Контрольная работа на тему Англо-американская и швейцарско-французская школы семиотики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Историческое развитие и эволюция семиотики 3
2. Англо-американская школа семиотики 7
3. Диадическая модель знака Ф. де Соссюра 13
Заключение 16
Список литературы 17
Введение:
Семиотика как самостоятельная дисциплина возникла сравнительно недавно, хотя еще в XVIII веке. Английский философ-моралист Дж. Локк довольно точно определил сущность семиотики (именно этот срок он использовал).
В настоящее время исследователи осознали также тот факт, что любые культурные феномены — от повседневного мышления к искусству и философии — обязательно отражены в знаках и представляют собой знаковые механизмы [2]. Как важнейшую особенность знака, языкового в частности, известный французский лингвист Э. Бенвенист называет репрезентацию объектов действительности. «Роль знака, — пишет он, — состоит в том, чтобы представлять, замещать какую-то вещь, выступая ее субститутом для сознания» [3]. Собственно поэтому понятие знака от начала выделения семиотики как научной дисциплины стало ключевым в формировании терминологического аппарата и механизмов научного дискурса.
Несмотря на свою столетнюю историю, семиотика все еще динамичной сферой человеческой деятельности, постоянно определяет объект и предмет своего исследования, и пытается использовать свой инструментарий в различных научных дисциплинах.
Чарльз Моррис — американский философ конца XIX в., один из отцов-основателей семиотики, предоставляя исключительной внимания знакам и знаковым системам, считал, что интеллект вообще следует отождествлять именно с функционированием знаков [7]. Учредителями семиотики считают швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра и американского логика и философа Чарльза Пирса. Ф. де Соссюр сформулировал основы науки о знаках, которую он назвал семиология (этот термин часто используют и теперь как синоним семиотики). Ч. Пирс разработал сложную логическую таксономию типов знаков, а его идеи развил Ч. Моррис, который определил структуру самой семиотики.
Заключение:
Научные инструменты семиотики — науки о знаках и знаковых системах — являются универсальными и могут быть применены в развитии многих направлений научной деятельности, в частности для анализа произведений архитектуры. Рассмотрены имеющиеся в семиотике модели знака, и предложена структура архитектурного знака, которую можно использовать для семиотического анализа объектов архитектуры историзма. Структура знака подобная треугольника, в вершине которого находится сигнификат (смысл знака), а в его подножия — денотат (объект, на который знак ссылается, то есть архитектурный прототип) и сигнификат (новый объект — знак). Особенностью архитектурного знака в историзме будет его многоуровневость, поскольку эта архитектура всегда имеет свой прототип, который также представлен в виде знака. Итак, архитектурные знаки в архитектуре историзма будут «Метазнакамы» (знаки, которые объясняют другие знаки), а расшифровываются они с помощью «Метакода» (кодов, которые расшифровывают другие коды). Архитектурные знаки с помощью синтаксических правил объединяются в более сложные структуры — архитектурные фрагменты и объекты, которые можно трактовать как архитектурные тексты. Архитектурные тексты — это сложные многослойные и многоуровневые системы, которые разветвляются в пространстве и времени. Поэтому архитектурный текст можно рассматривать как гипертекст. Окружающая реальность (в том числе архитектура) — это сложно организованная знаковая структура, глобальный пространственный «гипертекст», который часто пользователи воспринимают как незнаковые из-за своей сложности. Архитектура и естественный (вербальный) язык, который создал человек, имеющих сходную знаковую структуру. Однако процессы «просмотра и ввода» архитектурных знаков является не прямыми отражениями вербального языка, а самостоятельными и уникальными коммуникационными процессами, происходят за подобными семиотическими принципами.
Фрагмент текста работы:
<p>1. Историческое развитие и эволюция семиотики<br />Семиотика — это наука, которая изучает знаки и знаковые процессы.<br />Семиотика — молодая научная дисциплина. Она сформировалась лишь в XX в., Хотя знаковые подходы к изучению определенных явлений и процессов можно встретить уже в произведениях античных и средневековых ученых.<br />Дескриптивная семиотика — это семиотика, изучающая конкретные знаковые системы. Кроме дескриптивной, ученые также выделяют теоретическую семиотику.<br />Теоретическая семиотика — это семиотика, которая изучает общие свойства и отношения, присущие любым знаковым системам, независимо от их материального воплощения.<br />Теоретическую семиотику интересуют, прежде всего, общие принципы построения любых знаковых систем, а также общие принципы относительно их возникновения и функционирования.<br />В состав теоретической семиотики относят логическую семиотику, которая имеет дело с анализом природных и искусственных языков в различных аспектах их функционирования.<br />К знакам относятся, например, слова, дорожные знаки, деньги, награды, знаки отличия, сигналы, жесты и многое другое.<br />Знак играет ключевую роль в семиозисе (знаковом процессе). Семиозис определяется как некая динамическая ситуация, что определенный набор компонентов.<br />Существует значительное число классификаций знаков, основанных на различиях формы, содержания, связи формы с содержанием и других параметров. К настоящему времени сохраняет свое значение классическое (введенное Ч.С. Пирсом) разбиение знаков на три группы: иконы, индексы и символы. Эта классификация основана на типологии соотношения формы и содержания. Так, иконами (или иконическими знаками) называются знаки, чьи форма и содержание похожа качественно или структурно. Например, батальное полотно или план битвы являются знаками-иконами, если считать их содержанием сама битва. Индексами (или индексальными знаками) называются знаки, чьи форма и содержание смежная в пространстве или во времени. Следы на песке, позволяющие предположить о том, что ранее в этом месте кто-то прошел, дым, предполагает наличие огня, симптомы болезни, предполагающие саму болезнь, — все это Индексальные знаки. Пожалуй, точнее бы говорить не о смежности формы и содержания, как это принято традиционно, а о наличии между ними определенных причинно-следственных связей. Наконец, символами (или символическими знаками) называются знаки, для которых связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, что касается именно данного знака. Для иконических и индексальных знаков форма позволяет догадаться о содержании знака даже не знакомому с ним адресату. Что касается символических знаков, то их форма сама по себе, то есть внешне специального договора, не дает никакого представления о содержании. Ф. де Соссюр говорил в этом случае о немотивированности выбора, означает либо отсутствие естественной связи между означаемым и означающим. Например, знак сложения «+» никак не связан с самим этим арифметической операцией: ни сходством, ни смежности, ни причинно-следственными связями. Их связь произвольный в том смысле, что определяется особым соглашением, или конвенцией, обусловливает использование соответствующего значка для передачи данного значения [8].</p>