История туризма и гостеприимства Контрольная работа Гуманитарные науки

Контрольная работа на тему Детский туризм в СССР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1 Организация детского
туризма до половины ХХ века. 5

2 Состояние детского
туризма со второй половины ХХ века до 90-х годов. 10

Заключение. 18

Список использованных
источников. 19

  

Введение:

 

Развитие общества на каждом этапе не может состояться без
важнейших носителей и источников развития этого общества – детей. Дети –
будущее страны, ее успеха или деградации. Поэтому в разных странах существует
общий девиз: «Все лучшее – детям». Несмотря на сложности различных эпох,
приоритетом экономики развитых стран является обеспечение детей всеми
необходимыми условиями, формирующими здорового, интеллектуально развитого
патриота своей страны, готового принять эстафету развития дельнейших успехов из
рук старшего поколения.

В последние годы увеличивается интерес к детскому туризму
как в России, так и за рубежом. На эту тему пишется много статей, защищаются
диссертации, принимаются законодательные акты. Прежде всего, это связано с
актуализацией проблемы сохранения здоровья детей. Так, по данным НИИ гигиены и
охраны здоровья «число здоровых дошкольников составляет 5-7%, …свыше 60% имеют
функциональные отклонения и физиологическую незрелость» [7]. Анализ
информационных источников показывает, что направления исследований авторов можно
подразделить на следующие группы: история развития детско-юношеского туризма
[например, 2, 3, 8, 11, 16], роли детско-юношеского туризма в развитии регионов
[7, 13], вопросам комплексной безопасности [15], проблемам и перспективам
развития детского туризма [1, 4, 7, 16], государственной политике в сфере
детско-юношеского туризма [6, 14, 17].

При этом рассматривая те или иные стороны развития сферы
детского отдыха, авторы указывают, что сегодня налицо несопоставимость либо
отсутствие статистических показателей, которые должны отражать состояние
развития сферы детского отдыха в России, что не позволяет сделать вывод о
реально сложившейся картине в этой сфере, а увеличение в целом затрат на
организацию детского отдыха и туризма в России не приводит к желаемым
результатам. Разделяя мнение авторов, тем не менее хотели бы обратить внимание,
что проведенный ими анализ лишь декларативно и концептуально обосновывает
необходимость развития детского отдыха и туризма, предложения носят как
правило, локальный, а не системный характер, объединяющий все взаимосвязанные
элементы детского отдыха, в работах отсутствует обоснование необходимых
расходов на эти цели на перспективу, а также обоснование источников покрытия
этих затрат, что делает туризм и отдых для детей неподъемным для значительной
части населения России, а, следовательно, не способствует гармоничному развитию
здорового ребенка. Более того существующие тенденции развития детского туризма
в России, свидетельствующие об уменьшении вовлеченности детей в оздоровление
через туризм, попрежнему отсутствие действенного механизма организации и
управления этой важной сферой, отсутствие системного подхода к безопасности
отдыха, на что в своих трудах указывали авторы Боголюбова С.А., Боголюбов В.С.,
Зоричева Н.М., Лось А.В., Гарифуллина Р.С., Сафин Ф.М., Голованов В.П. и многие
другие [1, 2, 3, 4, 5 и другие], лишь только усугубляют состояние дел. Это, на
наш взгляд, приводит к ухудшению показателей здоровья детского населения. По
этой причине проведение всестороннего исследования в исторической ретроспективе
и выработка направлений совершенствования механизма организации детского отдыха
и туризма является актуальным.

Объектом исследования является детский туризм, а его
предметом – развитие детского туризма в СССР.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В России детский туризм возник в середине XIX в. и носил
характер общеобразовательных экскурсий, годом создания детско-юношеского
туризма считается 1918 год, когда было организовано Центральное бюро школьных
экскурсий. В 1927 г. Наркомпрос издает директиву "Об усилении
экскурсионной работы среди детей и подростков", призывающую к развитию
этого важного направления воспитательно-образовательной работы.

Переломным в развитии детского туризма стал 1930 год, когда
государство решило поставить его на службу социалистического строительства,
сделать его важным средством идейно-политического воспитания детей. 1940 год
был объявлен годом массового похода школьников, а в 1941 году проводится
Всероссийская экспедиция пионеров и школьников по маршрутам боевой славы
гражданской войны.

Война 1941 года помешала реализации идеи об организации
туристской краеведческой всероссийской экспедиции "Моя Родина —
СССР". Эта экспедиция начала реализовываться только в 1956 г. Для
стимулирования развития детского туризма 10 апреля 1954 года постановлением
Бюро ЦК ВЛКСМ учрежден нагрудный значок "Юный турист", которым
награждали пионеров 5-7-х классов, выполнивших соответствующие требования. 1960-70-е
годы характеризуются как период относительной стабилизации
туристско-краеведческой работы в школах и внешкольных учреждениях.

