Контрольная работа Гуманитарные науки История

Контрольная работа на тему «Афины и Спарта: типы полисного устройства, исторические судьбы.»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Основные сходства и различия полисных систем Афин и
Спарты.. 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 18

  

Введение:

 

Долгое время греки жили в независимых городах Микенах,
Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о.Крит. Об этом рассказывают
многочисленные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о.Крит в 15 веке до
нашей эры остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло извержение
вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров.

Греческие города, объединенные под властью царя Микен
в 1200 году до нашей эры, выиграли Троянскую войну, но победой не смогли
воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили
многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.

И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки
научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали
появляться полисы.

Относительно устойчивые и крупные объединения полисов
возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса
— Афины и Спарта, образовавших два центра древнегреческой цивилизации, причем
каждый из них развивался особым путем. История Афин — это прежде всего история
становления и победы античной демократии, в то время как Спарту принято считать
милитаристским, даже «полицейским», крайне консервативным государством.
Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам.

Афины и Спарта имели много общего в истории их
формирования и много особенного. Эти общие и особенные черты, разумеется,
отразились и на их политическом устройстве, которое имело множество черт,
типичных для целого ряда греческих полисов, ориентировавшихся в своей внешней
политике либо на Спарту, либо на Афины (Спарта и Афины оказались в V в. до н.э.
во главе двух политических союзов — Пелопонесского и Афинского морского, в
которые вошли почти все греческие полисы). Оба полиса имели некоторые
политические черты, очень часто встречавшиеся и повторявшиеся в последующей
истории, что делает их изучение актуальным и важным. Сравнение политических
систем двух полисов корректно проводить применительно ко времени, когда их
политические системы сформировались в наиболее полном, законченном виде, то
есть примерно в середине V в.до н.э.

Древняя общинная организация сохранявшая
кровнородственные связи между своими членами, перерастает отвечать потребностям
времени. Повсюду в Греции VIII-VI вв. до н.э. происходит слияние нескольких
мелких ранее обособленных общин, расположенных поблизости друг от друга
(синойкизм). Древние формы объединения родов – филы и фратрии – еще некоторое время
продолжают сохранять свое значение в этих объединениях, но вскоре уступают
место новым делениям, основанным на имущественных и территориальных признаках.

История Древней Греции относится к I тысячелетию до
н.э. Здесь происходят процессы разложения первобытно-общинного строя и
формируется классовое общество. Основные знания о государстве и праве Древней
Греции содержатся в трудах древнегреческих авторов. В частности, Плутарха,
Геродота, Аристотеля и др.

В результате развития производительных сил формируются
классы, и в VIII-VI вв. до н.э. здесь создаются так называемые
города-государства (полисы).

Наиболее интересным и вместе с тем наиболее изученным
представляется процесс образования государства в двух известных греческих
полисах – древних Афинах и Спарте. Первая являла собой образец
рабовладельческой демократии, вторая – аристократии.

В своей работе я попытаюсь провести сравнительный
анализ общественного и государственного строя в Афинах и Спарте, сделать вывод
о сходствах и различиях между ними, сравнить какой строй приемлемей для
развития общества и государства.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотренные нами полисы, как уже отмечалось, имели
много общего в истории их формирования и много особенного. Эти общие и
особенные черты, разумеется, отразились и на их политическом устройстве,
которое имело множество черт, типичных для целого ряда греческих полисов,
ориентировавшихся в своей внешней политике либо на Спарту, либо на Афины. Оба
полиса имели некоторые политические черты, очень часто встречавшиеся и
повторявшиеся в последующей истории, что делает их изучение актуальным и
важным.

Государство возникает в результате имущественного
неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы.
Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная
борьба имущих и неимущих, государство и создаётся как раз для смягчения этой
борьбы. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в
государственном аппарате. Афины — классический пример такого пути возникновения
государства.

Афины представляют самую развитую, законченную и самую
совершенную форму демократического строя античных рабовладельческих государств.
В афинской демократии воплотилась высшая форма государственности
сформировавшегося в древнем мире античного гражданского общества. Вместе с тем
эта демократия была ограниченной — всей полнотой гражданских прав пользовалось
лишь 10-20% населения. Женщины, хотя и считались гражданками, в политической
жизни не участвовали, а метеки и тем более рабы, вообще не имели гражданских
прав. Кроме того, несмотря на существовавшую в Афинах оплату даже за участие в
работе народного собрания, не все жители Аттики, особенно из отдаленных
районов, имели возможность посещать все мероприятия полисной политической
жизни. Свобода слова, несмотря на всю ее полноту, не допускала инакомыслия в
некоторых вопросах, особенно религиозных. Жертвой этой ограниченности прав
стал, например, Сократ, приговоренный к смерти за то, что он не почитал
отеческих богов . Однако, несмотря на ограниченность, афинская демократия в
чисто политическом отношении надолго осталась совершенной моделью такого рода
государственного устройства, прогрессивного типа государственности, служившего
на протяжении многих веков образцом для подражания.

Спартанское государственное устройство греки называли
привычным термином олигархия, хотя ближе всех к истине был "отец
истории" Геродот, писавший о царящей в Спарте "деспотии закона".
И лишь совсем недавно было найдено, как кажется правильное определение.
"Краеугольными камнями спартанского тоталитаризма, — отмечает он, — стали
именно те социальные и политические институты, которые по замыслу их
устроителей должны были служить главной опорой демократического строя".
Так, государственный контроль превратился в административный диктат, эфорат из
демократической диктатуры — в диктатуру без демократии, равенство наделов и
находившихся на них илотов привело к отчуждению спартиатов от своих хозяйств и
превратило их в простое приложение к этим наделам. Жесточайшая регламентация
всей жизни имела следствием обезличение и нивелировку личности, и государство
ассимилировало в себе и общество и всех его индивидов. Ценой консолидации
спартанского общества стало ограничение гражданских прав и подавление свобод
личности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Основные
сходства и различия полисных систем Афин и Спарты

Полис — одна из основ
цивилизации Древней Греции. Первые из них появились в самой Греции и на
соседних островах. В ходе колонизации полисы были основаны на островах
Эгейского моря, в Малой Азии, в Причерноморье, на Сицилии, в Южной Италии, на
Крите и Кипре. Самыми удаленными полисами были колонии на средиземноморском
побережье Испании и Массилия в южной Галлии, а также Кирена в Северной Африке.

Учеными Копенгагенского
центра по изучению полиса собрана информация о 1035 полисах, существовавших в
Архаическую и Классическую эпохи. Не все они существовали одновременно.
Какие-то были основаны позже, уже в Классическую эпоху. Другие, наоборот,
перестали существовать до конца Классической эпохи.

Мир полисов был
динамичным. В IV веке до н. э. на Эвбее осталось 4 полиса вместо 12,
существовавших на рубеже Архаической и Классической эпох. В том же столетии
сицилийский правитель Дионисий I основал несколько новых полисов. Полисами
становились также общины народов, соседствовавших с греками и перенимавших их
культуру. Так после кампаний Тимолеонта на Сицилии в IV веке до н. э. полисами
стал ряд общин сикулов, коренного населения острова. Полисное устройство и
эллинскую культуру переняло несколько десятков общин карийцев (народ, живший на
юго-западе Малой Азии).

В Античности не было
противопоставления города и деревни. Полис был связан с окружающей территорией
(хорой). Значительная часть граждан была крестьянами, жившими в окрестностях
города.

Чтобы считаться полисом,
община должна была быть и позиционировать себя государством. У полиса была
армия, финансы, должностные лица, законы, гражданство. Признаками полиса
обладали и некоторые входящие в него общины и даже города.

Подразделения полиса, например демы в Афинах, представляли собой полисы
в миниатюре. В демах были свои должностные лица, собирались

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы