Основы педагогики Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Дидактические концепции и принципы обучения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Дидактические
системы.. 4

Характеристика
принципов обучения. 6

Вывод. 15

Список
использованной литературы.. 18

  

Введение:

 

В современном понимании
дидактика представляет важную отрасль научного знания, которая изучает и
изучает проблемы обучения и воспитания. Впервые это слово появилось в работах
немецкого учителя Вольфганга Ратке (Ratichia) для обозначения искусства обучения.
Учитель чешского языка Ян Амос Коменский использовал тот же термин. Основными
задачими дидактики остаются неизменными со времен Ратке — разработка проблем:
чему учить и как учить. Современная наука также интенсивно исследует проблемы:
когда, где, кого и зачем учить.

Дидактика — теоретическая
и одновременно нормативно-прикладная наука. Его основой является общая теория
образования, основы этой теории являются фундаментальными для всех
педагогических наук.

Объектом изучения
дидактики являются реальные учебные процессы.

Дидактические
исследования делают реальные учебные процессы своим объектом, дают знания о
естественных отношениях между его различными сторонами и раскрывают основные
характеристики структурных и основных элементов учебного процесса. Это научная
и теоретическая функция дидактики.

Полученные теоретические
знания позволяют решить многие проблемы, связанные с обучением, а именно: проводить
обучение детей в соответствии с меняющимися целями, устанавливать принципы
обучения, определять оптимальные возможности методов и инструментов обучения,
разработать новые образовательные технологии и т. д. Все это объясняется
нормативно-прикладной (конструктивной) функцией дидактики.

Дидактика охватывает
систему обучения по всем предметам и на всех уровнях образовательной
деятельности. По широте охвата изучаемой реальности различают общую и частную
дидактику.

 Общая дидактика исследует сам процесс
преподавания и обучения, а также факторы, которые его порождают, условия, в
которых он протекает, и результаты, к которым он ведет.

Частная (специфическая)
дидактика называется методикой обучения. Они изучают закономерности процесса,
содержание, формы и методы преподавания различных предметов. Каждый предмет
имеет свою методологию.

Как отрасль научного
знания, дидактика решает ряд теоретических задач:

— постановка целей и
задач теории;

— анализ процесса
обучения, установление его законов;

— обоснование принципов и
правил обучения;

— определение содержания
и форм организации обучения;

— разъяснение методов и средств
обучения;

— характеристика
материалов учебных пособий.

Прослеживается
взаимодействие и взаимосвязь дидактики с другими науками, например, философией,
социологией, логикой, психологией, кибернетикой, математикой и т. Д.
Философская теория познания является методологической основой дидактики. Изучая
закономерности взаимодействия и развития общества, общественные отношения соединяют
дидактику и социологию.

Развитие современной
дидактической системы называется процессом демократизации и гуманизации.

Разница между современной
дидактикой заключается в том, что целью обучения является общее развитие
личности, процесс обучения рассматривается как двусторонний процесс,
управляемый учителем, с учетом интересов и потребностей учащихся [1].

Дидактические системы

Учебный процесс основан
на психолого-педагогических концепциях, которые часто называют также
дидактическими системами.

Дидактическая система
понимается как целостное образование, отобранное по определенным критериям.

Дидактические системы
характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей,
организационных принципов, содержания, форм и методов обучения.

Существует три
принципиально разных дидактических понятия:

1) традиционные (Я. А.
Коменский, И. Пестолоцци, И. Гербарт);

2) педоцентрические (Д.
Дьюи, Г. Кершенштейн, В. Лай);

3) современная
дидактическая система (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, К. Роджерс,
Брунер).

Разделение понятий на три
группы было основано на понимании процесса обучения.

В традиционной системе
образования доминирующую роль играет обучение, педагогическая деятельность.

Дидактика Гербарта
характеризуется такими понятиями, как менеджмент, лидерство учителя,
регулирование, правила, регламенты.

Главный вклад Герберта в
дидактику заключается в выделении этапов (этапов) обучения. Его схема такова:
ясность — ассоциация — система — метод. Процесс обучения переходит от понятий к
понятиям и от понятий к теоретическим навыкам. В этой схеме нет практики. Эти
формальные уровни не зависят от содержания обучения; они определяют ход
учебного процесса по всем урокам и по всем предметам.

К началу 20 века
рождаются новые подходы. Традиционная система была подвергнута критике за ее
авторитаризм, книжность, изоляцию от потребностей и интересов ребенка, за то,
что эта система обучения только передает готовые знания ребенку, но не
способствует развитию мышления, деятельности, творчество и подавляет
самостоятельность студента [3].

В основе педоцентрической
концепции лежит деятельность ребенка, основная роль отводится обучению.

Дьюи предложил выстроить
учебный процесс исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка,
стремясь развивать умственные способности и различные навыки детей, обучая их в
«школе труда, жизни», когда учеба самостоятельна, естественна Спонтанные по
своей природе ученики получают знания во время спонтанной деятельности, то есть
«обучения через действие».

Абсолютация такой
дидактики приводит к переоценке спонтанной активности детей, потере
систематического обучения, случайному отбору материала, снижению уровня
образования.

Современная дидактическая
концепция создается такими сферами, как программирование, проблемное обучение,
развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая
психология (К. Роджерс), когнитивная психология (Брунер), педагогические
технологии и педагогика сотрудничества.

Цели обучения в этих
современных подходах включают не только формирование знаний, но и общее
развитие учащихся, их интеллектуальные, трудовые, художественные навыки,
удовлетворение познавательных и духовных потребностей учащихся. Педагогическое
сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности
детей и учителей, основанная на взаимопонимании, проникновении в духовный мир
друг друга, коллективном анализе хода и результатов этой деятельности. [2]

Характеристика принципов обучения

Принципы обучения
являются основными положениями, определяющими содержание, организационные формы
и методы образовательного процесса в соответствии с его общими целями и
закономерностями.

Действуя как категория
дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и
законов в соответствии с намеченными целями.

В основе системы
принципов лежат личностно-деятельностный и управленческий подходы, отраженные в
работах Ю.К. Бабанский В.И. Загвязинский, М.Н. Скаткина и соавт. [4]

Основополагающие
принципы обучения заключаются в следующем.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

В настоящее время в
теории существует множество традиционных и инновационных дидактических
концепций. Основные дидактические понятия можно разделить на три группы в
зависимости от времени их появления. Первая дидактическая концепция
сформировалась в соответствии с начальным периодом становления и развития
системы начального и среднего образования в европейских странах в XVIII — XIX
веках. Под влиянием его создателей И. А. Коменский, И. Песталоцци, И. Ф.
Гербарт и получили название традиционные. Его отличительными чертами являются
доминирующая роль учителя, организация обучения на основе системы классных
комнат, а также роль преподавания книг и устных методов обучения. Достижения
традиционной дидактической концепции сегодня значительны.

Именно в рамках этой концепции
были сформированы три основных положения дидактики.

1. Принцип
воспитательного обучения в организации обучения.

2. Формальные шаги,
определяющие структуру образования.

3. Логика деятельности
учителя на уроке заключается в представлении материала посредством его
объяснения преподавателем, усвоении в процессе выполнения упражнений с учителем
и применении усвоенного в последующих учебных заданиях.

На рубеже XIX — XX вв.
начала формироваться новая дидактическая концепция, основанная на первых
достижениях психологии о развитии ребенка и формах организации учебной
деятельности. Этот этап в развитии дидактики совпал с этапом общего обновления
всех сторон жизни большинства развитых государств Европы и Америки, включая
реформирование традиционных педагогических систем, не отвечающих задачам нового
времени. В соответствии с реформистской педагогикой, одновременно во многих
странах родилась педоцентрическая дидактическая концепция, отличительной чертой
которой может быть педагогическая формула «Vom Kindeaus» — «на основе ребенка»,
предложенная шведским учителем Эллен Кей (1849 г.). -1926) в книге «Возраст
ребенка». Приверженцев этой концепции отличил призыв к развитию творческих сил
у ребенка. Они считали, что ведущую роль в воспитании должны играть детский
опыт и накопление личного опыта учеником, поэтому основными примерами
реализации педоцентрической концепции были также названы теории бесплатного
образования. [6]

Современная дидактическая
концепция начала формироваться в последней трети 20-го века. и включает в себя
достижения всей истории развития педагогической теории и практики.
Первоначальная теоретическая основа современной дидактической концепции
основана на понимании обучения как развивающего и воспитательного процесса,
средства личностного развития в соответствии с социально определенными целями и
образовательными потребностями граждан. На основании этого определения
сформулированы пять функций современной дидактической концепции:

1) социальная функция
обучения, реализация которой направлена ​​на создание личности, отвечающей
социальным потребностям и способной адаптироваться в современном мире;

2) личностно-развивающая
функция, направленная на развитие у человека способности к саморазвитию и
самореализации, формированию духовной сущности и нравственного формирования;

3) функция сбережений
здоровья, которая отвечает за сохранение потенциальных возможностей для
здорового развития;

4) функция социальной
защиты, способствующая формированию чувства жизненной силы и мотивации к
дальнейшей социальной активности в самых сложных жизненных условиях;

5) функция вещательной
культуры, направленная на подготовку учащихся к развитию существующего
культурного наследия и формирование устойчивой потребности в его дальнейшем
творческом развитии.

Также важно отметить, что
современная дидактическая концепция построена на основе равного положения всех
субъектов образования, и поэтому одной из ее основных концепций является
концепция «взаимодействия». На основе взаимодействия в современной дидактике
развиваются различные формы взаимодействия преподавателей и студентов, с одной
стороны, и взаимодействия студентов друг с другом, с другой. Многие варианты
организации взаимодействия в образовательном процессе породили несколько
дидактических подходов в интерпретации современной дидактической концепции,
которые условно можно разделить на три группы.

Первая группа включает
коллективистский, деятельностный и личностный подход, который сочетает в себе
целостный подход.

Ко второй группе
относятся системный, оптимизационный, технологический подходы, основные
положения которых объединяет креативный (инновационный) подход.

Третья группа в настоящее
время представлена ​​одной, согласно активно развивающемуся интегративному
подходу, который характеризуется наиболее сложным характером.

Все эти подходы в
образовательном процессе тесно взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимно
предполагают и взаимопроникают друг с другом, имеют чрезвычайно важный и
фундаментальный характер для развития современной системы образования.
 

Фрагмент текста работы:

 

. Принцип развивающего и
воспитательного образования предполагает, что образование направлено на цели
всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и навыков, но
и определенных морально-эстетических качеств, которые служат основой для выбора
жизненных идеалов и социальное поведение.

2. Принцип научности требует,
чтобы содержание обучения знакомило студентов с объективными научными фактами,
теориями, законами и отражало современное состояние науки. Этот принцип
воплощен в учебных программах и учебниках, при отборе изучаемого материала, а
также в том, что школьникам преподают элементы научного исследования, методы
науки, методы научной организации учебной работы.

3. Принцип системности и
согласованности предполагает обучение и усвоение знаний в определенном порядке,
системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения,
что выражается в соответствии с рядом правил.

Требование
систематичности и последовательности в обучении направлено на поддержание преемственности
предметных и процедурных аспектов обучения, в которых каждый урок является логическим
продолжением предыдущего как с точки зрения содержания учебного материала, так
и характера и методов. учебно-познавательной деятельности студентов.

4. Принцип взаимосвязи
между обучением и практикой предусматривает, что учебный процесс побуждает
учащихся использовать полученные знания при решении практических задач, анализировать
и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.
Одним из важных каналов реализации принципа связи между обучением и практикой
жизни является активное вовлечение учащихся в общественно полезную деятельность
в школе и за ее пределами.

5. Принцип доступности
требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения
их реальных возможностей и организации обучения таким образом, чтобы они не
испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

6. Принцип визуализации —
один из старейших и наиболее важных в дидактике — означает, что эффективность
обучения зависит от надлежащего вовлечения органов чувств в восприятие и
обработку учебного материала. Использование визуализации должно быть в той мере,
в которой оно способствует формированию знаний и навыков, развитию мышления.

7. Принцип сознания и
студенческой активности в обучении является одним из основных принципов
современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно, когда
учащиеся познавательно активны, являются субъектами деятельности.

8. Принцип силы основан
на силе закрепления знаний в памяти студентов.

 Схемы обучения, их классификация

Одна из ее функций,
дидактика как наука, — знание процесса обучения. Результатом этих знаний
является выявление закономерностей дидактического образовательного процесса,
который рассматривается как система, составной частью которой являются
различные стороны всего процесса.

1. Дидактическая
составляющая, обобщающая дидактические характеристики процесса.

2. Гносеологическая
составляющая процесса, определяющая его в аспекте обучения студентов под
руководством учителя, объективной реальности, фактов и законов природы и
общества, самих себя.

3. Психологическая
составляющая, которая касается прежде всего внутренней, умственной
(познавательной) деятельности студентов в процессе обучения.

4. В кибернетическом
аспекте отражены все многообразия существующих в образовательном процессе
связей, циркуляции информационных потоков, а главное — управления усвоением
информации.

5. Социологический
компонент охватывает отношения между участниками образовательного процесса.

6. Организационная составляющая
отражает образовательный процесс в аспекте интеллектуальной работы.

Все действующие законы в
образовательном процессе делятся на общие и частные (конкретные). [7]

Общие закономерности
охватывают всю систему своими действиями.

Конкретные
(специфические) паттерны охватывают отдельные компоненты (аспекты) системы с их
действием.

Среди специфических
законов учебного процесса — законы: дидактические, эпистемологические,
психологические, кибернетические, социологические, организационные.

Общие закономерности
процесса обучения характеризуются:

— выделение общих или
комплексных факторов, определяющих влияние продуктивности обучения;

— определенное
распределение сущностей и записей, общие связи между ними;

— краткость и точность
формулировки.

Общие закономерности
процесса обучения

1. Структура целей
обучения.

Цель обучения зависит от:
уровня и темпов развития общества; потребности и возможности общества; уровень развития
и возможности педагогической науки и практики.

2. Структура содержания
обучения. Содержание обучения (образования) зависит от: социальных потребностей
и целей обучения; темпы социального и научно-технического прогресса; старше
школьников; уровень развития теории и практики преподавания;
материально-технические и экономические возможности образовательных учреждений.

3. Регулярность качества
обучения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы