Контрольная работа на тему Черноморско-Средиземноморский регион во внешнеполитической стратегии великих держав
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Укажите американские, европейские институты и мозговые центры, которые изучали Черноморско-Средиземноморский регион 5
2. Перечислите параметры американского изоляционизма 8
3. Раскройте характер и основные направления американской внешней политики администрации Д. Трампа 11
4. Обозначьте геополитические интересы России и Турции в Черноморско-Средиземноморском регионе 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
Введение:
Черноморско–Средиземноморский регион является одним из важнейших региональных сегментов Южного стратегического направления, обеспечивающих национальную безопасность России. Геополитическая конкуренция России и НАТО в международном регионе резко выросла с началом Украинского кризиса. Новый этап эскалации конфликта начат в 2016 г. с принятием решений об укреплении юго-восточного фланга НАТО.
Страны НАТО стремятся изолировать Россию и уменьшить её влияние в регионе, разжигая насильственные конфликты по периметру её границ. Джордж Фридман, директор экспертно-аналитической компании «Стратфор», аффилированной с ЦРУ США, указывает на необходимость для США расценивать Ближневосточный и Украинский кризисы как единый театр военных действий. Он пишет: «оба кризиса нужно рассматривать неотрывно друг от друга, их стоит рассматривать в качестве единого театра: Черноморского». Дж. Фридман делает вывод о необходимости единого стратегического планирования действий США в «Большом Черноморском бассейне», для чего необходима наступательная политика для сдерживания России [4].
В 2014 – начале 2018 гг. проявились новые тенденции геополитического соперничества России и Запада в Черноморско–Средиземноморском регионе:
1) стремление НАТО обеспечить постоянное военное и военно-морское присутствие в Чёрном море, игнорируя конвенцию Монтрё;
2) создание Черноморской эскадры НАТО с участием стран региона (Турции, Болгарии, Румынии);
3) отработка на частых военных учениях навыков быстрой переброски сил НАТО в любую «горячую точку» Причерноморья;
4) создание в Болгарии и Румынии, на Украине (Очаков, Одесса, Николаевская область) и в Грузии, постоянных военных баз НАТО, учебно-тренировочных центров, инфраструктуры управления вооружёнными силами;
5) модернизация вооружённых сил причерноморских стран НАТО, а также Украины и Грузии;
6) участие сторон геополитического конфликта в гражданской войне в Сирии. Суммарно эти процессы превратили Черноморско–Средиземноморский регион в ареал нарастающей военной и политической конфронтации, инициированной странами Запада.
Актуальность темы работы связана с геополитическим положением России в Черноморском Средиземноморском регионе, так как от этого зависит безопасность нашей страны и здоровье нации. Россия должна быть всегда впереди на 2 шага иностранных конкурентов во внешней политике, так как от этого зависит целостность наших границ. Конфронтация и наращивание напряженности сказывается на фоне проамериканских негативных настроений в отношении России.
Цель работы изучение положения и специфики распределения сил в Черноморско-Средиземноморском регионе во внешнеполитической стратегии великих держав.
Предметом исследования является положение России в Черноморско–Средиземноморском регионе и борьба за выход на морские рубежи, так как это стратегически важный для России выход в случае агрессии со стороны иностранных государств.
Объектом исследования является внеше-политическое положение России и отношение других стран во внешней политике.
Структура работы имеет введение, блок с заданием, заключение и список литературы.
Заключение:
Значение российского присутствия в Средиземном море возросло также по мере эскалации сирийского конфликта, являющегося предметом особой озабоченности России.
После падения в Ливии режима давнего российского партнера М.Каддафи Россия потеряла в этой стране оружейные контракты на сумму в 4 млрд. долларов, и она опасалась повторения этой ситуации в Сирии — в случае отстранения от власти Президента Б.Асада, чего добиваются участники антиправительственных выступлений, начавшихся в Сирии в марте 2011 года.
Но стратегический интерес России к Сирии обусловлен и другими факторами:
— политическим, поскольку Сирия является давним и традиционным союзником России на Ближнем Востоке и Москва часто полагалась на Дамаск при проведении своей политики в регионе;
— экономическим, так как Сирия — относительно обширный рынок для российских товаров; до возникновения в Сирии гражданской войны это ближневосточное государство сохраняло привлекательность для российских инфраструктурных проектов и, согласно некоторым источникам, российские компании инвестировали в Сирию с 2009 года свыше 20 млрд. долларов;
— гуманитарным, поскольку почти 100 тыс. российских граждан жили в Сирии и, кроме того, сирийский светский режим гарантировал христианам свободу вероисповедания;
— военным, поскольку сирийский порт Тартус важен для российского военного присутствия в регионе; Сирия является также давним покупателем российского оружия, и торговля этим товаром значительно возросла с 2000 года (по данным СИПРИ, с 2007 по 2012 г. на долю России приходилось 78% закупленного сирийским правительством оружия);
— международно-дипломатическим, поскольку Россия оказывает дипломатическую (и материальную) поддержку официальному Дамаску, исходя из того, что он остается на сегодня едва ли не основной силой, способной остановить продвижение джихадистов из «Исламского государства» и других террористических организаций.
Не меняя своей позиции по Сирии, Россия развивает одновременно отношения и с рядом государств (Турцией, Израилем, Саудовской Аравией), выступающих за свержение режима Башара Асада.
Но вот отношения России с Западом серьезно ухудшились из-за их различного подхода к решению сирийской проблемы, и особенно после того, как Москва признала итоги крымского референдума 2014 года. Это дало полуострову возможность «вернуться в родную гавань» — воссоединиться с Россией, а России — сохранить свой важнейший военно-морской форпост в Севастополе. Обретение контроля над полуостровом позволяло, с одной стороны, создавать ограничения для доступа не всегда дружественно настроенных стран к Черноморскому региону, а с другой — облегчать приближение к стратегически важным и представляющим особый интерес для России районам Средиземноморья. Особое значение в этой связи придавалось и придается усилению взаимодействия с Турцией, которая контролирует Черноморские проливы и является своеобразным мостом между Европой и Азией, что открывает перед Россией дополнительные возможности в плане реализации собственных экономических и политических интересов.
Фрагмент текста работы:
1. Укажите американские, европейские институты и мозговые центры, которые изучали Черноморско-Средиземноморский регион
В сфере изучения национальных интересов России и проблем безопасности на глобальном уровне и в регионе Большого Средиземноморья — Традиционными лидерами являются американские и европейские институты и мозговые центры.
1. В историографии вопроса следует также выделить региональных лидеров –итальянскую школу геополитики Рисорджименто и французскую школу Анналов. Итальянская школа геополитики в 1920-40-е гг. разрабатывала концепцию возрождения под патронатом Италии Большого Средиземноморского пространства, в основе которого лежало бы, прежде всего, экономическое единство с включением в него Европы, Средиземноморья, Северной Африки и Ближнего Востока. Эти идеи также включали концепцию создания Евроафрики – итальянской «доктрины Монро», которая подразумевала установление союзнических отношений с Испанией, Турцией и арабским миром и была главным образом направлена против Британии и Франции.
2. Представители итальянской школы (Р. Альмаджа, Л. де Марчи, Э. Масси, Дж. Ролетто, А. Тоньоло и др.) стремились, при определенной идеологической ангажированности, выразить и защитить эту уникальность, положить ее в основу выработки национальной геостратегии, отвечавшей вызовам эпохи. Поставленные ими проблемы носили во многих случаях фундаментальный характер и продолжают находиться в центре внимания теоретиков и практиков геополитики в современной Италии. Однако эти идеи не были реализованы вследствие победы антифашисткой коалиции и дальнейшей оккупации американскими войсками территории Италии [2].
3. Французская школа Анналов и автор концепции «Средиземноморский мир» Фернан Бродель рассматривал регион как единое целое, воспринимая историю не только в политическом измерении, но и в экономическом, культурном и географическом, используя междисциплинарный подход, который лег в основу трехтомного труда «Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II». В нем Бродель попытался охарактеризовать свое геостратегическое видение средиземноморского региона. Именно он первым из исследователей вышел за географические и цивилизационные рамки средиземноморского бассейна. Стержневым тезисом в исследовании послужило убеждение в том, что историческое Средиземноморье является примером целостного образования, для которого характерно экономическое единство. Бродель применил комплексный подход к изучению всего региона, и предпринял попытку написать обобщающий или «глобальный» труд по истории Средиземноморского региона в большом хронологическом охвате [5].
4. Комиссия по изучению Евросредиземноморского региона EuroMeSCo: была основана в 1996 году и в настоящий момент объединяет 106 институтов из 32 стран Евросредиземноморья. С 2014 года EuroMeSCo занимает 8-е место в первой десятке мировых «фабрик мысли». В 2015 году получила четырехлетний грант на проведение исследований региона (https://www.euromesco.net) [9].
5. В 2016 году по инициативе IEMed и EuroMeSCo на основе лучших 30 мировых «фабрик мысли» была создана интегрированная аналитическая сеть “Med Think 5+5”, миссия которой – развитие региональной интеграции и сотрудничества в западной части Средиземноморья с учетом основных рисков, с которыми регион сталкивается в настоящее время или может столкнуться в перспективе в связи с изменением геополитической обстановки (https://medthink5plus5.org) [12].
6. Институт экономического прогнозирования в Средиземноморье (Mediterranean World Economic Foresight Institute (L’Institut de Prospective Economique du Monde Méditerranéen – IPEMED), основанный в 2006 году, ставит целью интеграцию в средиземноморское пространство стран северной и южной частей региона посредством экономических мер [14].
7. НКО Mediterranean Affairs занимается вопросами изучения политических процессов в Средиземноморском регионе, при этом подчеркивая, что после окончания Холодной войны, относительного периода стабильности в 2000-х, с 2011-х годов глобальные факторы вновь вывели Средиземноморье в центр мировой политической арены. При этом исследователи признают Россию национальные интересы России и проблемы безопасности на глобальном уровне и в регионе Большого Средиземноморья в качестве фактора, оказавшего первоочередное влияние на возвращение Средиземноморского региона в эпицентр мировых политических процессов, и обосновывают ее интересы необходимостью выхода в Средиземное море и сохранения влияния на южнославянские общности. (http://mediterraneanaffairs.com/our-mission/) [13].