Контрольная работа на тему Диалектика Гегеля и ее значение как научного метода
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание Введение……………………………………………………………………….3
1. Диалектика Гегеля
1.1.
Общее понятие диалектики Гегеля…….……………….…………5
1.2.
Основные законы диалектики Гегеля…………………………………….8
2. Диалектика как научный метод
2.1.
Значение диалектики Гегеля как научного метода…………………..11
Заключение…………………………………………………………………………………………..15
Список
литературы……………………………………………………………………………….17
Введение:
Изначально, во времена Античности, диалектика
понималась как учение об искусстве вести беседу с помощью рассуждений, вопросов
и ответов. Первым, кто использовал термин «диалектика» был Сократ, он обозначал
ее как «плодотворное и взаимно заинтересованное достижение истины в процессе
диалога путем столкновения противопоставленных мнений».
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 –
1831) – немецкий мыслитель, один из важных деятелей немецкой классической
философии и философии романтизма. Его философия оказала большое влияние на
развитие немецкой школы философского мышления. В формировании своих взглядов на
жизнь и собственной философии, он опирался на труды и философские идеи таких
великих умов как: Ж. Ж. Руссо, И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг и некоторых
других.
Мировую известность приобрели его
произведения, в которых Гегель выразил результат своих трудов в понимании и
строении философии: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук»,
«Философия права», «Лекции по истории философии», «Наука логики».
Основное достижение Г. Гегеля – это
создание философской системы, учения о категориях и законах диалектики. В его
понимании диалектика является учением о развитии, единстве и противостоянии
противоположностей.
Его сочинения стали фундаментом для новых
философских теорий и мировоззрений, на которые в дальнейшем опирались многие
философы, историки и социологи. Центральным понятием его философии становится
«развитие», которое происходит по спирали, с повторением отдельных элементов
развития на новом, более качественном уровне. При этом «развитием» всего
исторического управляет абсолютный (божественный) дух, который порождает из
себя бытие и управляет его движением.
Основные принципы философских идей Гегеля
могут быть представлены в следующих положениях:
● Принцип
единства противоположностей;
● Систематика
принципов и категорий диалектики;
● Идея
исторической закономерности;
● Принцип
историзма в приложении ко всем областям человеческого знания и действия.[1]
Актуальность работы обуславливается тем,
что учение о диалектике Гегеля сыграло одну из важных ролей в развитии
философии как науки, оно оказало большое влияние на взгляды многих ученых и
деятелей XIX и XX веков, а также имеет большой интерес в современной науке в
связи с ее недостаточной разработанностью.
Цель данного исследования – определить
значение диалектики Гегеля как научного метода.
Для достижения цели требуется выполнить
следующие задачи:
1. Изучить понятие
диалектики Гегеля
2. Рассмотреть основные
законы диалектической философии Гегеля
3. Раскрыть роль
диалектики Гегеля в науке. [1] Гегель
Г. Феноменология духа. – М.: Издат. соц.-эконом. лит-ры, 1959. – С. 3.
Заключение:
Подлинным философским
методом Г. Гегель считает диалектику. Гегель
характеризовал диалектику как движущую душу истинного назначения, как принцип,
вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.
Заслуга Гегеля в том, что он дал обобщенный
диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформулировал основные принципы и законы диалектики, как учения о
развитии. По этим принципам и законам развивается дух:
· закон единства и
борьбы противоположностей
· закон отрицания
отрицания
· закон перехода
количества в качество
Помимо этого, диалектический метод Гегеля включает в
себя принципы анализа действительности как восхождения от абстрактного к
конкретному, соответствия исторического и логического, всестороннего. Это
наследие вошло в сокровищницу мировой философской мысли.
Раскрывая общие принципы
диалектического подхода в развитии мирового духа, Г. Гегель создает грандиозную
философскую систему всей духовной культуры человечества, рассматривая отдельные
ее этапы как становление мирового духа. Эта своеобразная лестница, согласно
Гегелю, по ступеням которой шло человечество и по которой может идти каждый
человек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии
развития духа. На вершине этой лестницы, по Гегелю, достигается абсолютное
тождество мышления и бытия, после чего начинается чистое мышление, т.е. сфера
логики.
У Г. Гегеля понятия, будучи
односторонними обобщениями, преодолевают в себе противоположности на этом этапе
развития духа, пока не достигается высший синтез, т.е. абсолютная истина.
По мнению Гегеля, история
человечества проникнута разумностью, она и есть путь разума, на котором он
постигает самого себя. Собственную философскую систему Г. Гегель считал венцом
развития всей западной философии, в которой мировой дух полностью постигает
свою природу и законы.
Опираясь на свои идеи феноменологии абсолютного духа
Гегель создает логически стройную теорию взаимоотношения всеобщих законов и 8
категорий диалектики. Центральными понятиями диалектики Гегеля становятся:
всеобщая взаимосвязь, раздвоенность всякого единства, развитие через борьбу
противоположностей. Всякое противоречие является внутренним источником
развития, которое проходит три ступени (гегелевская диалектическая триада):
тезис (утверждение) – антитезис (отрицание) – синтез (соединение частей
утверждения и отрицания в новом качестве).
В заключение можно
отметить, что еще при жизни Георга Гегеля считали одним из величайших
умов, важным деятелем и философом эпохи. После смерти его философия
распространилась по всему миру, оказав тем самым большое впечатление на
многочисленных поклонников. При этом, можно считать, что основными
распространителями идей знаменитого философа были не сами ученики его школы, а
скорее его критики и противоположники его философии идеализма – Маркс и
Энгельс. Они писали критические статьи о непринятии объективного идеализма
Гегелевской философии, но тем не менее, достаточно уважительно относились к
диалектике и многие знания при создании течения материализма, почерпнули для
себя именно из его теорий идеализма.
Фрагмент текста работы:
1. Диалектика Гегеля
1.1. Общее понятие
диалектики Гегеля В современном понимании диалектика – это учение, в
наибольшей степени, об общих законах развития природы, общества и познания и
основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
В понимании Гегеля, диалектика является упорядоченным
и методически разработанным духом противоречия, который присущ любому человеку,
в то же время это великий дар, который дает возможность отличать истинное от
ложного.[1]
Определенно, разработка всеобщего учения о законах и
категориях диалектики берет свое начало с идей других философов и ученых,
предшественников Гегеля. Идеи и мировоззрения Канта, Фихте и Шеллинга
неоднозначно сказались на немецком философе, поскольку он не принимал всецело
их учения, а воспринимал их достаточно критично. Поэтому можно утверждать, что
Гегель скорее заимствовал некие принципы и идеи для своей диалектической
системы.
Таким образом, диалектику Гегеля можно рассматривать
как способ понимания мира, при котором различные явления рассматриваются в
многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в
процессах изменения и развития.
Соотнося исторический опыт диалектики, Гегелевское
определение указывает на главную ее идею, которая порождает начало, а именно
дух противоречия. Суть диалектики как научной теории заключается в поиске
противоречий во всем, комбинирование противоположностей в их взаимосвязи,
взаимодействии и взаимопревращении. [1] Врачев
В.Г. Энциклопедия философских наук Г.В.Ф.Гегеля. Взгляд из XXI века. — М.:
ХРОНОС, 2008.