В 70-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции
школьников и молодежи. Целями таких массовых туристских мероприятий были
воспитание патриотизма и экскурсионно-краеведческая работа, спортивная
тренировка и закалка.

В конце восьмидесятых годов создались условия для открытия
городских станций юных туристов — учреждений, основная задача которых —
непосредственная работа со школами своего населенного пункта.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Организация детского туризма до половины ХХ века

Начало развития туризма и экскурсий в России восходит к
периоду Великих реформ второй половины XIX в. и связано в первую очередь с
активизацией просветительской деятельности и ростом самосознания
непривилегированных сословий населения. Демократизация науки и образования
сопровождалась активным культуротворчеством в социально-познавательной сфере: в
стране стали появляться различные научные объединения, в том числе кружки и
клубы любителей природы и путешествий. Уже в конце 80-х гг. на волне интереса к
естественнонаучному и историческому знанию в имперской России возникли
несколько специализированных обществ, разработавших и внедривших ряд
туристско-экскурсионных маршрутов, программ и проектов для учащейся молодежи.
При некоторых организациях (обществах грамотности, любителей природы,
«взаимопомощи учащих и учивших» и др.) создавались экскурсионные комиссии, бюро
и комитеты (к 1915 г. их было уже более сотни [11]), оказывавшие содействие
экскурсантам в их стремлении познакомиться с достопримечательностями своей
Родины и мировым культурным наследием.

Даже поверхностный анализ функций и структуры краеведческих
и туристско-экскурсионных организаций царской России демонстрирует их активную
роль в стимулировании развития новых направлений естественно-экспериментального
и гуманитарного знания, расширении просветительской деятельности и формировании
национальной музейной сети, дает яркую картину успешного применения
экскурсионного метода в системе школьного и начального профессионального
образования. При этом необходимо отметить, что при всей разветвленности этой
структуры (клубы, общества, бюро, фонды, комиссии, съезды, издания) и
действенности ее системы дореволюционные туристские институции отличались
локальностью и общественным характером творческой инициативы. Государство в
этой области было представлено лишь Министерством просвещения.

Накопленный за четверть века опыт туристско-экскурсионной
работы — одно из немногих, не отвергнутых пролетарской революцией наследий
царской России, одинаково востребованное в постреволюционный период и
обществом, и государством. С первых лет советской власти
туристско-экскурсионная деятельность стала важнейшей сферой координации
государственных и общественных интересов, действенным средством классового
воспитания и пропаганды социалистических идей, трансформируясь из творческого и
увлекательного, но всего лишь метода рекреации и познания в эффективный
механизм формирования нового (надэтничного и бессословного) общества.

Отличительной чертой этого периода отечественной истории
явилась «связанная с культурной и идеологической политикой партии
государственная поддержка развития отечественного экскурсионно-туристского
движения, постепенное сращивание его структуры с органами государственной
власти» [2]. В советские годы под надзором и при непосредственном
идеологическом руководстве правящей партии и комсомола последовательно и
целенаправленно развивалась централизованная туристско-экскурсионная система,
каркасом которой стали специально созданные в структурах ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ,
министерствах и ведомствах Совета министров СССР государственные и
«государственно-общественные» органы с бюджетным финансированием и постоянно
растущей инфраструктурой.

Начало детско-юношеского туризма в новой России связывают с
открытием в 1918 г. по распоряжению Народного комиссариата просвещения РСФСР
Бюро школьных экскурсий (с 1932 г. — Центральная детская
экскурсионно-туристская станция (ЦДЭТС) Министерства просвещения РСФСР) с сетью
подмосковных естественно-исторических станций (баз) для приема юных
путешественников [8]. В 1930 гг. к ним добавились появившиеся в некоторых
центрально-русских городах Дома юных туристов [4].

Возникновение и деятельность соответствующих общественных и
государственных структур, как и вся детская туристско-экскурсионная практика
этого периода, регламентировались постановлением Наркомпроса «Об усилении
экскурсионной работы среди детей и подростков» (1927 г.), постановлением Совета
Народных комиссаров РСФСР (1931 г.) и постановлением ЦК ВЛКСМ (1931 г.),
провозгласивших, что «… экскурсии, являясь средством комвоспитания, должны
войти во всю систему работы пионеротрядов как один из наиболее красочных
приемов общественно-политической и культурно-массовой работы.», и определивших
в качестве приоритета «.изучение производительных сил и природных богатств
страны, изыскание дополнительных местных ресурсов, могущих быть использованными
в интересах развития социалистического строительства и ускорения культурного
роста страны…» [5]. В этом же ряду два постановления ЦК ВКП(б) (1932 г.) «Об
учебных программах и режиме в начальной и средней школе»», обязывавших ввести
элементы краеведения в содержание школьной программы, итоговые документы
съездов и конференций государственных и партийных органов, а также решения
специальных экскурсий-конференций экскурсионного актива педагогов и детей
(апрель 1929 г., март 1930 г.) [16].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы