Контрольная работа на тему Анализ ЛЮБОГО текста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Выбор текста 3
Разбор 4
Список источников 6
Введение:
Работа посвящена синтаксическому анализу короткого литературного произведения (рассказа) из корпуса русской художественной литературы. Синтаксический анализ представляет собой вид лингвистического разбора, в ходе которого сопоставляется линейная последовательность слов (лексем) и формальная грамматика естественного языка. Это проделывается для того, чтобы получить дерево разбора и сделать вывод об устройстве текста и его особенностях. В историческом разрезе синтаксический анализ литературного произведения позволяет на основе выявления простейших сочетаний и их характеристик определить либо стилевые, индивидуальные особенности автора, или прийти к выводам об изменениях литературного языка в конкретную историческую эпоху.
Фрагмент текста работы:
Выбор текста
Для разбора выбран короткий рассказ А. П. Чехова «Мой юбилей». Эта юмореска входит в первый том Собрания сочинений в 18 т. Она относится к самым ранним текстам писателя. Рассказ написан в 1880 году и впервые опубликован в том же году 18 июля в художественно-юмористическом журнале «Стрекоза». Подпись, которая сейчас является частью рассказа и «именем» лирического героя, «Прозаический поэт», изначально была псевдонимом А. Чехова. Рассказ удобен для синтаксического анализа по следующим причинам. Это сжатый, концентрированный юмористический текст, предназначенный для журнальной публикации. Этот формат предполагает экономию средств (рассказ печатается в определенном объеме, на «полосе»). На его примере можно увидеть, как автор работает в ситуации, когда не может использовать весь возможный арсенал художественных приемов, а должен выбрать один, самый лаконичный, и при этом точный. Также важно, что это текст молодого писателя в 1880-е годы: А. Чехов начал там же, где начинали многие его ровесники. Журнальные публикации можно назвать типичным «стартом» для писателей, на их примере можно проследить, как менялись условия работы и, соответственно, как они формировали в некотором смысле стиль автора. Экономичность, скупость языка, простота (как мы проследим ниже) осталась в текстах А. Чехова и тогда, когда он стал большим мастером. Таким образом, разбор раннего произведения, созданного для строго заданных условий может показать, из чего сложился стиль зрелого Чехова.
Разбор
Рассказ «Мой юбилей» состоит всего из 19 предложений. Большинство из них относится к сложносочиненным. Чехов в речи, точнее, в письме (лирический герой пишет «юношам и девам») использует длинные конструкции, которые часто встречаются в русской литературе XIX века. Однако, например, от продолжительной «толстовской» фразы, в которой каждый следующий блок плотно «пригнан» к остальным и разрыв предложения означает потерю энергии повествования, снижение ощущения насыщенности, живости ткани текста, фразы, использованные Чеховым, отличает «водянистость», наличие утяжеляющих конструкцию членов. Разберем пример из рассказа:
«И я должен был голодать за то, что воспевал природу, любовь, женские глазки, за то, что пускал ядовитые стрелы в корыстолюбие надменного Альбиона; за то, что делился своим пламенем с… гг., писавшими мне ответы…» — сложносочиненное предложение, в котором содержательная крайне мала; по сути, это сообщение о том, что герой долго страдал. Оно состоит из одного подлежащего (я), основного составного сказуемого (должен был голодать), трех второстепенных подлежащих (воспевал, пускал, делился), второстепенных членов. Обратим внимание, что Чехов в длинном, на 34 слова, предложении в основном использует глаголы (6), одно отглагольное причастие (писавшие), существительные (9) и всего три эпитета, то есть прилагательных. Часто литературные тексты характеризуются обилием эпитетов, которые помогают проявить свойства объекта. Чехов заполняет пространство предложения словами, которые не проясняют мысль. Мы не узнаем, чем плох «надменный Альбион», почему лирический герой его упоминает, какие «ядовитые стрелы» он пускал, в каких случаях «делился пламенем» и в чем это состояло. Чехов собирает простые конструкции в сложное предложение, и в его случае результат нарочито невелик. При помощи нарочитой скудости, отсутствия реальных объяснений и раскрытия образов и выражений при формально обильной речи А. Чехов раскрывает художественную цель — показать графоманское, лишенное содержания и даже «цветистости» письмо, создать текст плохого автора.
На эту цель работает наличие экспрессивной лексики и синтаксиса. Из 19 предложений восемь завершаются восклицательными знаками (два из изни — тройными), еще четыре — многоточиями. Таким образом, лишь семь предложений Чехов завершает точкой. В рассказе из-за этого преобладают две интонации: либо истерически-взвинченная («Юноши и девы!», «Поймите!!!», «Две тысячи ответов — двести с лишним рублей, и ни одного „да“!»), либо упадническая («Писал я прозой, писал стихами, писал на всякие меры, манеры и размеры, задаром и за деньги, писал во все журналы, но…»). Одно предложение комбинирует эти интонации («увы!!!…») и, вероятно, нарочито записано в некорректной форме, чтобы показать образ героя — плохого, неудачливого писателя.
На примере рассказа «Мой юбилей» и синтаксического анализа его частей мы выявили, что А. П. Чехов использовал простые конструкции внутри предложений без эпитетов и экспрессивный синтаксис с целью усиления художественного эффекта и создания саркастического образа без прямого выражения позиции автора.