Контрольная работа на тему Дидактические игры и игрушки в воспитании детей раннего возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Особенности развития детей раннего возраста 4
2. Содержательная характеристика дидактической игры как метода воспитания и обучения 7
3. Роль дидактических игр и игрушек в воспитании детей раннего возраста 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Введение:
Ребенок раннего возраста – маленький исследователь, с радостью и удовольствием открывает для себя окружающий мир. Поэтому задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к знаниям, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, создать основу для умственного развития ребенка.
Отличительная особенность детей раннего возраста заключается в том, что любую информацию они лучше воспринимают в играх, поскольку игровая составляющая повышает интерес к процессу, усиливает внимание и концентрацию, а многократные повторы позволяют усваивать знания даже самым рассеянным малышам.
Особую роль в развитии и воспитании детей раннего возраста занимают дидактические игры и игрушки. В процессе такой игры проявляется детский характер, особенности воображения и мышления, активность, эмоциональность, уровень социальной адаптации и прогрессирующая потребность в контакте и общении.
Цель – охарактеризовать и проанализировать роль дидактических игр и игрушек в воспитании детей раннего возраста.
Задачи:
рассмотреть особенности развития детей раннего возраста;
выявить содержательную характеристику дидактической игры как метода воспитания и обучения;
проанализировать роль дидактических игр и игрушек в воспитании детей раннего возраста.
Заключение:
Раннее детство – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности.
Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра.
Дидактические игры и игрушки имеют огромное развивающее и воспитательное значение для формирования ребенка. Они пробуждают в ребенке различные чувства, служат развитием его духовных способностей и дают начало полезным навыкам. Игры положительно влияют на саморазвитие ребенка, является самым высоким моментом для окончательной подготовки детей к самостоятельной деятельности.
Дидактические игры и игрушки, используемые для детей раннего возраста, выполняют различные функции: активизируют интерес и внимание детей, развивают познавательные способности, смекалку, воображение, закрепляют знания, умения и навыки, тренируют сенсорные умения и т.д. Правильно построенная интересная дидактическая игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, тренирует волевые качества ребенка. Не стоит оценивать дидактическую игру лишь с позиций обучения ребенка. Ее ценность, прежде всего в том, что она выполняет роль эмоциональной разрядки, предотвращает усталость детей, снижает гиподинамию.
Фрагмент текста работы:
1. Особенности развития детей раннего возраста
Ранний возраст – особый период детства, когда каждый день имеет уникальное значение в развитии малыша. Развитие и становление личности в этот период происходят очень быстро и зависят от социальных условий, в которых растет ребенок и соответственно организованной предметной среды. Предметная деятельность является ведущей на протяжении всего периода раннего детства. Специфика предметной деятельности заключается в том, что ребенок впервые усваивает функции предметов, игрушек, их назначение.
Воспитание и развитие детей в раннем возрасте является важным компонентом успешного обучения и формирования личности в будущем. Поэтому перед родителями и педагогами стоит цель не просто сформировать физически здорового ребенка, а также позаботиться о правильном развитии детской психики, нервной системы, интеллекта, мировоззрения.
Именно в раннем возрасте формируется основа здорового роста организма, и в первую очередь – развития головного мозга. На это влияет общение малыша с родителями, активный контакт с внешним миром.
Принципы воспитания детей в раннем возрасте строятся на таких особенностях развития ребенка:
1. Ускоренный темп роста, развития детского организма. Нормой считается изменение активных и застойных фаз в развитии.
2. Закладываются главные рефлексы, развивается сенсорные восприятия, двигательные функции.
3. Малыш учится говорить.
4. Усиливается связь ребенка с внешним миром, формируется его осознание своего «Я».
5. Ребенок открывает в себе множество новых возможностей, умений.
6. В раннем возрасте малышу придется многое узнать о своих чувствах, научиться понимать и выражать эмоции.
Известно, что психические функции, умственные способности неразрывно связаны с физическим здоровьем детей. То есть, фраза «в здоровом теле здоровый дух» здесь уместна как никогда. Также существует обратная связь. Если малыш чувствует себя защищенным, получает радость от общения с родителями и другими детьми, то он вырастет здоровой, гармоничной личностью.
Еще одна особенность, которая ложится в основу фундамента воспитания детей в раннем возрасте – это их взаимосвязь с внешним миром. То есть, малыш, в основном, учится через прикосновение, физические и визуальные контакты с предметами – пробует их на вкус, держит в руках [6, c. 121].
Дети раннего возраста имеют неустойчивое эмоциональное состояние. Повышенная возбудимость подкорковых отделов и слабость регулирующей функции коры головного мозга приводят к тому, что соответствующие реакции детей на различные внешние возбудители сопровождаются яркими эмоциями. Незначительные отклонения в режиме дня (не положили своевременно спать), неправильная организация взаимодействия (дефицит общения с взрослыми и др.), пребывание вблизи других детей приводит к изменениям в настроения малышей: одни возбуждаются, другие – становятся подавленными. Малышам легко передается настроение взрослого, а также других детей. Они чутко воспринимают отношение к себе со стороны взрослых, болезненно реагируют на их многочисленные запреты. Раннее формирование положительных эмоций, тесный эмоциональный контакт, который устанавливается между ребенком и взрослым с первых месяцев жизни, является базой для своевременного и успешного становления личности ребенка.
Дети раннего возраста легко учатся. Их обучение предполагает развитие зрительного и слухового восприятия, речи (пассивной и активной), основных движений, движений руки, взаимодействия с близкими взрослыми и детьми.
Доказано, что кора головного мозга детей раннего возраста имеет большие компенсаторные возможности. Если действия взрослого имеют целенаправленный характер (обучение), то дети могут достичь высокого уровня развития способностей, которые самостоятельно сформировать они не смогут.
Одновременно для детей раннего возраста характерна неустойчивость сформированных умений. Поэтому в работе с детьми предусматриваются повторения занятий, закрепление материала в самостоятельной деятельности.
Малышей невозможно заставить смотреть, слушать, запоминать, если им это неинтересно. На занятиях с детьми раннего возраста используется метод неожиданно появления и исчезновения предмета, сюрпризные моменты. Продолжительность занятий зависит не только от возраста детей, уровня их развития, но и от забора занятий, его содержания [1, c. 35].
Правильное, разностороннее развитие ребенка – это заслуга взрослых. Это родители и педагоги обеспечивают необходимые условия для того, чтобы малыш хорошо себя чувствовал, нормально рос и познавал мир вокруг себя и самого себя.
Для многих, наверное, станет открытием, что воспитание детей раннего возраста в семье, не имеет ничего общего с такими понятиями как: настаивания, убеждения, поощрение или наказание. Имеют значение только простые повседневные разговоры, улыбка, объятия, личный пример, все, что взрослые говорят и делают вместе с малышом. Существует множество методик воспитания детей раннего возраста, но все они дают хороший результат только в условиях атмосферы доверия и теплоты внутри семьи.
Действенные инструменты правильного родительского воспитания:
1. Безусловная любовь.
2. Уважение интересов, личности ребенка.
3. Бескорыстие.
4. Всегда хорошее настроение.
5. Хорошее отношение ко всем людям.
6. Обучение без критики и наказаний.
7. Внимание к вопросам детей, удовлетворение детской любознательности.
8. Готовность не только учить, но и самым учиться и становиться лучше, вместе с малышом.
9. Отсутствие шаблонов и идеалов. Родители тоже могут ошибаться [6, c. 98].
Таким образом, ребенок раннего возраста развивается как целостное биологическое и психосоциальное существо во взаимодействии с окружающей средой и активно проявляет себя в поведении и различных видах деятельности. Под развитием ребенка раннего возраста понимаем процесс формирования личности ребенка на этапе первого-третьего года жизни в качестве активного субъекта освоения действительности, способной проявлять свое отношение к природно-предметному миру, людям и к себе.