Контрольная работа на тему Анализ монографии И.А. Покровского «Абстрактный и конкретный человек перед лицом гражданского права»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
В рамках данной работы будет исследован монографический труд И. А. Покровского «Абстрактный и конкретный человек перед лицом гражданского права» .
В своей работе А. И. Покровский отмечает оживление юридической мысли в преддверии кодификационной работы. В эту пору, по мнению исследователя, теория и практика как виды научной деятельности меняются ролями: для практики становится характерным обобщением, а для теории – актуализация практических вопросов.
Для периода кодификации обостряются многие проблемы и выявляются противоположности. Однако, происходящие в этот момент времени споры носят поверхностный характер.
Причиной неудовлетворённости в спорах является в особенностях восприятия юридических норм как правил поведения: когда они даются в качестве действующего закона, то человек не пытается ее обосновать и оправдать.
Однако, в период принятия данной нормы встают вопросы о критериях, по которым то или иное положение должно стать юридической нормой. В этой связи И. А. Покровский поднимает вопрос справедливости, стремление к которой и обуславливает возникновение споров вокруг кодифицирования тех или иных норм.
Понятие «справедливость» связывается с принципом эквивалентности обмена, который возникает во взаимоотношениях между человеком и обществом, человеком и судьбой, человеком и природой и др., устанавливающим необходимость приемлемого воздаяния за любое деяние, которое может иметь социальные последствия или соответствует представлениям общества или конкретного индивида о подобных последствиях .
В Большой советской энциклопедии «справедливость» трактуется как «…понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах» .
Энциклопедия Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона характеризует «справедливость» как «…один из высших принципов взаимных отношений между людьми» .
В философских учениях Древнего Востока и Древней Греции понятие «справедливость» рассматривалось с позиции внутреннего принципа существования природы, как «…физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке» .
Римское право справедливость (iustitia) трактуется как субъективная категория, а именно как «…постоянная и неуклонная воля воздавать каждому его право» (Ульпиан).
У Платона справедливость — это качество всего государства, в отличие от других добродетелей (мужество, умеренность, мудрость), которые характеризуют отдельные социальные группы.
В работах Дж. Ролза отмечается, что «…справедливость – это первая добродетель общественных институтов, точно так же, как истина – первая добродетель систем мысли» .
Справедливость, по мнению выдающегося мыслителя XIX ст. Г. Спенсера, является одним из высших принципов взаимных отношений между людьми. Философом различаются два элемента социальной справедливости. Положительный элемент ее заключается в признании за каждым человеком права на беспрепятственную деятельность и на пользование теми благами, которые она приносит, а так как люди одарены различно, то и в результате их действий неизбежно неравенство. Отрицательный элемент идеи социальной справедливости заключается в сознании того, что существуют пределы, обусловливаемые наличностью других людей, имеющих одинаковые права, уважение к которым является необходимейшим условием общественной жизни, в мысли о сферах действия, взаимно ограниченных, заключается понятие равенства. Неуравновешенная оценка этих двух элементов ведет, по мнению Г. Спенсера, к расходящимся нравственным и социальным теориям.
Необходимо обратить внимание на то, что европейская философская традиция причисляет категорию социальной справедливости к классу нравственных.
Согласно В.С. Соловьеву, справедливость является формой проявления «…нравственного начала, сострадания, понимаемого им как добро, по содержанию практически совпадающее с кантовским категорическим императивом» .
В социальную психологию понятие социальной справедливости было введено Д. К. Хомансом, который предполагал, что нормы социальной справедливости предписывают, чтобы доля желаемых индивидуумом благ была пропорциональна его вкладам в те общественные отношения, которые опосредуют эти блага (заработки работника должны быть пропорциональны его усилиям, умениям и др. характеристикам (возрасту, трудовому стажу, этническому происхождению), ценимых в данном обществе.
Справедливость является принципом, в рамках которого осуществляется регулирование отношений между людьми как членов общества и имеющих определенный социальный статус, а также наделенных обязанностями и правами.
Согласно принципа социальной справедливости регулируются общественные взаимоотношения по поводу распределения социальных ценностей (престиж, богатство, уважение, свобода).