История музыки Контрольная работа Гуманитарные науки

Контрольная работа на тему Балет в творчестве Чайковского

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.   Чайковский как основоположник русского
классического балета. 4

2.   Содержание и идейная направленность балетов. 7

3.   Балетная реформа Чайковского- Петипа. 10

4.   Новаторство композитора в балетном жанре
(принципы драматургии/стилистика) 17

Заключение. 23

Список литературы. 25

  

Введение:

 

Балетная музыка Чайковского испытала
влияние различных художественных явлений, на первый взгляд далеких друг от
друга. Истоки балетов Чайковского не только в истории мирового балета, но и в
развитии танцевальной стихии в опере, в постепенном увеличении роли
танцевальности в драматургии целого.

Робкие попытки симфонизации танца
возникали в балетном театре середины XIX века. В этом отношении первых успехов
достиг французский балет в творчестве Адана и Делиба.

Высокому расцвету русского балета
предшествовал недолгий, но напряженный и сложный путь развития
хореографического искусства в России. История профессионального русского балета
начинается со второй половины XVIII века, а уже в начале XIX века он переживает
пору большого подъема. Деятельность передовых балетмейстеров того времени —
Дидло, Вальберха и Глушковского была продиктована стремлением к драматизации
балета. Однако в 1830-е годы драматизм, сильные человеческие страсти исчезают
из балетного спектакля. Творческие искания уступают место ремесленническому
духу постановок. Успех балета теперь решает ослепительная роскошь постановки и
виртуозное мастерство исполнителей. В середине XIX века и в период,
непосредственно предшествовавший появлению «Лебединого озера», сложными путями
подготавливается почва для реформы Чайковского. Крупные музыканты-профессионалы
той поры относились к балету как к «низшему» жанру. Музыка Пуни и Минкуса,
монополистов в области балета, вызывала неприязнь и насмешки, но ни один из серьезных
композиторов и не пытался попробовать себя в этой сфере музыкального искусства.
Таково было положение русского балетного театра незадолго до того, как
Чайковский приступил к работе над своим первым балетом.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

БАЛЕТНАЯ МУЗЫКА, музыка,
предназначенная для воплощения хореографического спектакля, слагаемая часть
балетного произведения. Её отличит. черта — ориентация на эмоциональный
характер и моторику танцевальных движений, связь со сценическим действием.
Истоки Балетной музыки восходят к синкретическим жанрам первобытного искусства,
соединявшим элементы драматического действия с танцем, пением, инструментальным
сопровождением. В процессе исторического развития принципы взаимодействия
Балетная музыка с хореографией претерпели значительные изменения, как под
влиянием эволюции музыкального искусства, главным образом
инструментально-симфонических жанров, так и в соответствии с характером
балетных спектаклей.

Балетное наследие П.И. Чайковского
было активно интерпретировано в ХХ в. на сцене Большого театра России и
получило там наивысшие воплощения в творчестве хореографов, артистов,
музыкантов и сценографов. Композитор в равной мере вдохновлял представителей каждого
из творческих цехов. При этом процесс интерпретации балетов Чайковского
диктовался не одним верховным его положением в репертуаре как национального
гения, но растущим во времени внутренним смыслом его балетных партитур,
наполнением их актуальной семантикой, новой конфликтностью и эстетикой.
Столетний творческий диалог композитора и театра отмечен кардинальным
пересмотром авторских намерений («Лебединое озеро», «Щелкунчик»), равно как и
точным, без изменений следованием им («Спящая красавица»). И эта вариантность —
посредством законов иного вида искусства — свидетельствует о поистине
неисчерпаемых глубинах балетной музыки П.И. Чайковского.

До Чайковского музыка в балетном
спектакле имела преимущественно прикладное значение: давая ритмическую основу
танцу, она, однако, не содержала глубоких идей и образных характеристик. В ней
господствовали рутина и штампы, однотипные танцевальные формы приспосабливались
для воплощения самых различных сюжетов. Реформа Чайковского была подготовлена
опытом претворения танцевальных жанров и форм в мировой классической оперной и
симфонического музыке, в т.ч. в его собственном творчестве, развитыми
танцевальными сценами в операх М.И. Глинки и др. русских композиторов,
стремлением передовых балетмейстеров к повышению значения музыки в балетном
спектакле.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Чайковский как основоположник русского
классического балета Классический балет – сюжетный танец,
где танцоры всегда посредством танца рассказывают некую историю. Классический
многоактный балет традиционно посвящен мифам, сказкам, историческим темам.
Жанровые постановки могут быть героическими, комическими, фольклорными [6].

В основе происхождения названия либо
латинское ballo – «танцую», либо французское balletо, имеющее то же значение.

Признанной вершиной классического
балета являются балеты на музыку П.И.Чайковского. Оставаясь в рамках балета, он
смог изменить своей музыкой взгляд хореографов на драматургию балетного
спектакля.

Симфоническое мышление композитора
позволило не только по-новому подойти к дансантной музыке, но и послужило
своеобразной основой для преобразований хореографов-постановщиков в области
драматургии целого спектакля.

Чайковский — один из величайших
композиторов всех времен и народов, оставил обширное и разнообразное творческое
наследие, поднял на небывалую высоту русский балет (в котором он соединил
принципы симфонического развития с танцевальным действием).  В своей музыке Чайковский с потрясающей силой
утверждает права человека на жизнь, свободу, счастье, справедливость.  Великий лирик, непревзойденный мастер
отображения душевного мира человека, он был также великим певцом родной
природы. Творчество Чайковского заслужило признание, любовь и популярность во
всем мире и оказало огромное влияние на последующее развитие русской и мировой
музыки[4].

Соединение хореографии и музыкального
симфонизма стало национальной традицией русского балетного искусства. И связано
это с именами композиторов П.И Чайковского и А.К. Глазунова и балетмейстеров
Мариуса Петипа и Льва Иванова.

Пётр Ильич Чайковский — создатель
совершенно новой балетной музыки. Благодаря ей балетный театр стал театром
музыкальным.

Балеты Петра Ильича Чайковского —
цельные, строго продуманные произведения. В них невозможно менять
последовательность танцевальных номеров, делать вставки из произведений других
авторов. Они связаны единым замыслом. Их называют «балеты-симфонии», и всякие
перестановки, вставки могут нарушить единую нить симфонического развития
музыки. Это именно та музыка, о которой писал Ж.Ж. Новер в своих «Письмах»:
«Танцевальная музыка… должна представлять своего рода программу, которая
устанавливает и предопределяет движения и игру каждого танцовщика» [9].

Главное отличие балетной музыки
Чайковского — глубокая содержательность и танцевальность. Каждый сценический
образ в ней получает свою музыкальную характеристику.

Великолепная музыка, реализм в
создании образов, прогрессивность основной идеи произведения, провозглашающей
победу света над тьмой, были причиной восторженного приёма балета широкими
кругами демократического зрителя.

Глубоко проникнув в смысл музыкальных
образов, поняв развитие музыкальной драматургии балета, он создал рисунок
танцев в полном соответствии с музыкой, танец выражал содержание музыки. Это
было новым словом в хореографии.

Музыка в балете, с самого его
зарождения как отдельного вида искусства, играла второстепенную роль, выполняя
чаще только ритмические функции. Именно поэтому крупные композиторы часто
отказывались от этой работы, считая, этот жанр «низким». В основном они боялись
попасть в зависимость от балетмейстера, т.к. он был главным распорядителем
музыки, особо не заботясь о её качестве, он трактовал свои условия написания музыки
для балетов, такие как какое количество тактов и какие ритмы нужны ему для
каждой сцены. Балетмейстеры требовали от композиторов несложной и ритмически
ясной мелодии в балетах [7].

Развитие балета как самостоятельного
жанра, т.е. вычленение из спектаклей и зарождение его как отдельных
представлений с их собственной драматургией, дало возможность развитию и
обогащению не только хореографии, но и музыки. Танцевальные движения стали
подчиняться характеру музыки и построению музыкальных фраз. Были заложены
основы балетного действа: единство драматургии, музыки и танца.

Попытки симфонизировать, «реформировать»,
музыку для балетов стали настойчивее, приносящими первые весомые результаты в
середине XIX века. Здесь стоит отметить важную роль таких композиторов как Ц. Пуни
и Л. Минкус, А. Адан, Р. Дриго и Л. Делиб, чья работа заключалась в расширении
границ понимания важности балетной музыки.

Благодаря кропотливой работе композиторов
и отсутствию страха создания чего-либо нового, а именно пойти наперекор плотно
сложившимся традициям, произошло коренное изменение роли музыки в балете. Из подсобного
элемента она превратилась в определяющий, обогащая сюжет и давая содержание
хореографии.

Музыка в балетах, благодаря её симфонизации
композиторами, стала ещё одним самостоятельным действующим лицом спектакля. Она
перестала подстраиваться под навязанные правила, требования постановщиков.

Благодаря композиторам и их инновационным решениям,
балетная музыка стала драматичней, т.е. находиться не на заднем, не
определяющем плане, а «жить» вместе с действующими лицами спектакля, отражать
их эмоции, переживания. Музыка стала «вести» за собой танец. Теперь, некоторые музыкальные
моменты прочно стали соотноситься с определённым действием в каком-либо балете.
Услышав их, можно явно понять и представить, что в это время происходит на
сцене, благодаря их характерности и запоминаемости.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы