Контрольная работа на тему Человек как философская проблема
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
1. Введение 3
2.1. Проблема человека в античной философии. 6
2.2. Средневековая философия о человеке. 8
2.3. Проблема человека глазами философов Возрождения и Нового времени. 10
2.4. Проблема человека в философии ХХ века. 14
3. Заключение 18
4. Список литературы 20
Введение:
Во все времена проблема человека составляла одну из главных в философии. Современность вновь актуализируют данную тему, исходя из новых вызовов, требующих своего ответа: клонирование, искусственный интеллект, цифровизация сознания – все эти уже действующие или планируемые проекты обостряют вопрос о сущности человеческой природы.
Возрождающийся интерес к духовности, религиозности так же актуализируют вопрос: «Кто такой человек»? Расхождения конфессиональных представлений с секулярными порождает линии напряженности, а иной раз, и полноценные социальный конфликты, которые, при определенном стечении обстоятельств могут принять характер цивилизационных. При этом, нельзя не согласиться с Н. А. Бердяевым, заметившим, что «Человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира». Современный философский дискурс признает человека своей фундаментальной категорией.
В этой связи, видится актуальным обратиться к философскому антропологическому наследию, к неустанному поиску человеческой мысли ответа на вопрос о том, кем является человек.
Цель работы – изучение основных представлений о человеке в истории философской мысли.
Задачи работы:
— проследить основные взгляды античных философов на проблему человека;
— уяснить специфику средневековых концепций человека в европейском философском дискурсе;
— обозначить основные взгляды на человека в философии Ренессанса и Просвещения;
— изучить решение вопроса о человеке в философии Нового времени;
— рассмотреть позиции философской антропологии, экзистенциализма и постмодернизма ХХ столетия.
Для решения поставленной цели и задач был задействован комплекс источников и исследовательской литературы. Источниковую базу составили труды избранных нами философов, которые отражают представления о человеке той или иной эпохи. К таковым следует отнести труды Гераклита, Платона, Аристотеля, Мирандоллы, Локка, Канта, Шеллинга, Шелера и Плеснера.
Обзор исследовательской литературы возможно произвести на основе историко-философского критерия. Проблеме человека в античной философии посвящен труд А. В. Рукина. Средневековую философию и ее антропологические элементы изучали А. А. Исаев, А. Я. Гуревич, М. А. Гарнцев.
Для уяснения представлений о человеке в эпоху Возрождения были задействованы исследования А. Ф. Лосева и К. Р. Меляхматовой. Философии Просвещения и места в ней человека посвящена работа А. П. Огурцова. Антропологические воззрения философов Просвещения изучала А. С. Пахомова. Воззрениям на проблему человека философов Нового времени посвящены труды Н. А. Эшонкуловой и Е. В. Мочалова.
Наконец философская антропология ХХ века стала предметом изучения В. Н. Катасонова, Н. А. Суровегиной, А. Г. Зарубина и Р. М. Алейник.
Структура работы соответствует поставленной цели и задачам и состоит из введения, основной части, разделенной на четыре параграфа, заключения и списка литературы, включающего в себя 26 наименований.
Заключение:
Во все времена проблема человека составляла одну из главных в философии. Образ человека в античной философии космоцентричен: человек рассматривался как микрокосм в гармонии духа и тела. Человек уже мыслится индивидуальностью, способной к свободному выбору своего жизненного пути и даже к неисполнению воли Высших сил. Следует отметить, что свободный выбор уже осмыслен как отличительная черта человека. Но в стройную концепцию эти воззрения еще не оформились.
Человек в средневековой философской мысли находится в тесной связи с окружающим его миром, который, в известной степени, реагирует Божиим Промыслом на поведение человека, располагая его ко спасению. Человек понимается христианством созданным расположенным ко свободе, которая мыслится, прежде всего, как свобода от греха и свобода в Боге.
В эпоху Возрождения происходит грандиозный переворот в мироощущении людей. Индивидуальность человека проявилась во всех направлениях. Возвышается мощь человека и его величие, придается значимость его удивительным творениям.
Ренессанс вполне естественно перетекает в Просвещение, которое не просто секулярно, но уже атеистично. Изменилась концепция свободы человека. Он свободен от норм сакральной морали. Он свободе в любом своем действии, ибо мораль становится не константой, а относительной ценностью, которая формируется в условиях «здесь и сейчас» и вполне лабильна, если обстоятельства изменяются.
Впрочем, хаос Великой Французской революции и потрясений последующих европейских войн, породили понимание того, что абсолютная свобода человека, которая Просвещением ставилась высшей ценностью, есть иллюзия, причем, довольно опасна. Европейский романтизм обращается к иррациональным основаниям, которые во многом определяю судьбу человека. Немецкая классическая философия вновь обращается к опыту взаимодействия человека с Трансцендентным.
Первая половина ХХ века ознаменовалась поворотом западной философии к человеку. Проблема человека стала центральной для ряда философских и религиозных течений. Причем, сначала антропологии способствовал оптимизм, относительно свободной воли человека. Отчасти это было следствием удивительных достижений науки, которыми ознаменовался сей век. Появляется, собственно, философская антропология.
Философия экзистенциализма считает ставит в центр своей антропологии поиск ответов на вопросы о смысле жизни. Наконец, современная философия постмодернизма стремится описать положение человека в условиях глобализации. И в заостренной форме поставил вопрос о человечности в сложившихся условиях.
Фрагмент текста работы:
2.1. Проблема человека в античной философии.
Проблема человека оформляется в философии и культуре далеко не сразу. В философии античности и Древнего Востока человек понимался как фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или разумом, а его жизненный путь определен законами судьбы. Существенное отличие западной и восточной философии на этом этапе заключалось в том, что Восток никогда не знал того резкого противопоставления тела и души, которое оформилось в западной философии и культуре, начиная с Платона.
Пожалуй, одним из первых проблемой человека озадачился Гераклит, который считает, что человек не должен жить «по-скотски пресыщенно», но иметь целью нечто большее – «вечную славу». Демокрит провозглашает высшими ценностями истину, справедливость и честность, а стоики говорят о добродетели человека как показатели его разумности. Наконец, Сократ «начинает эпоху изучения человека, акцентируя внимание на смысле человеческого существования».
Разумность, стремление к познанию и нравственному поведению – вот мерила подлинной человечности, согласно Сократу. При этом, философ мыслит человека свободным от какого-либо божественного предопределения. Есть некое предписание Бога, которое человек обязан выполнить, но может и не сделать этого, совершив, тем самым, величайший проступок. Сама смерть философа, осужденного на казнь, которую он, по сути, выбрал сам свидетельство его представлений о том, что есть «Человек».
Продолжатель Сократа Платона, акцентирует внимание на нравственном выборе человека как основе его «человечности». Человек в философии этого мыслителя выступает как изначально дуальное существо: своим телом он принадлежит суетному миру природы, а своей разумной душой ностальгирует об утерянных космической гармонии и вечных идеях. Философ даже предлагает своеобразную типологию человеческих личностей, в зависимости от сделанных им выбора.
Аристотель указывает на социальность человека, который не может жить вне общества, необходимого для его полноценного развития. При этом само общество также не может существовать вне политики. Впрочем, существование человека в социуме зависит не только от последнего, но и от самого человека, его индивидуальности.
В этом смысле Аристотель последователен в своем утверждении о духовной природе человека, чья жизнь определяется духовным началом. Душа человеческая должна производить жизнь, которая, в свою очередь, порождает деятельность, рассматриваемая философом, прежде всего, как движение.
Как и его предшественники, Аристотель уделяет внимание проблеме выбора человека, отмечая, что его индивидуальность, свобода, вполне определяют характер его действий и жизни, в целом. Ведь человеческая свобода, согласно философу, определяется как возможность ставить собственные цели и достигать их, избирая средства, определяя тем самым свой жизненный путь.
Аристотель обозначил две возможных траектории человеческой жизни. Одна из них – это путь счастливой жизни, когда субъект избирает добродетель, интеллектуализм и наслаждение, как результат первого и второго. Такая дорога жизни мыслится философом как сугубо положительная. А вот вторая траектория – путь негатива, состоящий из низких, приземленных, пошлых действий человека, алчущего наживы. Это дорога несчастливой и пустой жизни.
Таким образом, образ человека в античной философии космоцентричен: человек рассматривался как микрокосм в гармонии духа и тела. Человек уже мыслится индивидуальностью, способной к свободному выбору своего жизненного пути и даже к неисполнению воли Высших сил. Следует отметить, что свободный выбор уже осмыслен как отличительная черта человека. Но в стройную концепцию эти воззрения еще не оформились.