Контрольная работа на тему Дуэль в жизни и творчестве Пушкина.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Дуэли в жизни А.С. Пушкина. 5
2. Отражение темы дуэли в произведениях А.С.
Пушкина. 7
3. Смертельная дуэль поэта. 13
Заключение. 19
Список использованной литературы.. 21
Введение:
Тема дуэли в творчестве Пушкина в значительной степени автобиографичная.
Поэт был не только современником, но и участником многих поединков. «Пушкин всякий день имеет дуэли, — пишет Е. А. Карамзина П. А.
Вяземскому 23 марта 1820 г. — Благодаря Бога, они не смертоносны, бойцы всегда
остаются невредимы ».[1]
Дуэль (фр. duel< лат. duellum — «поединок», «борьба двух») —
строго регламентированный дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель
которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль)
ответить за нанесенное ему или его чести оскорбление с соблюдением максимально
честных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри
отдельных общественных слоев, и зачастую ассоциируются с аристократией.
Дуэль всегда сопряжена с понятием чести, а
честь для Пушкина была одним из главных достоинств человека. Готовность поэта
платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства
свидетельствовала об остром осознании этого достоинства и сильно развитом
чувстве чести. В творчестве Пушкина дуэль становится важным
сюжетно-композиционным приемом, играет одну из основных ролей в раскрытии
характеров героев; благодаря дуэли в пушкинских произведениях раскрывается
сложность и противоречивость характеров персонажей, сила и слабость их
нравственных принципов и жизненных ценностей.
В работе
исследуется тема дуэли в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Во-первых, интерес к
дуэли связан с тем, что в его жизни поэта дуэль сыграла роковую роль. Известно,
что и до поединка с Дантесом Александр Сергеевич неоднократно принимал участие
в дуэлях. Дуэль всегда сопряжена с понятием чести, а честь для А.С.Пушкина была
одним из главных достоинств человека. В работе приводятся факты биографии
поэта. Во-вторых, дуэли довольно часто встречаются у Александра Сергеевича в
его произведениях («Капитанская дочка», «Повести покойного Ивана Петровича
Белкина», «Евгений Онегин»).
Они играют важную сюжетно-композиционную и
идейно-художественную роль, являясь одним из средств раскрытия характеров
героев. Все это объясняет интерес к теме дуэли в жизни и творчестве Пушкина.
Цель нашего исследования — выявить
взаимосвязь событий жизни поэта и его творчества, определить идейно —
художественное значение дуэли в произведениях А.С.Пушкина.
Задача – изучение монографических
публикаций и статей по выбранной тематике; анализ сцен дуэли в произведениях
А.С.Пушкина.
При написании проектной работы были
использованы следующие методы научного исследования:
— изучение монографических публикаций и
статей по выбранной тематике;
— сравнение фактов биографии поэта,
поступков литературных героев,
— анализ текстов художественных
произведений «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Евгений Онегин»,
«Капитанская дочка»;
-классификация и обобщение исследованного
материала.
Приемы исследования: анализ и синтез;
абстрагирование; индукция; дедукция; аналогия.
Структура работы: работа состоит из
введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Рассмотрев дуэли в жизни
и в произведениях Пушкина и проанализировав критическую литературу по данной
проблеме, можно сделать вывод о том, что дуэль у Пушкина становится не только
важным сюжетно-композиционным приемом, но и играет одну из основных ролей в
раскрытия характеров героев. Дуэль в произведениях Пушкина связана, прежде
всего, с понятием чести, как это видим в романе «Капитанская дочка», либо с
ложным ее толкованием («Повести Белкина», «Евгений Онегин»).
Судя
по тому, что знаем мы о дуэлях Пушкина, он достаточно презрительно относился к
ритуальной стороне поединка. Об этом свидетельствует и последняя его дуэль,
перед которой он предложил противной стороне самой подобрать ему секунданта –
хоть лакея. И это не было плодом особых обстоятельств. Это было принципом,
который он провозгласил еще в «Евгении Онегине», заставив его, светского
человека и опытного поединщика, взять в секунданты именно слугу, и при этом
высмеял дуэльного педанта Зарецкого. Идеальный дуэлянт Сильвио в «Выстреле»
окончательно решает свой роковой спор с графом, тоже человеком чести, один на
один, без свидетелей.
Для
Пушкина в дуэли главным были суть и результат, а не обряды. Всматриваясь в
бушевавшую вокруг дуэльную стихию, он ориентировался на русскую дуэль в ее
типическом, а не в ритуально-светском варианте…
Невольник
чести беспощадный,
Вблизи
он видел свой конец,
На
поединках твердый, хладный,
Встречая
гибельный свинец.
Пушкин
Отношение
Пушкина к дуэли противоречиво: как наследник просветителей XVIII века, он видит в ней проявление
«светской вражды», которая «дико… боится ложного стыда». В «Евгении Онегине»
культ дуэли поддерживает Зарецкий – человек сомнительной честности. Однако в то
же время дуэль – и средство защиты достоинства оскорбленного человека. Она
ставит в один ряд таинственного бедняка Сильвио и любимца судьбы графа Б***.
Дуэль – предрассудок, но честь, которая вынуждена обращаться к ее помощи, — не
предрассудок.
Благодаря дуэли в пушкинских произведениях
раскрывается сложность и противоречивость характеров героев, сила и слабость их
нравственных принципов и жизненных ценностей. Немаловажное значение имеют дуэли
и для создания определенной атмосферы, в которой действуют герои.
Прекрасное знание Пушкиным условий поединков,
их мельчайших деталей и подробностей (поэт неоднократно сам был частником
дуэли), нашедшее отражение в его произведениях, написанных в конце 20x – 30x
годов, является одновременно свидетельством усиления реалистических тенденций в
творчестве поэта.
Все это и определяет наш
интерес к данной теме, работая над которой мы открыли некоторые неизвестные нам
страницы из жизни поэта и его современников.
Фрагмент текста работы:
1.
Дуэли в жизни А.С. Пушкина Письма, дневники, воспоминания передают нам шумную, даже
скандальную известность Пушкина-дуэлянта. В некоторых рассказах взрывчатость
поэта кажется анекдотичной. Если верить воспоминаниям Л. Н. Павлищева, Пушкин,
едва выйдя из Лицея, во время посещения Михайловского вызвал на дуэль своего
родственника и соседа П.И.Ганнибала. Ссора вспыхнула во время деревенского
бала. «…Павел Исаакович в одной из фигур котильона
отбил у него девицу Лошакову… Ссора племянника с дядей кончилась минут через
десять мировой и новыми увеселениями… » [2, с.33].
В 1818 г. произошла ссора между Пушкиным и Кюхельбекером. Н. И.
Греч описал ее как шутливую: «Кюхельбекер вызвал
Пушкина на дуэль. Пушкин принял вызов.
Оба выстрелили, но пистолеты заряжены были клюквою, и дело
кончилось ничем» [3, с.44]. П. И. Бартенев, опираясь
на записи В. И. Даля, воссоздал события иначе: «Кюхельбекер
взбесился и требовал дуэли. Никак нельзя было уговорить его. Дело было зимою.
Кюхельбекер стрелял первый и дал промах. Пушкин кинул пистолет и хотел обнять
своего товарища, но тот неистово закричал: „стреляй, стре-ляй!”. Пушкин насилу
его убедил, что невозможно стрелять, потому что снег набился в ствол. Поединок
был отложен, и потом они помирились » [6, с.54].
Отголоски этого поединка — в другой ситуации: «Пушкин и бар. М. А. Корф… жили в одном и том же доме; камердинер
Пушкина, под влиянием Бахуса, ворвался в переднюю Корфа с целью завести ссору с
камердинером последнего. На шум вышел Корф и, будучи вспыльчив, прописал
виновнику беспокойства argumentum baculinum (побил палкой). (,..)А. С. вспылил
в свою очередь и, заступаясь за слугу, немедленно вызвал Корфа на дуэль. На
письменный вызов Корф ответил также письменно: „Не принимаю вашего вызова из-за
такой безделицы не потому, что вы Пушкин, а потому, что я — не Кюхельбекер”»[12 ,с.55].
Позднее Корф вспомнит о своем гениальном сверстнике желчно,
непримиримо: «Вечно без копейки, вечно в долгах,
иногда без порядочного фрака, с беспрестанными историями, с частыми дуэлями, в
тесном знакомстве со всякими трактирщиками… и девками, Пушкин представлял тип
самого грязного разврата ».[6] Вяземский, читая
воспоминания, возразил: «Никакого особенного знакомства с трактирами в нем не
было… а еще меньше грязного разврата». И в другом месте: «Пушкин был грешен, как все молодые люди »
[7]. В поведении поэта сказывался естественный для Вяземского и непонятый для
Корфа культ свободы. Люди пушкинского круга исповедовали свободу во всем: не
только в политике, но и в любви, в общении, в манерах, что иногда придавало их
поведению весьма странные формы. Вспомним театр тех лет, «где каждый, вольностью (курсив здесь и далее мой. — Т. В.)
дыша,/Готов охлопать entrechat,/Обшикать Федру, Клеопатру,/Мойну вызвать (для
того,/Чтоб только слышали его) » (V, 14).