Контрольная работа на тему Должностное лицо как субъект преступления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… 2
1. ПОНЯТИЕ
ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ 3
2. ПРОБЛЕМЫ
КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ…………………………………………………. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………. 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12
Введение:
В настоящее время серьезный резонанс в
обществе вызывают преступления против государственной власти, интересов
государственной службы, службы в органах местного самоуправления, традиционно
называемые должностными. В уголовно-правовом аспекте данные лица должны не
только отвечать общим условиям уголовной ответственности (ст. 19 УК РФ[1]),
но и обладать признаками должностного лица (прим. 1 к ст. 285 УК РФ) как
специального субъекта указанных преступлений.
В действующем российском уголовном законодательстве
отсутствует понятие специального субъекта преступления. Однако, имеются
признаки, позволяющие наряду с общими называть «специальные» либо
квалифицирующие признаки субъекта (например, совершение преступления с
использованием должностного положения). Характеризующие специальный субъект
признаки указываются в диспозициях уголовно-правовых норм Особенной части УК
РФ: анализ данных норм позволяет констатировать, что при квалификации деяний
преступление обычно располагается в ч.2 и ч.3 соответствующих норм Кодекса и
состав является квалифицирующим. Признак должностного лица среди существующих
признаков специального субъекта является наиболее распространенным.
С развитием уголовного права критерии отнесения
лиц к данной категории обнаружили новые проблемы разграничения должностных лиц
с такими параллельно существующими субъектами, как государственные и
муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, с одной стороны, и
лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации,
с другой стороны. [1] Уголовный кодекс
Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ( с изм. От 27 октября 2020)//
Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954
Заключение:
Согласно примечанию 1 к ст. 285 УК РФ должностными признаются
лица, постоянно, временно или по специальному полномочию
осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно
распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных
органах, органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных
учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ,
других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Как следует из
данного определения, должностное лицо характеризуется прежде всего
функциональными (вид осуществляемых полномочий) и структурными (место службы,
работы) признаками. К признакам должностного лица следует отнести и характер
исполнения своих полномочий: постоянно, временно или по специальному
полномочию. При этом для признания лица должностным необходима, как правило,
совокупность функциональных и структурных признаков. Вместе с тем как
законодатель, так и судебная практика не всегда последовательны в соблюдении
этого предписания закона, что, как покажет дальнейшее исследование, имеет под
собой достаточно веские основания.
Несмотря на имеющиеся на
сегодняшний день теоретические разработки, далеко не все вопросы, связанные с
данной проблематикой, получили должное разрешение, а некоторые из них вообще не
затрагивались. Так, практически открытыми остались вопросы о возможности
выработки единого понятия "должностного лица" для всех отраслей
права, о соотношении понятия "должностного лица" с иными субъектами
служебных преступлений. Сужение законодательных рамок термина
"должностного лица" не способствовало разрешению существовавших
проблем, а скорее создало новые, связанные с возможностью признания тех или
иных лиц должностными.
Фрагмент текста работы:
1. ПОНЯТИЕ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
Российскими уголовными
законами уже на протяжении нескольких веков выделялись лица, состоящие на
государственной или общественной службе. Так, например, субъектами должностных
преступлений во время правления Петра I были лица, занимающие должности в
государственном аппарате. В частности, объявлялись виновными в должностных
преступлениях лица, «кто в суде неправду учинит, или в каком ни есть деле, ему
поверенном, или в чем его должность есть, а он-то неправдою будет делать по
какой страсти, ведением и волею, такого, яко нарушителя государственных прав и
своей должности…»[1]. Е.В.
Тарасова отмечает, что в основу 5-го раздела Уложения о наказаниях уголовных и
исправительных 1845 г. был положен статус специального субъекта, так как раздел
включал в себя следующие преступления: превышение власти, бездействие власти,
мздоимство и лихоимство[2].
В советском уголовном законодательстве, по утверждению Б.В. Волженкина, впервые
был обозначен круг лиц, ответственных за должностные преступления, в частности,
за получение взятки в Декрете СНК РСФСР от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве», и
этот круг ответственных лиц был значительно шире, чем в дореволюционном
уголовном законодательстве[3].
В годы советской власти суды также сталкивались с трудностями при определении
субъекта должностного преступления. В качестве субъектов всех должностных
преступлений УК РСФСР 1922 г. называл должностных лиц. Согласно примечанию к
ст. 105 УК РСФСР 1922 г. должностными признавались лица, занимающие постоянные
или временные должности
в каком-либо государственном (советском) учреждении или предприятии, а также в
организации или объединении, имеющие по закону определенные права, обязанности
и полномочия в осуществлении хозяйственных, просветительских и других
общегосударственных задач[4].
Иными словами, любой служащий государственного учреждения, предприятия или
общественной организации признавался должностным лицом, причем именно занятие
должности являлось определяющим признаком должностного лица. А.А. Жижиленко
указывал, что «должность – есть известное место по службе. Поэтому и
занимающиеся чисто механическим трудом, например, перепиской бумаг, печатаньем
на пишущей машинке, несущие служительские обязанности в виде курьеров, рассыльных,
сторожей и т. п., являются должностными лицами».[5]
В примечании 1 к ст. 109 УК РСФСР 1926 г.
по-прежнему должностными лицами признавались лица, занимающие постоянные или
временные должности в государственном (советском) учреждении, предприятии, а равно
в организации или объединении, на которых возложены законом определенные
обязанности, права и полномочия в осуществлении хозяйственных,
административных, профессиональных или других общегосударственных задач.
Согласно данному уголовному закону простые рабочие могли быть признаны
должностными лицами. Лишь в 1937 г. Народным комиссариатом юстиции РСФСР был
издан приказ «О судебной практике по делам о должностных преступлениях»,
который прекратил практику привлечения к уголовной ответственности за должностное
злоупотребление и халатность рядовых рабочих и колхозников. Таким образом, из
числа должностных лиц были исключены рабочие и колхозники, что представляло
собой, безусловно, положительный шаг в сторону законодательного ограничения
круга должностных лиц.
К 1960
г., полагает А.С. Сенцов, наука уголовного права уже выработала конститутивные
признаки должностного лица: 1) занятие должности в государственном учреждении,
предприятии или организации; 2) обладание властными,
административно-хозяйственными или оперативно-распорядительными функциями[6].
Только наличие этих двух признаков в
совокупности позволило назвать то или иное лицо должностным. Рассмотренная
тенденция к ограничению круга лиц, признаваемых должностными, была
законодательно закреплена в УК РСФСР 1960 г. В данном кодексе уже была выделена
специальная глава «Должностные преступления», а в примечании к ст. 170 УК 1960
г. указывались признаки должностных лиц, признаваемых субъектами должностных
преступлений. Таким образом, в уголовном законе были предусмотрены конкретные
категории лиц, которых следовало относить к числу специальных субъектов
должностных преступлений. Уточнение признаков субъекта должностных преступлений
позволило более четко квалифицировать преступления, посягающие на интересы
государственной службы и службы в органах местного самоуправления. [1] Воскресенский Н.А. Законодательные
акты Петра I. М., 2015.С. 123 [2] Тарасова Е.В. Квалификация
преступлений, совершаемых должностными лицами путем использования своего
служебного положения: автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2009 .С. 14 [3] Волженкин Б.В. К вопросу о понятии
должностного лица как субъекта должностных преступлений // Государство и право.
2011. № 11. С. 73-81. [4] Уголовный кодекс РСФСР от
01.06.1922 г. // Собрание кодексов РСФСР. М., 1990. [5] Жижиленко А.А. Должностные
преступления. М., 2013 [6] Сенцов А.С. Эволюция
уголовно-правового понятия должностного лица как субъекта преступления //
Проблемы реализации уголовного и уголовно-процессуального законодательства на
современном этапе: материалы Всерос. науч.- практ. конф. / отв. ред. В.Г.
Глебов, А.Г. Заблоцкая. Волгоград: Изд-во ИП Поликарпов И.Л., 2012.