Контрольная работа Педагогика/Психология Психология

Контрольная работа на тему Единство сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
1. Жизненный и творческий путь С.Л. Рубинштейна 4
2. Принцип единства сознания и деятельности 8
Заключение 12
Список использованных источников 14

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960) – автор фундаментальных трудов по философии, методоло-гии и конкретным исследованиям в психологии, ее организатор, педагог, основатель большой школы отечественной психологической науки. Раз-работанные им теории и принципы составляют философско-методологический фундамент российской психологии.
Творчество С.Л. Рубинштейна впитало в себя традиции теоретиче-ских воззрений и эмпирических исследований различных школ и направ-лений отечественной и мировой философской и психологической мысли.
Традиционно в творчестве С.Л. Рубинштейна выделяются три этапа: 10–20-е гг. ХХ в. – собственно философский этап, 30–40-е гг. – психоло-гический этап, 50-е гг. – возвращение к философии.
Философско-психологический анализ, которому были подвергнуты С. Л. Рубинштейном и психология сознания, и поведенческие теории, рас-крыл их общие методологические установки в подходе к природе психи-ки. Анализ психологии сознания был совершен не только в отношении к поведенчеству, но и к так называемой психологии духа. Объективно су-ществующая взаимосвязь индивидуального и общественного сознания никак не могла быть совместима с интроспективной психологией, кото-рая, замыкая сознание во внутреннем мире, вырывала его из связей с идеологией, в которых сознание выступало в своей социальной характе-ристике. Подобно поведенчеству, психология духа полагала интроспек-тивную концепцию сознания неизменной, а отброшенные интроспекцио-низмом связи сознания с идеологией, представляющие одну из областей проявления сознания, противопоставила интроспективной концепции как истинный предмет психологии. «Психология, – писал С. Л. Рубинштейн, – в результате оказалась перед тремя абстрактными конструкциями, свое-образными продуктами распада, получившимися в результате расчлене-ния реального сознания и реальной деятельности живого человека как конкретной исторической личности. Перед психологией встала тогда за-дача подняться над этими ограниченными концепциями, на которые рас-палась психология» .
На разных этапах научной деятельности методологические принци-пы психологии, сформулированные Рубинштейном: принцип единства со-знания и деятельности, детерминизма, развития, личностный принцип – имели разную направленность, отличались по своему конкретному со-держанию.
В нашей работе подробно разберем принцип единства сознания и деятельности, сформулированный С. Л. Рубинштейном.
Предмет исследования. Единство сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн).
Цель исследования: рассмотреть принцип С. Л. Рубинштейна: единства сознания и деятельности
Задачи исследования:
1) жизненный и творческий путь С.Л. Рубинштейна;
2) принцип единства сознания и деятельности.
Обзор литературы. В настоящем исследовании мы использовали работы таких авторов как Абульханова К. А, Борисова Н.В., Славская А.Н. и др.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Методологические принципы психологии, получившие разработку в трудах С.Л. Рубинштейна, имеют глобальный и системный характер. Они явились результатом обобщения огромного пласта достижений фи-лософской и психологической мысли в предшествующий и современный ему периоды.
На базе новой методологии развернулись исследования в созданной Рубинштейном научной школе, которые доказали ее практическую эф-фективность в различных областях психологической науки. Разработан-ные Рубинштейном методологические принципы составили также методо-логическую основу построения отечественной психологии в целом. Рас-сматриваемые в процессе эволюции творчества Рубинштейна, они отра-жают движение его философско-психологической мысли, все большее углубление теоретико-методологического анализа психологических про-блем, дальнейшую разработку методологических принципов, особенно принципа детерминизма, который содержит в аккумулированном виде систему всех остальных методологических принципов психологии, полу-чающих свое определение на его основе.
Развитие методологической мысли С.Л. Рубинштейна происходило в направлении от вопросов о природе психического и его месте во всеоб-щей взаимосвязи явлений материального мира к личности и человеку, мировоззренческим вопросам жизни человека в совокупности его дея-тельностных, познавательных, эстетических, этических отношений.
Основу связей субъекта с объективным миром составляет деятель-ность человека, который, изменяя мир, изменяется сам. Исходя из этого положения, Рубинштейн разработал принцип единства воздействия и изучения, согласно которому психология раскрывает свои тайны в про-цессе преобразования исследуемых объектов посредством практических действий.
На основе принципа единства сознания и деятельности Рубинштей-ном был проведен большой цикл экспериментальных исследований клю-чевых проблем психологии, прежде всего касающихся когнитивных про-цессов (восприятия и памяти, речи и мышления). Исследования проводи-лись на кафедре психологии Педагогического института в Ленинграде — кафедре, которая стала одним из крупнейших исследовательских центров в стране. Обобщая на основе своих теоретических представлений резуль-таты этих работ, Рубинштейн методологически осмыслил их в фундамен-тальном труде «Основы общей психологии» (1940).
Итак, Рубинштейн выдвинул и систематически развивал в психоло-гии методологический принцип, который он сам в 20-е гг. называл прин-ципом самодеятельности, а в 30-е и 40-е – принципом единства сознания и деятельности. Согласно этому принципу, человек и его психика, сознание формируются, развиваются и проявляются в деятельности, то есть дея-тельность играет определяющую роль в формировании сознания челове-ка. Принцип единства сознания и деятельности конкретизировался Ру-бинштейном и через раскрытие формирующейся в онтогенезе связи меж-ду уровнями сознания и деятельности. Здесь единство сознания и дея-тельности выступило в том, что различным уровням и типам сознания со-ответствуют свои определенные виды деятельности и поведения: реакции – досознательные формы психического отражения, действию – предмет-ное сознание, поступку – самосознание. Рубинштейн подчеркивал нераз-рывность связи сознания и деятельности, их единство, указывая на то, что генезис поступка и самосознания представляет собой процесс.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Жизненный и творческий путь С.Л. Рубинштейна
С.Л. Рубинштейн родился в Одессе в 1889 г. Будучи сыном крупно-го одесского адвоката, высокообразованного и глубоко мыслящего, он уже в детстве и юности познакомился с реалиями социальной и политиче-ской жизни России – преступностью и одновременно судебной и законо-дательной несправедливостью, затем участвовал в практике отца. Полу-чив блестящее домашнее образование (латинский, греческий и все запад-ноевропейские языки, глубочайшие знания истории российской и запад-ной философии, культуры, гуманитарных и точных наук), он продолжил его в университетах Германии (Берлина, Фрейбурга, Марбурга), защитив диссертацию под руководством Г. Когена и П. Наторпа. Там он создал свою первую философскую концепцию субъекта, альтернативную кантов-ской и гегелевской.
К философско-методологическим проблемам Рубинштейн обратил-ся еще в молодости в России, но не смог воплотить свой первый эскиз их решения (в начале 20-х гг. он был отстранен от чтения лекций по курсу философии и курсу теории относительности Эйнштейна и переведен на должность директора Одесской библиотеки) .
Из ее подвалов он вышел на свет победителем – уже зрелым психо-логом, сумевшим новой психологической концепцией деятельности пре-одолеть кризис мировой психологии и заложить фундамент – Основы – построения отечественной . Но, отдаваясь без остатка решению этих но-вых теоретических, исследовательских и практических задач (десятилетие работы в Ленинграде, включая период его осады, защиту вверенных ему сотен людей, пятилетие активной организационной, научной деятельности в Москве в качестве первого представителя психологической науки – чле-накорреспондента Академии наук СССР, руководителя трех создаваемых и воссоздаваемых научных центров), он всем опытом жизни, вбиравшим ее успехи и неудачи, неотступно шел к своему главному произведению – “Человек и мир” .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы