Антимонопольное регулирование Контрольная работа Экономические науки

Контрольная работа на тему Антимонопольное регулирование в России: этапы и национальные особенности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Антимонопольное
регулирование: характеристика и методы.. 5

1.1 Понятие и
основные характеристики монополии. 5

1.2
Необходимость и сущность антимонопольного регулирования. 9

1.3. Цели
антимонопольного регулирования и методы его проведения. 12

Глава 2. Специфика антимонопольного
регулирования в России. 17

2.1
Особенности антимонопольного регулирования в России. 17

2.2 Основные
проблемы антимонопольного регулирования в России. 20

2.3 Пути
решения основных проблем антимонопольного регулирования в России  24

Глава 3.
Основные проблемы и противоречия реализации конкуренции в экономике России. 28

Заключение. 32

Список использованной
литературы   34
  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Борьба за рынок и политика
вытеснения конкурентов с рынка зародилась практически одновременно с появлением
товарно-денежного обмена. История монополии уходит глубоко в древность.
Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени
проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их.
Новейшая история монополизма начинается в последней трети 19 столетия, особенно
она получила толчок для развития во время экономического кризиса 1873 года,

Монополия это
такая ситуация, при которой одна компания или лицо или правительство не имеет
конкуренции в продаже конкретного продукта или услуги и может контролировать
его предложение и цену.

Пять факторов влияющих на
возникновение монополий:

1.               
контроль над важнейшим производственным
ресурсом;

2.               
снижение издержек при увеличении масштаба
производства;

3.               
монопольное право – уникальное право
использовать изобретение, промышленный образец, селекционное достижение;

4.               
государственные лицензии или
правительственные привилегии;

5.               
специфика технологического процесса.

Целью данной работы является рассмотрение этапов и
национальных особенностей антимонопольного регулирования в России.

При достижении поставленной цели были выделены следующие
задачи:

— рассмотреть сущность монополий и последствия их
функционирования;

— изучить понятие и необходимость антимонопольного
регулирования;

— провести анализ антимонопольного регулирования в РФ.

В работе приводятся теоретические сведения о конкуренции, ее
понятия и причины возникновения, а также основные функции. Рассматриваются
вопросы рыночной власти и приводится полное описание показателей изменения.

Предметом работы являются
методы исследования эффективности развития антимонопольного регулирования в
современной экономике.

Объектом работы является
экономика РФ.

Информационная база
исследования включает материалы публикаций в российской периодической печати и
в электронных изданиях, статистическую отчетность и ответы, нормативные акты
Российской Федерации.

Теоретической и
методологической основой работы являются труды зарубежных и отечественных
ученых по проблемам конкуренции и монополии.

Структура работы состоит
из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной литературы.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

После проведённого
исследования по теме работы можно сказать, что её цель достигнута. С данной
работы сделаем следующие выводы.

В рамках данной работы были рассмотрены понятие, характерные черты
формы и виды монополии, а также рассмотрен механизм ценообразования, что
позволяет сделать конкретные выводы по этому направлению.

Изучив принципы ценообразования и
природу монополии, можно сделать выводы, что предприятия-монополисты стараясь
увеличить прибыль, начинают регулировать объем выпускаемой продукции,
фактически занижают его, тем самым влияя на цены, устанавливая более высокие.

Из-за фирм-монополистов обладающих
определенной властью на рынке как следствие может возникать ценовая
дискриминация. Отметим, что ценовая дискриминация невозможна на конкурентном
рынке, так как фирма может продать все, что пожелает, по рыночной цене.

Мы
видим, что монополия – это опасная рыночная структура, от которой чаще всего
страдают самые незащищенные слои населения. Из-за дефицита товара повседневного
спроса, появляются неоправданно высокие цены и это лишь вершина этого айсберга.

В целом, в экономической
теории существует три направления оценки монополии как явления, присущего
рыночной экономике. Первый — либеральный — характеризует монополии как
иностранный элемент в теле рыночной экономики. Представители неоклассической
теории были убеждены, что рынок не только смог самостоятельно преодолеть
проблемы монополии, связанные с монопольным ценообразованием, но и обратил
формирование монополий на благо общества, воспользовавшись преимуществами
крупномасштабного производства. По мере углубления противоречий, вызванных
монополизацией экономики, либералы освободились от иллюзий всемогущества
«невидимой руки» и постепенно пришли к пониманию, что без вмешательства
государства проблема отсутствия ценовой гибкости и свободы транзакций не может
быть решена. Государство должно создать благоприятные условия для рыночной
конкуренции и законодательно ограничить возникновение монополий. В этом им
должен помочь естественный процесс научно-технического прогресса, который может
уравнивать возможности участников рынка и подрывать источники монополизации.

Антимонопольная политика — это
комплекс правительственных мер, направленных на усиление и защиту конкуренции
путем ограничения монопольной власти фирм.

В России антимонопольная политика
реализуется через Федеральный закон «О естественных монополиях», Федеральный
закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных
рынках» и другие подзаконные акты.

Основными принципами антимонопольной
политики являются:

— свобода деятельности хозяйствующих
субъектов; —

беспрепятственное движение товаров,
услуг, а также финансовых ресурсов;

— защита интересов личности и
общества;

— продвижение конкурса;

— предотвращение монополизации рынка
недобросовестной конкуренции;

— регулирование естественных и
государственных монополий.

Таким образом, можно сделать
следующие выводы: социально-экономическая природа российских монополий весьма
противоречива: будучи своего рода регулируемой компанией, они не полностью
выполняют свои социально-экономические функции; как частные компании стремятся
максимизировать прибыль; как государственная компания, они стремятся сохранить
монополию в отрасли. В то же время государство регулирует цены (тарифы) для
предотвращения потери эффективности распределения.
 

Фрагмент текста работы:

 

Конкуренция — это соперничество, экономическая борьба,
конкуренция между продавцами — производителями за право на получение
максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров с большой
выгодой. Конкуренция также является важным элементом рынка, который играет роль
в улучшении качества продукции, работ и услуг, снижении издержек производства,
а также в освоении технических инноваций и открытий.[1]

Конкуренция способствует эффективному использованию
ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства,
поэтому продукты, полученные из этих ресурсов, приносят им прибыль. Это
регулирующая сила в рыночной среде. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой». Конкуренция
выполняет важнейшую функцию в рыночной экономике — она заставляет
производителей учитывать интересы потребителя и, следовательно, интересы
общества в целом. В ходе конкуренции рынок выбирает только те, которые нужны
потребителям, из множества продуктов. Именно им удается продать. Другие
остаются невостребованными, и их производство сокращается.[2]

Рыночная экономика представляет собой сложную и динамичную
систему со множеством связей между продавцами, покупателями и другими
участниками деловых отношений. Поэтому рынки по определению не могут быть
однородными. Они отличаются по ряду параметров: количество и размер фирм,
работающих на рынке, степень их влияния на цену, тип предлагаемых товаров и
многое другое. Эти характеристики определяют типы рыночных структур или иным
образом рыночные модели. Сегодня принято различать четыре основных типа
рыночных структур: чистая или совершенная конкуренция, монополистическая
конкуренция, олигополия и чистая (абсолютная) монополия. Давайте рассмотрим их
более подробно.
[3]

Таблица со сравнительным
анализом основных типов рыночных структура показана ниже.



[1] Авдашева С.Б., Розанова Н.М.
Анализ структур товарных рынков. Экономическая теория и практика России. М.,
ТЕИС, 2017.

[2] Просветов Г. И. Конкуренция. Задачи
и решения; Альфа-Пресс — , 2016. — 344 c.

[3] Галяутдинов Р.Р.
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция,
олигополия и монополия // Сайт преподавателя экономики. [2019]. URL:
http://galyautdinov.ru/post/tipy-rynochnyx-struktur (дата обращения:
19.02.2020).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы