Активные процессы в современном русском языке Контрольная работа Гуманитарные науки

Контрольная работа на тему Активные процессы в современном русском языке

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

1. Составьте тезисы статьи (фрагмента монографии). Примеры языкового материала обязательны. Николина Н.А. Активные процессы в сфере усечения // Там же. – С. 336-339.
В современной поэзии ведущей темой является время, которые и выступает в качестве главного героя. В поэтических текстах современности передаются размышления о природе времени, его власти в окружающей действительности, о соотношении разных темпоральных модусов и отрезков. например:
Каковы величины точки,
скользящей в пересечениях зрения и голосов
в грамматических категориях времени?
Среди которых пятая форма будущего «никогда»… (А. Драгомощенко)
Контекст грамматических форм времени современного поэтического языка необычайно подвижен. Это и расширение состава форм времени за счет окказиональных образований и форм других языков, и архаические формы, как у С. Кевова:
И время спит с улыбкой на устах
И говорит: я быхъ, я рѣхъ, я стахъ…
Открытость состава грамматических форм времени сочетается с регулярным использованием разнообразных темпоральных метафор, обновляющих и преобразующих традиционные (преимущественно архетипические) параллели «время – живое существо», «время – водоем», «время – нить» и т.д. Так, А. Цветков сравнивает время с человеческой рукой: И время выпрямит ладонь фалангами хрустя.
Сильный семантический эффект темпоральных метафор создается вкрапленностью их в несовместимые семантические пространства и степенью семантической удаленности совпадающих «сем», как, например, у Д. Паташинского объекты и их признаки принадлежат к разным и несовместимым мирам, создавая контраст с традиционной таксономией:
Вот и кончились простое, предыдущее, как имя
вороватое, как пламя, время никогда.
В современной поэтической речи тему времени преимущественно развивают развернутые метафоры: предикатные метафоры, которые указывают на динамические или статичные признаки времени и обычно включают зависимые, вспомогательные фокусы:
И будущее, будто между прочим,
Струится из раскрытого окна
Или, к примеру, у Рица:
В это время проходило время,
Трогало пальцы, вкручивалось в суставы,
Просто так дневники листало…
Отметим, что совмещение разных фокусов в предикатной темпоральной метафоре позволяет развивать тему времени в разных регистрах, с учетом разных семантических полей, сочетать в одном тексте различные мотивы. Значительно реже в современной поэтической речи встречаются субстантивные темпоральные метафоры: Время – теперь не мера, а последний источник…
Конструктивной основой текста, как правило, являются субстантивные метафоры в сочетании с предикатными. Так, построение стихотворения на постепенном переходе от субстантивных к предикатным метафорам с включением интермедиальных троп наблюдается у В. Строчкова, придавая времени статичные и динамичные признаки:
«Прощание славянки». А под ним
и траурный Шопен…
Так убывает время:
оно – то над трубой дрожащий дым,
то жёлтый лист, планирующий бремя
Также в состав темпоральных метафор современных текстов включаются и новообразования. Например, в стихотворении С. Завьялова в основе развернутой метафоры лежит сквозная образная параллель «настоящесть – злое чудище», которая организует текст: Настоящесть, настоящерность! Сожрала ты, хрустя, мое прошлое,
В современных текстах предикаты слова время обозначают чаще негативные состояния и действия: «Охладевшее тело времени» Петрова или у Айзенберга «Окаменевшее время мое».
То есть, предикаты имеют семантику деформации, разрушения, болезни. Время уподобляется больному или умершему, сужается, сплющивается, деформируется. Актуальны и такие негативные признаки времени, как таяние времени, пустоты, разломы, дыры и пр. Например, у Цветкова «Времени мыльный огрызок». У Мартынова «Во времени зияет дыра…». В результате мир представляется хаосом, утратившим «непрерывность прошлого» (Х.Арендт).
Регулярно в состав темпоральных метафор включаются оценочные слова, такие как бессмысленность, растрачивание времени впустую, замедление хода времени, его остановка, застывание, что подчеркивает нелинейность времени: «Время остановилось, как сто лет назад шелестят газеты» (О. Мартынов). «Бренной» оказывается и вечность: «Вечности нет это просто пустое слово» (А. Цветков).
Интерпретация времени в темпоральных метафорах носит характер враждебности к человеку, являясь губительной силой, обрекая на безысходность существования:
Вот, смотри, как время наваливается на нас
пускает нас под откос (Д. Давыдов).
Негативная семантика метафорических предикат дополняется сниженными сравнениями образов быта, животных:
Время ползет по кругу
как черепаха на садовом участке
(С. Львовский)
Тема «болезни», «остановки» времени особенно часто связана с обращением к трагическим моментам российской истории или оценкой современной действительности. Оно не только «болеет», «тлеет», но и свободно меняет направление своего движения. Например, Скоро времени вода повернет к истокам (А. Цветков); Время было не связано // Расплеталось назад (Д. Веденяпин); В остановимое – // потечет и вытечет (А. Глазова). Таким образом, традиционные темпоральные метафоры пути и потока [Арутюнова 1990] в современной поэзии оттесняются на второй план или преобразуются, на первый же план выходят метафоры с семантикой деструкции или «болезни». Например:
Утро, кофейное утро, воздух так редок,
что не найти дышать
время давно ушло…
(Д. Паташинский)
Следовательно, темпоральные метафоры отражают особую концепцию времени в современной художественной речи, характеризуясь отказом от линейной темпоральной модели и спрессованностью «в актуальную презентативность» [Лиотар 1996] при негативной оценке движения времени.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы