История государственных органов и учреждений Контрольная работа Экономические науки

Контрольная работа на тему Эволюция системы государственных органов и учреждений централизованного российского государства (конец XV- XVII вв.)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
1. Сформировать перечень Московских приказов как функционально-отраслевых органов центрального управления 3
2. Сформировать перечень изменений в государственных учреждениях после Великой смуты 9
Заключение 15
Список использованных источников 16

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Одним из актуальных вопросов в отечественной исторической науке является вопрос о развитии государ-ственного строя России.
Проб¬лемы эволюции государственных органов находят отражение и в школьных учебни¬ках. Однако не все сюжеты освещаются в учебной литературе достаточно полно и объективно. К числу таковых относится и история зарождения, оформления и уп¬разднения системы центральных органов власти в России конца XV-XVII вв. — приказной системы.
Понятие приказы применяется по отно¬шению к центральным орга-нам власти Московского государства конца XV — начала XVIII в., функ-ционировавшим в тесном взаимодействии с верховной властью, наде-ленным законодательными, исполнитель¬ными, судебными функциями, руковод¬ствовавшимся в своей деятельности прин¬ципом прецедента, со-здавшим особую сис¬тему делопроизводства и опиравшимся на штат про-фессиональных делопроизводите¬лей (дьяков и подьячих).
Предмет исследования. Эволюция системы государственных орга-нов и учреждений централизованного российского государства (конец XV- XVII вв.)
Цель исследования: рассмотреть особенности приказной системы централизованного российского государства конца XV- XVII вв.
Задачи исследования:
1) сформировать перечень Московских приказов как функциональ-но-¬отраслевых органов центрального управления;
2) сформировать перечень изменений в государственных учрежде-ниях после Великой смуты.
Обзор литературы. В настоящем исследовании мы использовали работы таких авторов как Зимин А. А., Лисейцев Д. В., Писарькова Л. Ф. и др.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Приказ¬ная система управления, при кажущейся на первый взгляд неупорядоченности ее орга¬низации и рыхлости структуры, обладала внутренней логикой, присущей только сис¬темам, выросшим на историче-ской почве, а не привнесенным извне.
Формируясь на протяжении столетий, с учетом историчес¬ких осо-бенностей страны и ее народа, при¬казная система отвечала всем требова-ниям своего времени.
Волокита и злоупотреб¬ления — недостатки этой системы, как, впро-чем, и любой другой системы, тре¬бовали ее реформирования, но не уни-что¬жения.
Приказный строй, составлявший ядро российской администрации конец XV-XVII вв., сложившийся в ходе сменявших друг друга периодов реформ и государственного тер¬рора, переживший без серьезных струк-тур¬ных изменений Смуту начала XVII в. (и сам способствовавший выхо-ду страны из кри¬зиса), продемонстрировавший в течение XVII в. удиви-тельную пластичность и способность к саморазвитию — имел все воз-можности продолжить существование в XVIII в.
Однако путь постепенной эволю¬ции не устраивал импульсивного само¬держца, последнего московского царя и первого петербургского им-ператора Пет¬ра I. Он предпочел и осуществил иной ва¬риант, предусмат-ривавший коренную лом¬ку всего государственного здания Московской Руси и возведение нового строения по иноземным чертежам» но все из тех же об¬ломков разрушенной им приказной по¬стройки.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Сформировать перечень Московских приказов как функцио-нально-¬отраслевых органов центрального управления
Время создания приказов исследователи относят к рубежу XV-XVI вв. или к середи¬не XVI в. Сложность в решение вопроса о времени воз-никновения приказного строя вносит неоднозначность самого термина «приказ», который может означать как учреждение, так и распоряжение.
Впер¬вые «приказ» упоминается в жалованной грамоте 1512 г. вла-димирскому Александро-Успенскому монастырю: ему рекомен¬дуется об-ращаться в спорных случаях к бо¬ярину, у которого этот монастырь «бу-дет в приказе». Что в данном случае следует по¬нимать под словом «при-каз» — учреждение или распоряжение? Во многом это зависит от субъек-тивной точки зрения ученого. Схожая формулировка встречается в Су-дебнике 1550 г.: «А к которому боярину придет жалобник его прика-зу…» .
Но и в этом случае мы не имеем возможно¬сти со стопроцентной уверенностью утвер¬ждать, что речь идет именно о приказе-уч¬реждении. В более раннем своде законов, Судебнике 1497 г содержится следующая фраза: «А каков жалобник к боярину при¬дет… А которого жалобника не-пригоже управити, и то сказати великому князю, или к тому его послати, которому которые лю¬ди приказаны ведать» .
Не исключено, что в Судебнике Ивана IV другими словами из-лагалось содержание соответствующей ста¬тьи Судебника Ивана III. Одна-ко с середи¬ны XVI в. мы сталкиваемся с источниками, неоспоримо свиде-тельствующими о функ¬ционировании целого ряда приказов.
В си¬лу этого отечественная историография склоняется к мысли о том, что приказы за¬рождаются в конце XV в., а в систему скла¬дываются в середине XVI в., при Иване IV .
Дискуссионным является и вопрос о том, в чем следует искать исто-ки приказ¬ных учреждений. Высказывались предпо¬ложения о происхож-дении приказов из временных комиссий Боярской думы; из личной кан-целярии великого князя (под которой обычно понимается Казна); из сис-темы дворцово-вотчинного управления. Последняя версия представляется наиболее аргументированной. Великий князь управ¬лял своим государ-ством-вотчиной так, как и следовало управлять своим владением вотчин-нику, т. е. через поручения своим слугам и лично зависимым от себя лю-дям. Не случайно, что первые дьяки, упоминаю¬щиеся на Руси со времени Ивана Калиты, были несвободными лицами, холопами ве¬ликого князя. Государь по мере возникновения какой-либо нетипичной проблемы по-ручал («приказывал») заниматься ею ко¬му-либо из своих доверенных лиц. Безус¬ловно, пока границы княжества-вотчины охватывали неболь-шую территорию, при¬казы-поручения носили временный харак¬тер, и практически все дела могли решаться в пределах средоточия вотчинного управ¬ления — Дворца.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы