Банковское дело Контрольная работа Экономические науки

Контрольная работа на тему Эффективность деятельности коммерческого банка в условиях конкуренции

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Эффективность деятельности коммерческого банка в условиях конкуренции

Одним из приоритетов экономического развития России является создание и поддержка конкурентоспособной банковской системы, невозможно без эффективных и конкурентоспособных банковских учреждений, состояние которых одновременно и финансовым базисом системы, и индикатором эффективности государственной макро-пруденциальной политики.
Конкуренция напрямую влияет на равновесие на банковском рынке, и тем самым на стабильность банковской системы и всей денежно-кредитной сферы, достижения которой является ключевым направлением современного этапа развития.
В связи с этим, исследования вопросов организационно-экономических аспектов повышения конкурентоспособности российских банков приобретает особое значение, что обуславливает актуальность выбранной темы и целесообразность проведения исследований для развития этого вопроса.
Банковский сектор экономики во всем мире переживает существенные изменения, которые характеризуются глобализацией финансовых рынков, дерегулированием, увеличением у банков ассортимента небанковских продуктов, внедрением современных информационных технологий в управление банками, консолидацией или сокращением количества банков.
Термин «конкуренция» с лат. concurrentia — значит — борьбу, соперничество.
Впервые понятие конкуренции раскрыл Адам Смит в труде «Исследование о
природе и причинах богатства народов» [1]. В его видении конкуренция — это не что иное, как соперничество, что приводит к повышению цены при сокращении предложения и соответственно снижены цены при избытке предложения. Автором раскрыто принцип «невидимой руки», согласно которому в рамках остро конкурентной рыночной системы цена, прибыль, спрос, предложение, ссудный процент направляются, словно невидимой рукой и соответствуют заинтересованности предприятий, государства.
Сформированные А. Смитом основные характеристики понятия конкуренции дополнялись новыми его определениями, стало основой для создания теории конкуренции. Каждый причастен ученый пытался предложить собственную концепцию этой теории и определения категории конкуренция. При определении экономического содержания понятия «конкуренция» необходимо выделить три подхода [2, с.216]: поведенческий, структурный, функциональный.
В условиях конкуренции и через конкуренцию оказывается конкурентоспособность. В широком смысле конкурентоспособность – это обусловлено экономическими, социальными политическими факторами позиция страны или товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках [4]. Проблема повышения конкурентоспособности касается практически всех сторон общественной жизни.
Анализ последних исследований и публикаций позволяет сформулировать трактовка категории «конкурентоспособность», предлагаемые известными авторами. Банковская конкуренция является основной движущей силой рынка банковских продуктов [3], требует тщательного исследования сущности. На сегодня наличие конкуренции между субъектами в банковском секторе очевидна, и поэтому уместно было бы определиться с трактовкой самого понятия «банковская конкуренция».
Проанализировав приведенные определения, можно сделать следующие выводы:
— во-первых, все они определяют банковскую конкуренцию как процесс. Можно согласиться с этим определением, поскольку процесс — это «последовательная смена фаз развития явлений природы, общества и человеческого мышления и прохождения ими различных состояний и степеней представляет диалектическое единство сохранения и изменения, движения и покоя, восхождение и спад» [2];
— во-вторых, в приведенных определениях подчеркивается, что банковская конкуренция происходит не только между банками, но и другими финансово-кредитные институтами;
— в-третьих, при определении банковской конкуренции доминирует поведенческий подход, в котором внимание акцентируется на соперничестве, борьбе субъектов рынка.
Исследуя сущность конкурентоспособности банков необходимо отличать классическую конкуренцию товаропроизводителей от конкуренции между банковскими учреждениями. Именно поэтому, целесообразно выделить особенности банковской конкуренции. Сущность банковской конкуренции отражается в наиболее важной характеристике банковской услуги на рынке — в ее конкурентоспособности.
Конкурентоспособность банка является ключевым показателем в определении уровня его эффективности. Среди ученых нет четкого экономического толкования указанного термина, и поэтому они рассматривают его по-разному.
Таким образом, экономические категории «конкуренция» и «Конкурентоспособность», как в общей их трактовке, так и конкретно в банковской сфере, взаимосвязаны и осуществляют активное воздействие друг на друга с одной стороны, и является главным двигателем развития как экономики страны в целом, так и банковского сектора в частности.
Банковская конкуренция — это процесс соперничества банков между собой и с другими финансово-кредитными институтами, в ходе которого они стремятся обеспечить себе лидирующие позиции на рынке банковских услуг [3]. Широко известен тот факт, что банки и банковская система занимают особое место в экономике, в значительной степени из-за их уязвимости к нестабильности по сравнению с другими сферами хозяйствования. Развитие финансово-кредитных учреждений привел к усилению банковской конкуренции на современном этапе.
Чтобы лучше понять сущность банковской конкуренции необходимо определить ее субъект, объект, предмет, а также средства банковской конкуренции. Субъектами конкуренции выступают те участники рынка, которые способны удовлетворить потребности целевых рынков и стремятся это сделать, реализуя хозяйственную деятельность на рынке. Объектом конкуренции являются потребности групп потребителей, входящих в целевого рынка (рынков), что выбрали для себя банки конкуренты. Предметом банковской конкуренции есть продукты, с помощью которых конкуренты пытаются привлечь потребителей. Средствами конкуренции являются банковские продукты, с помощью которых банки-конкуренты пытаются завоевать признание и привлечь клиентов. Исходя из этого выделяют три уровня (группы) и подуровни банковской конкуренции.
Первая группа субъектов банковской конкуренции представлена непосредственно же банковскими учреждениями (банками второго уровня), реализующих продукты в рамках разработанной стратегии в соответствии с требованиями законодательства.
Вторая группа субъектов банковской конкуренции представлена небанковскими финансово-кредитными учреждениями, основная деятельность которых связана с предоставлением финансовых услуг, которые можно отнести к банковским. На рынке кредитных услуг конкурентами банков являются кредитные союзы, лизинговые и факторинговые компании, ломбарды. В сфере привлечения временно свободных средств — доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, институты совместного инвестирования.
Значительное количество конкурентов у банков в сфере предоставления посреднических услуг на рынке ценных бумаг: регистраторы, хранители и депозитарии.
В состав третьей группы субъектов банковской конкуренции входят не финансовые компании: почта, торговые дома, супермаркеты и т.
На каждом уровне банковская конкуренция существует на индивидуальном и групповом подуровнях. О групповой конкуренции можно говорить при взаимодействии объединений банков, которые группируются с целью реализации определенных задач. Банки могут объединяться как между собой, так и с другими финансово-кредитными учреждениями в форме холдингов, синдикатов, консорциумов, картелей, финансово-промышленных групп и тому подобное.
Поскольку конкуренция в банковской среде существенно отличается от конкуренции товаропроизводителей, то необходимо отметить виды конкуренции, которые характеризуют специфику банковской деятельности.
Для банковского бизнеса особое значение имеет конкуренция продавцов и конкуренция покупателей. Конкуренция продавцов — их соперничество за наиболее выгодные условия сбыта товаров (банковских услуг). Конкуренция покупателей — соревнования между ними за доступ к этим товарам [3]. Обе эти формы обычно сосуществуют рядом. Их соотношение на каждом конкретном рынке определяется рыночной позицией продавцов и покупателей. Так, на рынке продавца, где продавцы могут диктовать покупателям свои условия (вследствие не насыщенности рынка, его монополизации и т.д.), преобладает конкуренция покупателей. На рынке покупателя, на котором последние обладают рыночной силой, более значительной, чем продавцы (например, из-за перенасыщения рынка товарами), основной формой является конкуренция продавцов. Банковский рынок не является чем-то единым, а представляет множество частных рынков. Любой банк может выступать как в роли продавца, так и в роли покупателя.
Банковский сектор сегодня оказался наиболее уязвимым к действиям не только внешней среды, но и внутренних, обусловленных системным кризисом 2014-2015 гг. и последующим его «очисткой». Это не только ослабило конкурентные позиции банков на рынке, но вынудило провести просмотр стратегических ориентиров для повышения уровня конкурентоспособности уже существующих банковских продуктов и услуг для обеспечения необходимого уровня эффективности и стабильности.
Проведенные в работе исследования позволяют сделать следующие выводы. Конкуренция и конкурентоспособность, как, в общем, их трактовке так и в конкретно банковской сфере, являются взаимосвязанными экономическими явлениями и осуществляют активное воздействие друг на друга с одной стороны, и является главным двигателем развития как экономики страны в целом, так и банковского сектора отдельно с другой.
Значительное усиление конкуренции, вызванное коренными изменениями в конкурентной борьбе, требует от науки новых подходов к рассмотрению видовой классификации банковской конкуренции. Развитие банковской конкуренции имеет много векторный характер и осуществляется по многим направлениям.
Главной проблемой отечественных банков на современном этапе развития экономики является недостаточный уровень собственного капитала.
Рост капитализации — не только главная предпосылка широкомасштабной участия российских банков в экономическом развитии страны. Именно уровень капитала сегодня — то, что не только свидетельствует серьезность намерений акционеров банков выполнять базовые требования Государственного банка России, но и усиливает их конкурентоспособность и способность противостоять возмущающим внешним и внутренним факторам.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы