Концепция стратегического планирования возникла в конце 60-х начале 70-х гг. XX века в ответ на возрастание динамизма и неопределенности внешней среды бизнеса. При использовании принятых ранее форм планирования стало трудно обеспечить преимущества в конкурентной борьбе и, следовательно, доходы предприятия.
Первыми работами, посвященные теории стратегического планирования, в нашей стране стали монографии А.Н. Петрова и Ю.В. Гусева, которые были изданы в 1992 году.
С начала 90-х годов в СССР, а затем в постсоветских странах разработка пятилетних планов была прекращена. Причина понятна. Влюбленные в североамериканскую мечту и западноевропейский образ жизни и внезапно ставшие отрицать советский опыт государственного строительства, власти нового российского государства верили, что «рынок решит все», а опустевшие полки продовольственных магазинов и дефицит продовольственных товаров постоянно напоминали о «необходимости кастрюль и переизбытке пушек». На деле оказалось, что без элементов планирования даже «всемогущая» западная рыночная экономика обойтись не может.
С 1994 года в регионах начали реализовываться федеральные программы развития отдельных территорий, например, для Сахалинской области была разработана федеральная программа развития Курильских островов. Позже появились федеральные программы развития целых регионов: республик Саха (в 1995 году) и Башкортостан (в 1996 году), впоследствии федеральных программ стало больше. Самая первая нефедеральная региональная стратегия в России была разработана в 1997 году в Санкт-Петербурге .
Определенные надежды на возрождение системы долгосрочного прогнозирования и планирования социально-экономического развития были связаны с появлением Федерального закона от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» . Но чуда не произошло, да и не могло произойти по ряду объективных причин: экономическая ситуация в стране не становилась лучше, страна наращивала зарубежные заимствования и активно «вгоняла себя в долги», разгул преступности и коррумпированность властных структур приобретали угрожающие масштабы; алкоголизацию и депопуляцию населения, деградацию вооруженных сил, деиндустрализацию народного хозяйства было уже не скрыть .
В октябре 2005 года при Президенте Российской Федерации был образован Совет по реализации приоритетных национальных проектов, который в дальнейшем подвергался трансформации и в настоящее время действует как Совет по стратегическому развитию и национальным проектам.
Фактически приоритетные национальные проекты реализовывались вплоть до 2018 года. 7 мая 2018 года Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» , которым были утверждены уже 12 новых национальных проектов, среди которых: демография; здравоохранение; образование; жилье и городская среда; экология; безопасные и качественные автомобильные дороги; наука; культура и др.
Обобщение отечественного опыта формирования, модификации и трансформации систем планирования позволяет сделать вывод о том, что продолжительные периоды накопления в них изменений сменяются резкими «скачками», преобразующими качественный и количественный состав элементов, а также свойства базовой модели системы планирования. Видоизмененное долгосрочное планирование и плановое бюджетирование используются в современных модификациях, интегрируя со стратегическим планированием в единую систему.