Контрольная работа на тему Директивное и индикативное планирование
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы планирования и прогнозирования 5
1.1 Основные подходы к планированию и прогнозированию 5
1.2 Понятие директивного и индикативного планирования 6
2. Особенности планирования в России 10
2.1 История развития планирования в России 10
2.2 Построение моделей долгосрочных прогнозов в современной России 12
3. Мировой опыт планирования и возможности его применения в России 18
Заключение 21
Список литературы: 22
Приложения 24
Введение:
Актуальность темы исследования. Планирование как форма государствен-ного воздействия на экономику существует практически во всех странах. Оно ор-ганически вписывается в рыночный механизм хозяйствования. Важно опреде-лить, что и как должно планировать государство, а что — сами субъекты хозяй-ствования. Чтобы решить эту проблему, необходимо рассмотреть виды планиро-вания
Для рыночной системы, сохраняющей государственный сектор, но базиру-емой на отношениях частной собственности, — характерна форма индикативного планирования. Упоминание исследуемой темы в рамках зарубежного опыта, в первую очередь, связано с такими странами, как Франция и Япония. Именно эти государства чаще всего рассматриваются как родоначальники теории и практики индикативного планирования.
Традиционно считается, что причиной, подтолкнув шей к рассматриваемо-му способу государственного вмешательства в рыночный механизм, стали по-следствия второй мировой войны.
Различные аспекты применения различных видов планирования исследова-лись в научных работах ученых, таких как Л. Абалкин. В. Андрианов, О. Ан-дрюшкевич. А. Анчишкин, А. Ахмедуев, В. Безруков, Ю. Винслав, А. Виссарио-нов, А. Водянов, А. Воронков, С. Глазьев, С. Губанов, А. Евграшин, Д. Земля ков, Е. Иванов, Е. Иванова, Р. Ильина, Ю. Калмыков, В. Кириченко, М. Клинова, Г. Трофимов, Д. Черников, С. Хавина, В. Хлынов, А. Шаститко, Ю. Швырков, Ю. Яременко, Е. Ясин, а также зарубежных, в том чис ле Н. Касаткина, Т. Моро-зова, А. Пикулькин, Р. Акофф, Ч. Андрэ, Дж. Гэлбрейт, Б. Даллаго, Р. Делори, Г. Ден тон, Г. Ковач, М. Маккиннан, С. Холланд, Цзиньвэнь Ли и др.
Однако актуальность и сложность проблемы определения необходимости тех или иных видов планирования требует более глубокого анализа, как отече-ственного, так и зарубежного опыта планирования.
Цель исследования – определить особенности директивного и индикативно-го планирования.
Задачи исследования:
— раскрыть основные подходы к планированию и прогнозированию;
— рассмотреть понятие директивного и индикативного планирования ;
— изучить историю развития планирования в России ;
— проанализировать построение моделей долгосрочных прогнозов в совре-менной России;
— проанализировать мировой опыт планирования и возможности его при-менения в России.
Заключение:
Анализ показывает, что наиболее развитые страны предпочитают индика-тивное планирование, которое присуще для стран с рыночной экономикой. Так-же, не смотря на некоторые преимущества, а также определенную пользу для начального развития страны директивного планирования, многие страны с пере-ходной экономикой переходят на индикативное планирование.
России в настоящее время после не слишком продолжительного периода забвения возрастает интерес к планированию вообще и индикативному планиро-ванию в частности. Более того, уже не вызывает сомнения тот факт, что рыночные преобразования в том виде, как они задумывались на рубеже 1980–1990-х годов, не обеспечили ожидаемых эффектов [13
К середине 1990-х годов. на уровне высших органов власти и управления была признана необходимость использования возможностей планирования и прогнозирования для проведения экономической политики, обеспечивающей гармонизацию интересов населения, хозяйствующих субъектов и государства. Летом 1995 г. был даже принят Федеральный закон «О государственном прогно-зировании и программах социально-экономического развития Российской Феде-рации», в котором прогнозирование представало как система научно обоснован-ных представлений о направлениях развития отечественной экономики, основан-ных на законах рыночного хозяйствования (п. 1, ст. 1). Такого рода прогнозы на краткосрочную перспективу разрабатывались ежегодно, составляя неотъемлемую часть бюджетного процесса. Наконец, в 2014 г. на смену закону о государствен-ном прогнозировании пришел Федеральный закон «О стратегическом планиро-вании в Российской Федерации». Под стратегическим планированием понималась деятельность по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программи-рованию социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (п. 1, ст. 3)
Следовательно, для экономического роста нашей страны очень важно внед-рение индикативных планов. Необходимым является создание специальных структур, которые разрабатывают, контролируют, прогнозируют ситуацию и, при необходимости, корректируют разработанные планы.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы планирования и прогнозирования
1.1 Основные подходы к планированию и прогнозированию
Можно выделить два основных подхода к планированию:
• директивный (обязательный) – предполагает применение командно-административных рычагов для контроля за исполнением установленных целей и задач. При таком подходе конкретный исполнитель обязан выполнять доводимые до него плановые задания, которые разрабатываются на основе общегосудар-ственных интересов;
• индикативный (рекомендательный) – представляет собой процесс форми-рования системы показателей или параметров, характеризующих состояние и ди-намику развития экономики страны. Индикативный план не имеет директивного характера и содержит ограниченное число заданий обязательного плана. Он яв-ляется практическим инструментом развития экономики на краткий и средне-срочный период.
В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели динамики, структуры и эффективности экономики, состояние финан-сов, рынков, занятости, уровня жизни и пр. Совокупность индикаторов позволяет определить момент, когда рынок перестает справляться со своими задачами са-мостоятельно и нуждается во вмешательстве государства.
Подходы к планированию различаются по объемам и срокам:
• стратегическое — заключается в определении основных целей социаль-но-экономического развития страны (региона, города, отдельной компании) на длительную перспективу и выработке механизма их достижения;
• тактическое — это процесс создания основы для реализации глобаль-ных целей стратегических планов. Они разрабатываются на среднесрочный пе-риод, и их главная задача заключается в обосновании наличия резервов повыше-ния эффективности экономического развития в долгосрочной перспективе;
• оперативное – осуществляется на завершающем этапе и ориентирует-ся на подгонку показателей тактического плана к повседневной деятельности объ-екта планирования. Такие планы носят краткосрочный характер.
К долгосрочным принято относить планы и прогнозы на 5 лет и далее, к среднесрочным – на 1–5 лет, к краткосрочным – до 1-го года.
Существует ряд других признаков классификации прогнозных планов. Так, по масштабу действия различаются международные, национальные, межрегио-нальные, региональные, межотраслевые, отраслевые планы и планы предприя-тий. По глубине планирования выделяют агрегированные и детальные планы. Исходя из характера учета изменения данных, различают жесткое и гибкое (адап-тивное) прогнозирование. По временному параметру следует различать упоря-доченное планирование, когда по завершении периода действия одного плана начинает действовать следующий; скользящее планирование, когда по истечении окончания запланированного срока действия план продлевается на следующий период; и внеочередное (эвентуальное) планирование, осуществляемое по мере необходимости.