Контрольная работа на тему Диагностика особенностей семьи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Психологическая схема семейных отношений 4
Тест «семейная социограмма» 5
Проективная методика «рисунок «семья» 6
Опросник «анализ семейного воспитания» 7
Указанная диагностика помогает выявить нарушения, которые возникают во взаимоотношениях младшего и старшего поколения в семье: причины нарушений при повышенном или недостаточном — контроле за подростком (г+ или г-), 7
Опросник «Семейное интервью» 9
Вывод 10
Список литературы 11
Введение:
Важным направлением работы психолога с семьи в случае возникновении кризисных ситуаций является диагностика ее актуального состояния. Семейный психолог может воспользоваться методиками, которые позволяют ему определиться в имеющемся множестве диагностических средств и выполнить правильный выбор инструмента для работы в соответствии с целью и задачами конкретной практической консультации.
Для диагностики семейных взаимоотношений используют различные методы социально-психологической диагностики. В рамках контрольной работы воспользуемся такими методами, как:
— психологическая схема семейных отношений,
— тест «Семейная социограмма»,
— проективная методика «Рисунок «Семья»,
— опросник «Анализ семейного воспитания»,
— опросник «Семейное интервью».
Диагностика семейных отношений проводилась на примере семьи, состоящей их 4 человек. Описание данной семьи указана в таблице №1:
Таблиц1 №1. Характеристика семьи, которая приняла участие в социально-
Заключение:
На примере одной семьи были разобраны взаимоотношения внутри семьи.
Диагностические методы показали, что проблемы есть, и их можно решить. Тут уже желательно воспользоваться услугами семейного психолога или оплатить его работу индивидуально с ребенком, правда, не всем родителям доступны такие расходы. Тогда есть другой выход – попробовать себя в роли психолога для ребенка. Существует большое количество доступной литературы по психологии. Работа психолога в основном заключается в наблюдении, а уже исходя из него, можно делать соответствующие выводы. К наиболее распространенным методам наблюдения относятся – тесты, графические рисунки, наглядные изображения.
Детский рисунок поможет понять, что ребенка беспокоит, как он относится к родным и чужим людям. Необходимо организовать подходящую обстановку для рисования, положить на стол карандаши и чистую бумагу, а затем как ребенок закончит рисование, попросите его рассказать о том, что он нарисовал, что хотел показать. С помощью обычного рисунка ребенок открывает свой внутренний мир, проблемы, которые его беспокоят. Таким образом, у родителей есть возможность исправить то, что беспокоит ребенка.
Фрагмент текста работы:
Психологическая схема семейных отношений :
1) Стереотипы взаимодействия.
Под стереотипами взаимодействия понимаются часто повторяющиеся действия членов семьи и способы реагирования на них.
Выяснилось, что отец, в те дни, когда собирается на работу громко включает телевизор (при этом может даже не находится в кухне), как оказалось, что он тем самым призывает свою жену разогреть ему завтрак и налить чай. Придя на кухню, жена делает звук тише, чтоб не разбудить детей. Дочь громко хлопает дверью, уходя с подружками погулять, тем самым показывает родителям, что не согласно с поставленном условие, когда она должна вернуться домой. Роману часто запрещают играть в телефон, поэтому мальчик делает вид что учит уроки, а сам прячет телефон между тетрадками, особенно когда кто-то заходит к нему в комнату.
2) Семейные правила. Под семейными правилами понимаются «гласные и негласные» нормы, регулирующие поведение членов семьи. Правила могут регулировать практически все сферы жизнедеятельности семьи (распределение функций, способы времяпрепровождения, приоритеты в распределении бюджета, частота общения с родственниками и т. д.).
В конкретной семье тоже есть правила: если Роман не хочет делать уроки, не убирает кровать, не ходит за продуктами, когда его просят, может лишиться возможностью пользоваться телефоном или игровой приставкой. Дочке Анастасии могут не разрешить пойти в гости к подруге, если она не выполнила домашнюю работу по дому. Если муж выпил с кем-нибудь из своих друзей, может не надеяться на интимную близость. Если жена по работе знает, что может задержаться, она обязательно готовит еду на пару дней сразу или заранее звонит мужу, чтоб тот смог заказать еду на дом, или просит дочь приготовить еду, за что та в свою очередь получает больше денег на карманные расходы.
3) Границы семьи. Допускается, что семья как любая система имеет свои границы, определяющие ее устройство. Границы могут быть внешними, помогающие поддерживать отношения с окружающим миром. Они могут быть открытыми и закрытыми, в зависимости от того на сколько легко люди из вне (посторонние) могут попасть в личный мир каждого из членов семьи. Внутренние границы показывают факт существование подсистем (коалиций) внутри семье. Коалиции называются вертикальными, если включают в себя одного из взрослых и ребенка (например, мама образует коалицию с сыном против папы), и горизонтальным, если в них включены члены семьи одного уровня, одного поколения. Треугольник позволяет увидеть коалиции: вечерний треугольник и дневной треугольник. Например, в семье папа, мама, дети и телевизор. Вечерний треугольник, когда дети спят. Если папа с мамой не разговаривают, общение может идти через детей. Когда дети вечером усыпают, их место в треугольнике занимает телевизор.
4) Стабилизаторы. Стабилизатором называется такой элемент семейной системы, функция которого состоит в том, чтобы поддерживать постоянство семейной системы. Стабилизаторы удерживают семью от распада. В качестве стабилизатора в конкретной семье выступают: — общее место проживания; — общие дети;- финансовая стабильность.
Тест «Семейная социограмма».
Тест “Семейная социограмма” позволяет выявить место изучаемого в системе межличностных отношений и, кроме того, определить характер коммуникаций в семье – прямой или косвенный. Данная методика является прекрасным терапевтическим инструментом, ведь помогает родителям посмотреть ситуацию в семье «сверху» и оценить существующие взаимосвязи.
В качестве иллюстрации, можно привести пример теста, в котором участвовали мальчик Рома (10 лет), родители мама Надя (46 лет), папа Виктор (51 год) и сестра Настя (13 лет).
Для проведения теста подростку были выданы бланки: на каждом бланке нарисован круг диаметром 110 мм. Необходимо было нарисовать в нем самого себя, членов семьи в форме кружочков и подписать их имена”.