Контрольная работа Гуманитарные науки Политология

Контрольная работа на тему Демократия как политический режим: история и современность

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ЗАДАНИЕ 1 ДЕМОКРАТИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 4
1.1 Историческая оценка демократического политического режима 4
1.2 Демократия в современном мире 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
ЗАДАНИЕ 2 ТОМАС ГОББС 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

В современной политической науке и литературе одним из наиболее часто употребляемых категорий выступает термин «демократия». Такая ситуация, с одной стороны, объясняется популярностью демократии, как формы устройства современного государства, а с другой – внутренней сложностью, многогранностью и многокомпонентностью рассматриваемого понятия.
В наиболее общем виде, демократию принято определять следующим образом: Демократия – самостоятельный политический режим, основным сущностным признаком которого выступает метод коллективного принятия решений, при равенстве воздействия участников на исход процесса или его отдельные стадии.
В связи с тем, что демократия является не статическим, а динамическим состоянием общества, ее функционал в разнообразные периоды истории подвергался изменению, обогащению, углублению.
Демократия является системой государственного управления, источник власти в которй представлен самим народом.
История нашей страны насчитывает многовековую историю развития, на протяжении которой происходило изменение форм правления, политических режимов, изменялись границы государства, различные внешние и внутренние факторы, и т.д. При этом учеными отмечается, что во всем многообразии форм политической организации в России имеются демократические традиции, развитие которых, к сожалению, не было поступательным, а сменялось чередой подъемов и спадов.
Целью данной работы является изучение демократии.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть историческую оценку демократии;
— рассмотреть демократию в современном мире;
— охарактеризовать вклад ____ в развитие политической мысли.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Демократический способ правления известен со времен античности и Древней Греции. Символом и родиной демократических традиций часто называют город Афины. В современном мире демократические основы государственного управления признаются и в разной степени обеспечиваются во всех развитых и развивающихся государствах.
Классический демократический режим, безотносительно к его конкретным формам и разновидностям обладает рядом отличительных особенностей. Формирование высших органов государственных лиц и избрание должностных лиц происходит в результате честных, состязательных выборов, свободным волеизъявлением лиц, обладающих избирательным правом. При этом в демократической стране правом избирать и быть избранным, по общему правилу, обладают все совершеннолетние, дееспособные граждане, независимо от их пола, национальности, образования, социального и имущественного положения. Единственным легитимным источником государственной власти обладает народ. Внутри демократического общества широко развиты и активно применяются методы самоуправления, направленные на достижение общего блага и удовлетворение различных общесоциальных и индивидуальных экономических, культурных, духовных, и иных потребностей.
Российский демократизм обладает коммунистическими корнями. Он выносит осуждения капитализму, считая его несправедливым в социальном плане обществом. Демократизм устремлен к преодолению капиталистической системы посредством установления экономического строя, при котором общественные интересы стоят выше интересов прибыли. Демократия объявила себя идеологией, которая защищает интересы класса трудящихся и провозгласила собственной целью социализм.
Исходя из всего вышесказанного, цели данной работы можно считать достигнутыми, а задачи выполненными.

 

Фрагмент текста работы:

 

ЗАДАНИЕ 1 ДЕМОКРАТИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

1.1 Историческая оценка демократического политического режима

Древнегреческий философ Аристотель, в работах которого большое внимание уделялось изучению форм правления и поиску наиболее оптимальных из них, в зависимости от особенностей государственного устройства, относил демократию к «плохой» форме правления, указывая, что абсолютная власть народа, безотносительно к имущественному положению, образованию граждан, и т.д. (власть «черни»), не отвечает потребностям поступательного эффективного развития государства, поскольку, в конечном итоге, соответствующая власть используется преимущественно в личных, а не общественных интересах.
Более яркие аргументы, направленные против демократии, отмечаются у Платона. Он полагал, что при демократии граждане не почитают законы писаные и неписаные, везде распространяется потребительство, полное отчуждение друг от друга и эгоизм; завершается же это все тем, что конечная свобода обращается в крайнее рабство; произвол толпы перерастает в произвол одного, демократия обращается в собственную диалектическую противоположность, именуемую тиранией. При демократии, люди не подчиняются наипрекраснейшему и, в связи с этим не нуждающемуся в переменах, Мировому Закону, по которому движутся планеты и вращаются звезды, а руководствуются нестабильным мнениям толпы, которой, по мнению философа, истина не является в принципе доступной [2].
Вне зависимости от греческого воздействия, в Древнем Риме образовалась республика с ее консульской системой, народными трибунами и сенатом. Изначально право на участие в управлении республикой сосредотачивалось в руках лишь патрициев или аристократов. Но в процессе общественного развития и после жестокого противоборства и простолюдины (в Риме их именовали плебсом) добивались для себя этого же права. Как и в Афинах, право на участие было предоставлено лишь мужчинам, и данное ограничение сохранилось во всех следующих разновидностях республик и демократий вплоть до XX столетия.
Образовавшись изначально в небольшом городе, Римская республика посредством завоеваний и аннексий распространилась за его пределы, и в итоге обрела правление над всей Италией и другими государствами. Более того, республика предоставляла высокоценное гражданство Рима народам стран, которые были покорены им, и те становились не просто подданными, а гражданами Рима, в большей мере наделенными соответственными привилегиями и правами.
Рим не смог полностью провести собственные институты народовластия к соответствию с возрастающим постоянно числом своих граждан и с фактором их географического удаления от республиканского центра. Большая часть римских граждан, проживавших на широкой территории республики, не обладали возможностью присутствия на народных собраниях, потому что Рим располагался слишком далеко, и путешествие требовало больших расходов и усилий. К концу империи подавляющая численность граждан была практически лишена возможности принятия участия в народных собраниях в центре государства [5].
Для гражданина Рима доступным демократическим институтом являлись народные собрания, которые созывались для избрания магистратов и принятия законов. Так как большая численность граждан проживала за границами Рима, собрания практически постепенно преобразовались в протопредставительные учреждения. Некоторые вопросы решали куриальные собрания представителей аристократии, другие – собрания по трибам, куда включались лишь плебеи, но решения триб являлись общеобязательными. Часть вопросов разрешалась на общих собраниях плебеев и патрициев – центуриальных комициях. Богатейшие центурии имели больший вес, чем бедные. Сенат, готовивший повестку дня для народных собраний, избирался преимущественным образом из числа патрициев. После принятия собраниями решений, сенат утверждал их, строго наблюдая за соответствием традициям и законам Рима.
В Средние века и Новое время отношение к демократии постепенно менялось, в том числе в связи с повышением грамотности населения и совершенствованием политической культуры граждан, и, постепенно, демократия перестала считаться «плохой» формой правления, при сохранении неоднозначного отношения к ней представителей различных направлений политической науки.
Образование в 1776 году США явилось первой в истории человечества попыткой реализовать идеи демократии в масштабе целого государства, а не города-государства. Данная идея была отражена в Декларации независимости, а также Конституции США, принятой в 1789 году.
В 1831 году, когда Алексис де Токвиль посетил США, впечатление на него произвели балансы между: религией и личной свободой; общественной и частной собственностью; общественной жизнью и индивидуализмом: децентрализацией и сильной властью. Токвиль провозглашал США демократией, хоть по меркам настоящего времени это едва ли было бы возможно в отношении страны, где практикуется рабство, коренные народы загнаны в резервации, а женское население лишено избирательного права.
Модель демократии Америки формировалась под специфические историко-культурные условия, и попытки копирования её в иных государствах не имели успеха из-за того, что федеральное правительство создавалось штатами, которые длительный период существовали в качестве колоний при высокой степени автономии. Это отражалось на американской системе, особенностями которой представляются идеологическая гибкость, которые не имеют жёсткой дисциплинированности партии и политика, ориентированная на местные нужды [7].
Демократические основы в нашей стране обнаруживаются уже при анализе времен ранней стадии феодализма. Так, во многих городах Новгородской земли распространялись механизмы непосредственной демократии, а именно – непосредственного принятия важнейших решений местным населением на вече. Впоследствии, соответствующая традиция видоизменилась, однако русские цари по-прежнему искали поддержки со стороны различных сословий, для чего функционировала боярская дума, и созывались земские соборы.
В XVI веке был завершен процесс формирования целостного Русского государства, политической основой которого стала сословно-представительная монархия. Отличительной особенностью данной формы правления выступало то, что в ее рамках предполагался периодический созыв земских соборов, на которых представители различных сословий обсуждали важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.
Постепенное восстановление российской демократии, в той степени, в которой это было возможно в условиях абсолютной монархии, произошло во второй половине XIX в., в связи с проведением при Александре II земской реформы, положившей начало созданию представительных губернских, уездных и городских учреждений. Кроме того, отмена крепостного права поспособствовала организации крестьянской общины, высшим органом власти в которой был сельский сход, выбиравший старосту. В свою очередь, в волостях, как объединениях крестьянских общин также формировался собственных представительный орган – крепостной сход.
Своего рода кульминацией развития демократических институтов в России можно считать революцию 1905 г., побудившую царя не только продолжить демократические реформы, но и легализовать политические партии, учредив полноценный орган законодательной власти – государственную думу.
Таким образом, во второй половине XIX в – начале XX вв. в нашей стране постепенно формировались как институты прямой, так и представительной демократии [1].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы