История русской литературы Контрольная работа Гуманитарные науки

Контрольная работа на тему Автор и герой в повести М. Горького » Мои университеты»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

Максим
Горький занимает в русской литературе особое место. Время, когда он начал
творить, совпало с началом эпохи пролетариата и даже в самых ранних
произведениях писатель отчетливо это ощутил и описал, говоря о предстоящих
революционных событиях.

В
конце 19 в. он написал крупные прозаические формы, где его занимали темы хозяев
жизни, драмы, которые случаются с людьми, не тронутыми буржуазной моралью и
главные закономерности того, почему произошли революционные события начала
века. Повести «Фома Гордеев», «Трое», драмы «На дне» и «Мещане» знаменовали
главный метод, которым будет руководствоваться М.Горький – метод
социалистического реализма. Его подготовило все предыдущее развитие литературы,
это были объективные факторы развития нового искусства. Предпосылками стали:
перенос революционного движения из Европы в Россию, идеологические факторы и
эстетические. М.Горький первым уловил это течение и талантливо реализовал его. Во
многие произведениях писателя появляется мысль о неизбежности революции. Даже
если герои ощущают это, но пока не понимаю – что делать, ветер революции уже
гонит их действовать. Немного позже Горький говорит о бессмысленности
индивидуального протеста и о необходимости коллективных решений.

Следующей
ступенью у писателя было создание яркого образа рабочего, который понимал, чего
он хочет и был уверен в своей правоте и победе («Мещане»). Образ Нила стал
открытием во всемирной литературе, Нил стал выразителем новых человеческих
отношений и решил проблему в отношении положительного героя, которую давно
пыталась решить новая русская литература. А также впервые была передана поэзия
труда и героизма.

В
пьесе «На дне» проводилась мысль о необходимости значительных преобразований в
социуме и впервые прозвучал гимн свободе и человеку: «Человек! Это — великолепно!
Это — звучит… гордо!.. – эту ставшую хрестоматийной фразу критики отметили
как уникальное слияние романтики и реализма. После М.Горький создал роман
нового типа «Мать», где опять-таки слились воедино высокая идеологичность и
эмоциональность. Массы людей у М.Горького перестали быть толпой и стали
народом, который обрел свойство сознательной исторической и движущей силы.

В
1923 г. М.Горький закончил повесть «Мои университеты», последнюю часть своей
трилогии, в которую входили еще повести «Детство» и «Свои люди». Трилогия
рассказывала о развитии личности молодого Алексея Пешкова, а в повести «Мои
университеты» отразился последний этап юношеского формирования личности.
В этом время М.Горький
был в эмиграции в Берлине, а затем в Праге. Присутствие вдали от родины дало
возможность переосмысления своего отношения к некоторым событиям своей жизни.
Авторская позиция просачивается везде, ведь это практически его автобиография.

Цель этой работы – понять взаимоотношения автора и его
главных героев в повести «Мои университеты», проследить авторскую концепцию,
которая выражается в поступках героев и отношении к ним автора.

Для этого мы будем решать такие задачи:

Рассмотрим творческую историю повести, исследуем характеры
героев и ситуации, описанные в повести, проанализируем форму авторского
присутствия в повести.  Ведь по словам
А.Есина: «Художественное произведение
представляет собой нерасторжимое единство объективного и субъективного,
воспроизведения реальной действительности и авторского понимания ее, жизни как
таковой, входящей в художественное произведение и познаваемой в нем, и
авторского отношения к жизни». [2,
c. 4]

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Место и роль повести «Мои
университеты» М.Горького

в литературном процессе

20-е годы были интересными в творчестве М.Горького. Он
написал «Рассказы 1922—24 гг.», которые необычны
для него. Впервые о обратился к теме Гражданской войны, впервые пишет о
деградации общества, о жестокости и примитивности мира, который должен был быть
прекрасным и гуманным. За плечами Горького были все возможные «университеты»,
опыт рабочих профессий, репортерство, революционное движение. Еще в Тифлисе
приятель Горького А.Калюжный просил Пешкова записывать все, что с ним
происходит, возможно, еще тогда в подсознании писателя возникла трилогия его
жизни. Марксистские кружки Нижнего Новгорода, арест, затем успех и реализация в
литературной деятельности, Горький становится почетным академиком Императорской
Академии наук, создает Народный дом, работает с МХАТ над постановкой своих
лучших пьес, возглавляет три крупных издательства, путешествует в США, живет на
Капри.

Цикл рассказов 20-х Горький называет
пробой пера к роману «Жизнь Клима Самгина». Это совершенно новый период его
творчества, в котором он пытается проникнуть в сознание человека и найти
этические нормы и то, что препятствует нравственному контролю. Все герои этих
рассказов пребывают в пограничных ситуациях и в ситуациях игрового жизненного
начала. Сам писатель пишет о трансформации реальности, которой он увлекается в
это время, о впечатлениях и их трансформации в реальности. Писатель раздумывает
о хрупкости жизни, его герои сосредоточены на собственных переживаниях, а не на
событиях. Интерес к человеку и к тому, почему он ведет себя так, а не иначе,
занимает Горького. Видимо, поэтому он решает обратиться прежде всего к себе и
понять, как собственный опыт отразился на его дальнейшей жизни. Он пишет «Мои
университеты», название красноречиво, писатель не получил образования как
такового, но его образовывала сама жизнь, люди, которые встречались на его пути
и оказывали на него влияние.

Герой
повести «Мои университеты» — уже взрослый юноша, который давно простился с
детством и отрочеством. Это прощание практически физически ощутимо в описании
прощания Алеши с бабушкой, которая напутствует его и просит не быть таким
жестким и высокомерным, как его дед Василий. Возраст бабушки, предстоящее
далекое расстояние говорят о том, что, скорее всего, они больше не встретятся,
поэтому это прощание навсегда с горьким вкусом.

В
Казани, куда приехал Алеша, жизнь показывает свое жестокое лицо, все не так
просто, как казалось, но парню не привыкать. Его совесть не позволяет жить на
чужие деньги и он идет работать, потому что в университет он пока поступить не
сможет. Но сама жизнь становится для юноши самым большим университетом. Он
знакомится с революционерами и этот предмет Горькому хорошо знаком, ведь он уже
принимал участие в нелегальном марксистском кружке. Вот и сейчас Алеша днем
работает в булочной, а потом разносит хлеб вместе с запрещенными изданиями.

Алексей
проходит свои университеты в трущобах Марусовки, в лавке купца, на пристани, на
его глазах оживали герои книг, которые он запоем читал, как только появлялась
такая возможность. И вопрос – как изменить эту жизнь – стал для него
глобальным, как для студентов, которые собирались у Деренковых, это было: «шумное сборище людей, которые жили в настроении забот о русском
народе, в непрерывной тревоге о будущем России» [6].

Эта
повесть в русской литературе очень важна, в образе Алеши Пешкова писатель
создал новую личность, которой доверил стать творцом новой истории. В
отношениях с историчностью писатель видел два пути – или участвовать в создании
истории или отгородиться от нее. И как раз Пешков вбирает в себя историю, вступая
в прямой контакт с новой эпохой. И сам очень меняется. Бабушка научила его
любить людей, несмотря на то, что в детстве он видел очень много плохого.
Иногда он не понимает, зачем что-то выдумывать, когда есть реальная
действительность, тем не менее, главный герой Горького пытается осмыслить любое
явление жизни и найти выход из ситуации: Я ходил с Бариновым по
деревням, работали у богатых мужиков, молотили, рыли картофель, чистили сады.
Жил я у него в бане…»
[6].

М.Горький
оставил финал открытым, читатель не увидит, поступил ли все-таки герой в
желанный университет или, отправившись в самую народную гущу, найдет себе
другой путь. Об этом в разные времена предстоит задумываться.

В повести «Мои университеты» Горький описывает начало
90-х годов 19 в, тогда революционная жизнь и народное движение еще шли в разные
стороны, поэтому самую главную задачу писатель увидел в их слиянии. Реальная
история для Горького была очень важна, он писал: «Вы не гнушайтесь историей.
Всякий исторический сюжет, изображенный художником слова по настоящим
историческим документам, равен современности. Время не стоит!» [5].

Это отношение автор показал нам в образе Алеши
Пешкова, которого Горький и подвигнул на решение этой задачи. Алеша Пешков
оказался и в среде мыслящей интеллигенции и одновременно в народной среде, из
которой он вышел. Как представитель народа он остро понимает отрыв идей
народничества от реальной жизни, потому что он лучше, чем его умные наставники
знает, о чем идет речь. Но с другой стороны Горький видит, что и в народе Алеша
разочарован – народ темный и отсталый, и каждый раз, сталкиваясь с этим, Алеша
не понимает, что делать (а за ним и автор). Но эти противоречия Горький
понимает, как разрешить, и они вполне преодолимы, поэтому писатель предлагает
свой путь, описывая рост сознания народа, рассказывая о том, как интеллигенция
пробует новые пути борьбы, то уходя от народников, то переходя в научный
социализм. Автор описывает Алешу Пешкова как классический вариант мыслящего
человека, очутившегося между народом и идеями и показывает путь нового борца,
который медленно, но верно приходит к новой идеологии.

М.Горький обращает внимание читателя на существование
большого пласта общества, который ведет голодное существование и надеется на
новую жизнь, но она может прийти только с пониманием необходимости борьбы за
нее. Автор настаивает на том, что изменить мир может любой, но для этого нужно
знание жизни, то есть «правильное» образование, которое не имеет ничего общего
с теорией, преподаваемой в университетах. Сама жизнь Алеши Пешкова становится
лучшим университетом, который только возможен для совершенствования своей
личности, для просвещения, для знакомств с интересными людьми, для нахождения
единомышленников – только это формирует мировоззрение человека.

Критики отмечали, что в трилогии Горького
автобиография превращается в глобальное повествование о судьбе целого народа,
при этом наполняясь огромным жизненным материалом, которого у других писателей
не было, оставаясь при этом мощным эмоциональным, воздействующим на читателя
материалом. В этом есть значительная субъективная сторона и даже пафос сентиментальности,
который по А.Есину означает: «преобладание субъективного над объективным» [2,
c.40]

Одновременно с героями, которые пытаются обрести цель
жизни в революции, в борьбе, автор описывает людей, которые путаются в смыслах
и теряют веру во все, от человечества до самих себя. Таков, например, герой по
прозвищу Рыжий Конь, его цель одна – разорить богатых родственников. И он
считает, что это тоже вполне революционный ход, это его главная цель и больше
ничего, кроме этого, он делать не может.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы