Контрольная работа на тему Анализ УМК «Школа России» и «Планета знаний» на наличие средств языковой выразительности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Введение:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает требования, направленные на формирования основ читательской компетентности в начальном звене общеобразовательной школы, что подтверждает актуальность данной темы как важной проблемы обучения, а выразительное чтение предполагает выработку у учащихся определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи, развивая коммуникативные качества обучающегося.
Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами языка художественных произведений. Основными видами тропов (сравнением, эпитетом, метафорой, метонимией, перифразом, гиперболой), стилистическими фигурами (градацией синонимов, антитезой и антонимами, риторическими обращениями и вопросами, восклицаниями).
Термины даются только для учителя. Вся работа над изобразительными средствами языка в начальных классах проводится без введения терминов и определений .
Важнейшим компонентом активной речевой деятельности учащихся является свободное и осознанное использование средств и приёмов выразительной речи.
Целью работы является сравнить УМК «Школа России» и «Планета знаний» на наличие средств языковой выразительности.
Заключение:
Таким образом, усвоение младшими школьниками выразительных средств языка происходит в процессе работы над художественным произведением, когда на уроке выделяются в тексте образные выражения . Важно научить детей видеть изученные литературные приемы в тексте и понимать цель, которую преследовал автор, используя в своем произведении тот или иной прием.
В обеих программах полноценная деятельность учащихся в этом направлении возможна, начиная с 3 класса, т.к. урок литературного чтения в 1-2 классах – это, в основном, обучение выразительному чтению.
В начальной школе происходит работа с такими средствами художественной выразительности – сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, фразеологизмы, синонимы, антонимы, омонимы.
Сначала вся работа в начальных классах проводится в практическом плане, без называния терминов, позже вводятся и сами термины. На доске и у ребят есть памятки, которыми они пользуются на уроке.
Находить изобразительные средства в читаемом тексте – сложная, но увлекательная работа, раскрывающая секреты мастерства писателя, какими изобразительными средствами пользовался автор для создания столь яркого образа.
Фрагмент текста работы:
Основная часть
Средства речевой выразительности – это один из важнейших факторов, благодаря которому русский язык славится своим богатством и красотой, которая не раз была воспета в стихах и бессмертных произведениях русских классиков-литераторов. По сей день русский язык является одним из наиболее сложных для изучения. Этому способствует огромное количество средств выразительности, которые присутствуют в нашем языке, делают его богатым и многогранным. На сегодняшний день нет чёткой классификации средств выразительности, но всё же можно выделить два условных вида: стилистические фигуры и тропы .
Стилистические фигуры – это речевые обороты, которые использует автор для того, чтобы достигнуть максимальной выразительности, а значит, лучше донести до читателя или слушателя необходимую информацию или смысл, а также придать тексту эмоциональную и художественную окраску. К стилистическим фигурам относятся такие средства выразительности, как антитеза, параллелизм, анафора, градация, инверсия, эпифора и другие.
Тропы – это речевые обороты или слова, которые используются автором в непрямом, иносказательном значении. Эти средства художественной выразительности – неотъемлемая часть любого художественного произведения. К тропам относятся метафоры, гиперболы, литоты, синекдохи, метонимии и пр.
Существует очень большое количество средств лексической выразительности в русском языке, в начальной школе используются следующие:
Гипербола (греч. hyperbole – преувеличение) – это вид тропа, основой которого является преувеличение. Благодаря использованию гиперболы усиливается значение и производится нужное впечатление на слушателя, собеседника или читателя.
Например: море слез; океан любви.
Метафора (греч. metaphora – перенесение) – одно из важнейших средств речевой выразительности. Этот троп характеризуется переносом характеристик одного предмета, существа или явления на другой.
Этот троп похож на сравнение, но слова «словно», «как будто», «как» опускаются, но каждый понимает, что они подразумеваются: подмоченная репутация; светящиеся глаза; бурлящие эмоции.
Эпитет (греч. epitheton – приложение) – это определение, придающее самым обыденным вещам, предметам и явлениям художественный окрас. Примеры эпитетов: лето золотое; струящиеся волосы; волнистый туман.
Не каждое прилагательное является эпитетом. Если прилагательное указывает на четкие характеристики существительного и не несет никакой художественной нагрузки, то оно не является эпитетом: зеленая трава; мокрый асфальт; яркое солнце.
Антитеза (греч. antithesis – противопоставление, противоречие) – еще одно средство выразительности, которое используется для усиления драматизма и характеризуется резким противопоставлением явлений или понятий. Очень часто антитезу можно встретить в стихах: «Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт…» (А.С. Пушкин).
Сравнение – стилистическая фигура, название которой говорит само за себя: при сравнении один предмет сопоставляется с другим. Есть несколько способов, которыми может быть представлено сравнение:
— существительным («…буря мглою небо кроет…»).
— речевым оборотом, в котором присутствуют союзы «будто», «словно», «как», «подобно» (Кожа ее рук была грубой, как подошва сапога).