Контрольная работа на тему Анализ коммуникативной ситуации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Анализ коммуникативной ситуации
А. Н. Островский
КВАРТИРА
Мамаев. Где гостиная? (Глумову). Вы меня извините! Глумов. Ничего-с, вы мне не мешаете.
Мамаев (человеку). Ты видишь, вон сидит человек, пишет! Может быть, мы ему мешаем; он, конечно, не скажет по деликатности; а все ты, дурак, виноват.
Глумов. Не браните его, не он виноват, а я. Когда он тут на лестнице спрашивал квартиру, я ему указал на эту и сказал, что очень хороша; я не знал, что вы семейный человек.
Мамаев. Вы хозяин этой квартиры? Глумов. Я.
Мамаев. Зачем же вы ее сдаете? Глумов. Не по средствам.
Мамаев. А зачем же нанимали, коли не по средствам? Кто вас неволил? Что вас, за ворот, что ли, тянули, в шею толкали? Нанимай, нанимай? А вот теперь, чай, в должишках запутались? На цугундер тянут? Да уж, конечно, конечно. Из большой-то квартиры да придется в одной комнате жить, приятно это будет?
Глумов. Нет, я хочу еще больше нанять.
Мамаев. Как так больше? На этой жить средств нет, а нанимаете больше! Какой же. у вас резон?
Глумов. Никакого резона. По глупости. Мамаев. По глупости? Что за вздор.
Глумов. Какой же вздор! Я глуп.
Мамаев. Глуп! Это странно. Как же так, глуп?
Глумов. Очень просто, ума недостаточно. Что ж тут удивительного! Разве этого не бывает? Очень часто.
Мамаев. Нет, однако это интересно! Сам про себя человек говорит, что глуп.
Глумов. Что ж мне, дожидаться, когда другие скажут? Разве это не все равно? Ведь уж не скроешь.
Мамаев. Да, конечно, этот недостаток скрыть довольно трудно.
Глумов. Я и не скрываю. Мамаев, Жалею.
Глумов. Покорно благодарю.
Мамаев. Учить вас, должно быть, некому? Глумов. Да, некому.
Мамаев. А ведь есть учителя, умные есть учителя, да плохо их слушают — нынче время такое. Ну, уж от старых требовать нечего: всякий думает, что коли стар, так и умен. А если мальчишки не слушаются, так чего от них ждать потом? Вот я вам расскажу случай. Гимназист недавно бежит чуть не бегом из гимназии, я его, понятное дело, остановил и хотел ему, знаете, в шутку поучение прочесть: в гимназию-то, мол, тихо идешь, а из гимназии домой бегом, а надо, милый, наоборот. Другой бы еще благодарил, что для него, щенка, солидная особа среди улицы останавливается, да еще ручку бы поцеловал; а он что ж?
Глумов. Преподавание нынче, знаете…
Мамаев. “Нам, говорит, в гимназии наставления-то надоели. Коли вы, говорит, любите учить, так наймитесь к нам в надзиратели. А теперь, говорит, я есть хочу, пустите!”. Это мальчишка-то, мне-то!
Глумов. На опасной дороге мальчик. Жаль. Мамаев. А куда ведут опасные-то дороги, знаете? Глумов. Знаю.
Мамаев. Отчего нынче прислуга нехорошая? Оттого, что свободна от обязанности выслушивать поучения. Прежде, бывало, я у своих подданных во всякую малость входил. Всех поучал, от мала до велика. Часа по два каждому наставления читал; бывало, в самые высшие сферы мышления заберешься, а он стоит перед тобой, постепенно до чувства доходит, одними вздохами, бывало, он у меня истомится. И ему на пользу, и мне благородное занятие. А нынче, после всего этого… Вы понимаете, после чего?
Глумов. Понимаю.
Заключение:
Собеседники достигают всех поставленных предметных и коммуникативных целей. Особенно эффективно достигает своей предметной цели Глумов, который использует много приемов речевого воздействия, учитывает возрастные особенности собеседника, правильно выбирает коммуникативную роль — “ищущий совета”, поскольку давать советы — любимая речевая игра Мамаева. У Мамаева предметная цель меняется по ходу общения — от знакомства с квартирой к знакомству с человеком и желанию его поучить. Глумов показывает себя исключительно эффективным коммуникатором. Он умело ослабляет свою коммуникативную позицию, уступая коммуникативную инициативу собеседнику и во всем соглашаясь с ним, чем достигает своей основной предметной цели — установить контакт, понравиться своей готовностью слушать собеседника и получить его покровительство.
Фрагмент текста работы:
1. Цели общения:
Глумов: предметная – познакомиться с дядей, получить покровительство, коммуникативная — установить контакт.
Мамаев: предметная — посмотреть квартиру, коммуникативная — установить контакт. По ходу общения у Мамаева появляется новая предметная цель — поучить нового знакомого.
2. Тип общения
Инициативное, открытое, неофициальное — у обоих коммуникантов. Свободное у Мамаева и этикетное у Глумова.
3. Языковой паспорт коммуникантов
Речевые ошибки – нет.
Нарушение норм культуры речи:
Глумов — нарушений нет, Мамаев — в начале диалога допускает грубые сниженные выражения: “все ты, дурак, виноват”, “вас за ворот тянули? в шею толкали?”.
Глумов — образован, Мамаев менее образован и воспитан.
4. Соблюдение этикетных норм
Этикет внешнего вида — нет информации в тексте.
Речевой этикет: Мамаев — использует этикетную формулу извинения при входе, нарушает речевой этикет в том, что учит незнакомого человека жить. Глумов — подчеркнуто соблюдает нормы речевого этикета.
Этикет поведения — соблюдают оба коммуниканта
5. Роли участников общения
Глумов:
Социальные роли — бедный человек, молодой человек.
Коммуникативные роли — маленький человек, зависимый человек, глупый, ищущий совета.
Мамаев:
Социальные роли — богатый, опытный.
Коммуникативные роли — резонер, всезнающий, имеющий право учить. По ходу общения у Мамаева роли не меняются, у Глумова коммуникативная роль “глупый” переходит в роль “ищущий совета”.
6. Трансакционный анализ общения
Глумов: Ребенок – Родитель.
Мамаев: Родитель – Ребенок.
По ходу общения роли не меняются.
7. Речевые игры
Глумов: “Я жажду руководства”, “Ах, я, бедняжечка!”.
Мамаев: “Распустились люди“, “Нынешняя молодежь”, “Стариков никто теперь не слушает”, “ Я могу многому научить других”.
8. Косвенные речевые акты
Глумов — Я глуп (Смысл — мне нужен руководитель).
Мамаев — Это мальчишка-то, мне! (Смысл — мальчик нагло ведет себя по отношению к старшему).
А нынче, после всего этого, понимаете чего? (Смысл — после последних изменений, нововведений).
9. Законы общения
Закон отражения: Глумов все время поддакивает, развивает мысль собеседника (Преподавание нынче, знаете… На опасной дороге мальчик! Безнравственность!) Закон диссоциации “Я” и объекта критики: Мамаев: Я не строгий человек, я больше словами… Купцы за волосы таскают, а я все словами, и то не нравится
Закон речевого поглощения эмоции: Мамаев выговаривается перед Глумовым, жалуется ему.
Закон ритма общения: