Контрольная работа на тему Что представляет собой «временная перспектива личности» во взглядах Б.В. Зейгарник?
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1 Представление о временной перспективе. 2
2 Особенности психологического возраста по Б. В. Зейгарник. 4
Список используемой литературы.. 5
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
1 Представление о временной перспективе
Указанный
феномен, не являясь новым в психологии, в то же время не теряет актуальности в
качестве предмета исследования. Зачастую учеными также используются близкие по
смыслу, но отличающиеся по сути, термины: «временная трансспектива», «локус
времени», «жизненный путь личности» и др. Проблемой исследования указанного
феномена занимались такие исследователи, как К. Левин, Ф. Зимбардо, Ж. Нюттен,
М. Селигман, Д.А. Леонтьев, А.А. Кроник, Е.И. Головаха, О.Н. Арестова и др.
Термин
«временная перспектива» чаще всего относят к нескольким различным аспектам
психологического времени. Постараемся их развести. Первый из них – временная
перспектива, характеризующаяся протяженностью, глубиной, насыщенностью,
степенью структурированности и уровнем реалистичности. Второй – временная
установка, а именно положительный или отрицательный настрой человека по
отношению к прошлому, настоящему или будущему. Третий аспект временной
перспективы – временная ориентация – описывает поведение личности и,
следовательно, понимается как доминирующая нацеленность этого поведения на
события и объекты прошлого, настоящего или будущего[1].
Понятие
временной перспективы было введено К. Левиным, трактующим ее как «всеобщность
взглядов индивида на психологическое будущее и психологическое прошлое,
существующее в данное время на реальном и различных ирреальных уровнях»[2].
Похожего
мнения придерживается Б.В. Зейгарник, понимая под временной перспективой
«включение будущего и прошлого, реального и ирреального плана жизни в план
данного момента»[3]. Психологическое
прошлое, настоящее и будущее являются частями психологического поля в
настоящем. Временная перспектива – это и включение будущего и прошлого,
реального и идеального плана жизни в план данного момента. Именно категория
временной перспективы включает в себя рассмотрение личности во временном
контексте. Иными словами, в срез действия и поведения личности включается
характеристика ее будущего, «идеального плана».
В.С.
Мухина рассматривает «психологическое время» как звено структуры самосознания
личности и определяет его как индивидуальное переживание своего физического и
духовного изменения в течение времени, представленного прошлым, настоящим и
будущем в отрезке объективного времени жизни[4]. В своём самосознании,
относительно своей природы, человек мыслит в трех временах: индивидуальном
прошлом, настоящем и будущем.
Рассматривая
«психологическое время» с точки зрения ценностно-смысловой трактовки его как
компонента самосознания личности, она показывает, что депривация ценностного
отношения человека к его прошлому, настоящему, будущему или отсутствие
структурированного прошлого в истории развивающегося человека и
неопределённость перспективы жизни разрушают внутренний статус личности. Степень
включенности во все временные измерения определяет значения и смыслы, которые
придает личность своему существованию. Это достигается благодаря временной
рефлексии, как по поводу места в индивидуальной перспективе жизни, так и на
пути человечества в целом. Стремление соотнести себя настоящего с собой в
прошлом и будущем – важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся
личности [1] См. Нюттен Ж. Мотивация, действие
и перспектива будущего / под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – 608 с. [2] Левин К. Определение понятия «поле
в данный момент» // Хрестоматия по истории психологии: Период открытого
кризиса. – М., 1980. С. 139 [3] Зейгарник Б.В. Теория личности
Курта Левина. – М., 1981. С. 60 [4] См. Мухина В.С. Проблемы генезиса
личности: Учеб. пособие к спецкурсу.— М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1975. С. 64