Контрольная работа на тему Д.С Лихачев о специфике русской культуры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Специфика понятия «культура» в философии Д. С. Лихачева 4
2. Представления Д. С. Лихачева о становлении и развитии культуры России 6
3. Взгляды Д. С. Лихачева н культурно-психологические черты русского характера 8
4. Лихачев о взаимодействии культуры и языка 11
Заключение 14
Список использованной литературы: 15
Введение:
О культуре можно изъясняться безмерна. Она многогранна и широ-ка. У каждой народности свое развитое наследие и свои родоначальники теорий о культуре.
В нашей стране тоже не мало исследователей, изучающих культуру России, сравнивающих менталитет страны с другими государствами. Уче-ные раскрывают новое, необычное в нашей психологии, жизни и т.д. Их учения становятся для многих смыслом жизни. Люди пересматривают свое отношение к миру, к культурному окружению и т.п.
В работе хотелось бы отразить взгляды выдающегося историка, фи-лософа, культуролога России Дмитрия Сергеевича Лихачева. Он был настолько осведомлённым человеком, что одно его имя начинало востор-гать народ.
Объект работы — научно-публицистическое наследие Д.С. Лихачева в культурофилософском осмыслении.
Предмет — сущностные и ценностные представления Д.С. Лихачева о культуре.
Цель реферата кроется в анализе и оценке взглядов Д.С. Лихачева на отечественную культуру.
Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
— рассмотреть специфику понятия «культура» в философии Лихачева;
— проанализировать в контексте культурно-исторических мнений идею Лихачева о становлении русской культуры;
— показать взгляды Д. С. Лихачева на культурно-психологические черты характера;
— разобрать мнение Дмитрия Сергеевича Лихачева о взаимодействии культуры и языка.
Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Научное наследие Дмитрия Сергеевича Лихачева просторно и очень разнообразно. Вечная значимость Д. С. Лихачева для российской культу-ры связана с его личностью, которая связала высшую образованность, остроту, яркость и глубину исследовательского мышления с массивным публичным характером, направленным на духовное преображение России. Как осветить существеннейшие черты этого известного ученого, творца большого спектра идей, большого организатора науки и неутомимого дея-теля во добро Отечества, чьи награды на этом поприще отмечены многими заслугами, а в конце жизни главным в стране удостоившегося присвоения снова возрожденного Ордена святого Андрея Первозванного.
В работе мы выполнили поставленные задачи:
— рассмотрели специфику понятия «культура» в философии Лихаче-ва;
— проанализировали в контексте культурно-исторических мнений идею Лихачева о становлении русской культуры;
— показали взгляды Д. С. Лихачева на культурно-психологические черты характера;
— разобрали мнение Дмитрия Сергеевича Лихачева о взаимодействии культуры и языка.
С помощью этих задач мы выполнили назначенную цель – проведе-ние анализа взглядов Д. С. Лихачева на культуру.
Действительно, культура будь она языковая или культура искусства, каждый человек должен понимать ее или хотя бы ценить. Нам важно пом-нить и чтить что было до и что мы оставим после себя. Все в нас взаимо-связано: и культура, и язык, и характер. Закладывается это или формиру-ется с возрастом, мы не знаем, но каждый должен помнить и хранить ту историю и те ценности языка, которую нам оставили предки, чтобы пере-дать своим потомкам.
Я считаю, что академик Дмитрий Сергеевич Лихачев правильно рас-ценивал все взаимосвязи и научил понимать то, что никогда мы не пони-мали.
Фрагмент текста работы:
Специфика понятия «культура» в философии Д. С. Лихачева
Определений культуры безграничное число, любое из них различа-ется сложностью, ибо означает целостность, органическое слияние почти всех сторон человечной деятельности. Специалисты в области культуроло-гии, философии проанализировав обилие определений, сгруппировали их в подходы — аксиологический, деятельностный, социологический, гумани-тарный, семиотический, обсуждение которых у Лихачева очень широко обозначается.
Аксиологический, или ценностный подъезд смыслит культуру как суммарное слияние духовных и материальных достижений человечной де-ятельности за время ее существования. В ценностном подходе берется во интерес осуществление субъективно-объективных отношений, где субъек-том творчества является человек, преобразующий предмет, тем самым, формируя духовные и материальные ценности. К духовной культуре при-числяют интеллектуальную, правовую, нравственную, художественную, религиозную, а к материальной — быт человека, создание, его известие к собственному телу. Согласно деятельностному подходу, например, ученый В. Е. Давидович под культурой предполагает всевозможные формы чело-вечной жизнедеятельности, т. е. многообразную компанию культурной жизни разных народов. «Наиболее принципиальной индивидуальностью этого новейшего осмысливания культуры, — подмечает Э. С. Маркарян, — было то, что данное явление стало соединяться с хоть какой формой чело-вечного бытия, как его более совместный соответствующий и обязательный знак» . Российские ученые спроектировали научные взгляды деятельности и адаптивно-технологические функции культуры.
Многозначащее достояние и содержательную вместимость термина «культура» Лихачев пояснял рвением каждого поколения взять в пользу его суть и желанием сконструировать родное понимание мнения. Своеоб-разие и важность культурофилософских суждений Лихачева хранилась в своем теоретическом осознании этого многозначного термина.
Соображению структуры культуры, по ратификации Лихачева, слу-жат непременные составляющие — дисциплина, религия, образование, мо-ральные и этические нормы поведения людей.
Содержательному вырабатыванию веяний цивилизации содейству-ют, по понятию ученого, создания человека, сосредоточение творений (предметов быта, традиций, фольклора и др.), преображение природы, творение большой культуры собственной цивилизации. Эти доли культу-ры, постоянно подчеркивал он, невозможно делить, по-другому начинает-ся сплошное падение культуры.
Итогом культурфилософских раздумий Лихачева о культуре было определение ее как единства, т. е. «некоторого органического целостного явления, как собственного рода среды, в которой есть свои общие для раз-личных качеств культуры веяния, законы, взаимопритяжения и взаимоо-талкивания» . Введенное мнение дозволяет ученому доставить родное, личностно осознанное сознание бытия культуры чрез взаимоотношения культуры и природы, культуры и человека.
Идея Д. С. Лихачева о культуре как большом «целостном явлении», «сакральном поле», «пространстве культуры», «мире культуры», не один раз абсорбируемых им во всех его публикациях, обладает глубочайшим академическим потенциалом. В собственных произведениях он констати-ровал надобность неделимости в культуре и ориентировал на утраты, ко-торые происходил в итоге отставания, утраты какой-нибудь ее доли. Свое мировоззрение о взаимосвязи явлений Дмитрий Сергеевич демонстриро-вал на образце нашей летописи. В начале XX в., по понятию Лихачева, в итоге запрета на аудирование Закона Божьего, церковнославянского языка из обихода ушли мнения духовной культуры. Потеря европейских и хри-стианских ценностей привела к вершине зла в России в период правления Сталина. Не случайно Д. С. Лихачев уделял увлечение сохранению куль-турного наследия, в том числе парков, библиотек, музеев, исторических мест. Он обосновывал, что без таковых основ российской культуры про-исходит падение и в образовании, и в экономике, и в нравственной жизни. Сегодня эти грустные факты, увы, есть. Во всем, что делал Д. С. Лихачев, встречается его высочайшая социальная точка зрения, моральная граж-данская энергичность, безупречность вкуса и поведения. Поэтому Д. С. Лихачева именовали «интеллектом и совестью России».
Мы рассмотрели понятие «культура» в работе Лихачева. В следую-щем параграфе раскроем суть представлений автора о развитии культуры в Росси.