Контрольная работа на тему Анализ и оценка интегрированного варианта дошкольного образования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Интеграционные основы построения образовательного процесса в современном ДОУ 5
2. Целесообразность и необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании 7
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Введение:
Актуальность темы. Социокультурное пространство современного образования характеризуется инновационностью и интеграциностью как путями ее обновления, и это касается всех звеньев образования, в том числе и дошкольного.
Стратегические направления развития современного дошкольного образования предусматривают, по мнению современных исследователей, принятия гуманистической образовательной философии и соответствующих ей ценностей и смыслов, что должно быть отражено в содержательных и технологических аспектах образовательной деятельности ДОУ.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска таких научно-педагогических основ построения образовательного процесса в дошкольном учреждении, который, как указано в Базовом компоненте дошкольного образования, должно быть целостным и способствовать формированию у детей целостной, реалистической картины мира, основ мировоззрения. Реализацию таких задач, как обосновывают ученые, может обеспечить целостное содержание образования на основе интеграции всех его компонентов.
Интеграция содержания образования как путь личностного развития дошкольников предоставляет ребенку возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности. При этом реализуется одно из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ѐмким.
Интеграция ведет к пересмотру целей, задач, методов работы и представляет практически неограниченные возможности в обучении и развитии детей. По мнению многих авторов, интегрированные занятия обладают большим функциональным диапазоном. Они обеспечивают эффективное формирование знаний и умений по каждому разделу программы, формирование у дошкольников целостной картины мира, способствуют повышению качества знаний, усиливают воспитательную направленность содержания занятий, а также обеспечивают большую плотность содержания, способствуют развитию познавательной активности дошкольников.
Наряду с этим интегрированные занятия стимулируют развитие познавательных интересов. При отборе содержания интегрированных занятий необходимо ориентироваться на интересы, склонности, желания и способности детей, т.е. выделять основной мотив детской деятельности. Мотивированная таким образом детская деятельность более результативна, она способствует развитию тех или иных способностей каждого ребенка.
Целью работы является обоснование интеграционных принципов построения образовательного процесса в современном дошкольном учебном заведении.
Текст работы:
Таким образом, в современном отечественном образовании интеграционные процессы, открывают новые возможности для интеграции. Если еще 20 лет назад шли споры о том, возможна ли интеграция в начальной школе, то в настоящее время доказано и психологией, и физиологией, и педагогикой, что интеграция необходима при образовании не только в младшем школьном возрасте, но детей дошкольников.
Целостная картина окружающего мира воспринимается дошкольниками только за счет гармоничного объединения образовательных областей, различных видов детской деятельности.
Искусственное расчленение на предметы в дошкольном возрасте противоречит принципу природосообразности и мешает ребенку видеть реально окружающий мир. Интеграция требует совершенствования образовательного процесса, который в современных условиях развития дошкольного образования предполагает отказ от занятий как формы организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
На смену им приходит интеграция образовательных областей как целостная форма организации образования дошкольников. Как было отмечено ранее, принцип интеграции является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.
Заключение:
Актуальность темы. Социокультурное пространство современного образования характеризуется инновационностью и интеграциностью как путями ее обновления, и это касается всех звеньев образования, в том числе и дошкольного.
Стратегические направления развития современного дошкольного образования предусматривают, по мнению современных исследователей, принятия гуманистической образовательной философии и соответствующих ей ценностей и смыслов, что должно быть отражено в содержательных и технологических аспектах образовательной деятельности ДОУ.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска таких научно-педагогических основ построения образовательного процесса в дошкольном учреждении, который, как указано в Базовом компоненте дошкольного образования, должно быть целостным и способствовать формированию у детей целостной, реалистической картины мира, основ мировоззрения. Реализацию таких задач, как обосновывают ученые, может обеспечить целостное содержание образования на основе интеграции всех его компонентов.
Интеграция содержания образования как путь личностного развития дошкольников предоставляет ребенку возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности. При этом реализуется одно из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ѐмким.
Интеграция ведет к пересмотру целей, задач, методов работы и представляет практически неограниченные возможности в обучении и развитии детей. По мнению многих авторов, интегрированные занятия обладают большим функциональным диапазоном. Они обеспечивают эффективное формирование знаний и умений по каждому разделу программы, формирование у дошкольников целостной картины мира, способствуют повышению качества знаний, усиливают воспитательную направленность содержания занятий, а также обеспечивают большую плотность содержания, способствуют развитию познавательной активности дошкольников.
Наряду с этим интегрированные занятия стимулируют развитие познавательных интересов. При отборе содержания интегрированных занятий необходимо ориентироваться на интересы, склонности, желания и способности детей, т.е. выделять основной мотив детской деятельности. Мотивированная таким образом детская деятельность более результативна, она способствует развитию тех или иных способностей каждого ребенка.
Целью работы является обоснование интеграционных принципов построения образовательного процесса в современном дошкольном учебном заведении.
Список литературы:
1. Интеграционные основы построения образовательного процесса в современном ДОУ
Философский энциклопедический словарь определяет интеграцию (от лат. Integer — полный, целостный, неподвижный) как процесс или действие, имеющее своим результатом целостность; объединения, соединения, восстановление единства [2]. При этом процессы интеграции могут иметь место как в рамках системы уже сложившейся — в этом случае они ведут к повышению уровня целостности и организованности, так и при возникновении новой системы из ранее не связанных элементов.
На основе анализа научной литературы отметим, что термин «интеграция» используется в двух значениях:
1) объединение в целом каких-то частей, элементов;
2) процесс взаимного приспособления и объединения.
Анализируя философские аспекты понятия интеграция, отметим, что в ходе процессов интеграции в системе увеличивается объем взаимосвязей и взаимодействий между элементами [3]. Более того, интеграция дает возможность в рамках тех же компонентов без увеличения их количества получать новые результаты. Процессы интеграции вообще увеличивают эффективность любой деятельности, интенсифицируют ее [4]. В ряде философских исследований была заложена основа понимания сущности интеграции, ее элемента — интегратора ( интегрирующего фактора), которая получила свое дальнейшее развитие в педагогике. Так, педагогическую интеграцию в обобщенном виде рассматривают как разновидность научной интеграции, которая предусматривает взаимосвязь и взаимодополнение, обеспечивает единство ранее дифференцированных компонентов педагогического явления, придает ему целостность и выводит на качественно новый уровень. А в качестве интегрирующих факторов в педагогике выступают компоненты содержания образования, которые могут включаться в иной смысл, объединяться и сливаться с ним в систему более высокого порядка, не теряя в то же время своей специфики [3].
По нашему мнению, наиболее полно сущность понятия «интеграция» отражает определение, приведенное М. Прокофьев: «Интеграция — это процесс взаимодействия элементов с заданными свойствами, сопровождается установлением, усложнением и укреплением существенных связей между элементами на основе достаточного основания, в результате которой формируется интегрированные объект (целостная система) с качественно новыми свойствами, в структуре которого хранятся индивидуальные свойства исходных элементов» [5].
Анализ современных научных исследований свидетельствует о постоянном научном интересе к данной проблеме. Принципиально важным для нашего научного поиска является рассмотрение научных разработок по вопросу интеграции в дошкольном образовании. Рассматривает интеграцию как инструмент создания новой модели дошкольного учреждения и акцентирует внимание на системе интегрированных занятий как средстве личностного развития ребенка.
Рассмотрим понятие «способ интеграции» как основополагающую характеристику структуры интегрированных занятий, содержит два основных признака: характер взаимоотношений компонентов (равенство или неравенство) и степень их взаимопроникновение.
Научный поиск Н. Васюков посвященный планированию как механизма построения интегративного содержания педагогического процесса в дошкольном учебном заведении. Существенным в исследовании проблемы интегрированного обучения является концепция системного подхода к развитию личности ребенка дошкольного возраста, в соответствии с которой обосновывается необходимость установления взаимосвязи различных представлений ребенка об окружающем мире.
Отметим, что общей чертой научных исследований различных авторов является направленность на разработку и заключение системы интегрированных занятий как основы интегрированного обучения дошкольников. Однако построение целостного образовательного процесса как системы, в основу которой положены интеграционные основы, в научных исследованиях, в частности, отечественных, не раскрыта. Останавливаясь на основных факторах и условиях осуществления интеграции в дошкольном образовании, отметим однозначно позитивное восприятие ведущими отечественными учеными внедрения принципов интеграции в образовательную деятельность дошкольных учебных заведений.
2. Целесообразность и необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании
Анализируя целесообразность и необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании, отметим, что синкретической природе ребенка дошкольного возраста, которая в своем познании мира «идет одновременно в разных направлениях» и имеет способность к целостному мировосприятию с помощью чувствительных информационных каналов. Так, анализ познавательной сферы дошкольника психологами, физиологами, педагогами свидетельствует целостности детской психики, указывает на синкретизм детских представлений о мире как основное качество детского мышления, и в то же время на глобальность и слабую дифференцированность психических процессов (Л. Выготский, Э. Клапаред, К. Коффка, Ж. Пиаже), в целом характерно для дошкольников доминирование процессов интеграции (синтеза) над процессами дифференциации (анализа) [6].
Поэтому мы разделяем взгляды по органичности для детей дошкольного возраста именно интегрированного характера содержания образования, и является одним из аспектов нашего исследования.
Таким образом, в настоящее время крайне необходимо качественное методическое обеспечение интеграционных процессов в системе дошкольного образования. Современная дидактика требует целостного технологического подхода, и указанным требованиям отвечает