Контрольная работа Гуманитарные науки Литература

Контрольная работа на тему «Афганская» тема в современной русской литературе (С. Алексиевич «Цинковые мальчики», О. Ермаков «Знак зверя» и др.)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.
Общая характеристика афганской прозы.. 5

2. С.
Алексиевич «Цинковые мальчики». 8

3.
Герои романа М. Евстафьева «В двух шагах от рая». 11

4. О.
Ермаков «Знак зверя». 14

Заключение. 16

Список
литературы.. 18

  

Введение:

 

Актуальность работы. Любые военные действия оставляют свой
след: в жизни людей, страны, ее культуре, литературных произведениях и других
областях.

Война в Афганистане (1979-1989) не была исключением. Это
событие, так называемые местные военные действия, оставили свой отпечаток на
всем в нашей стране, вошло во многие дома, скорбящие семьи, многие солдаты
вернулись домой с ранениями … Но со временем наши молодые поколения забывают
об этом этапе истории, и многие знают об этом мимоходом , как будто этих 10 лет
не было. Внимание школьников сосредоточено на Великой Отечественной войне,
кто-то слышал о чеченской войне, мало кто знает об Афганистане. А спросите, как
они представляют солдата, который там воевал, и вообще не ответят.

В этом отношении эта тема очень актуальна. Поскольку это
позволит провести качественный анализ литературы по этому вопросу и портрет
советского солдата, воевавшего в Афганистане. Это повысит интерес к
журналистике.

Также считаю эту тему интересной и актуальной. Потому что
сегодня в нашем мире не все спокойно. Здесь и там продолжают раздаваться
взрывы, совершаются террористические акты и многое другое. Я считаю, что если
молодые люди знают больше о тех, кто боролся, боролся с подобными проблемами,
они смогут взять с них пример и отстоять свой дом, родину.

Для анализа были отобраны работы отечественной журналистики.

Объект исследования: Произведения, посвященные событиям
гражданской войны в Афганистане в современной русской литературе.

Предмет: представление о войне в Афганистане и о роли
советских солдат в данных событиях.

Цель исследования – рассмотреть афганскую тему в творчестве
современных русских писателей.

Для достижения цели были определены задачи:

— Рассмотреть общую характеристику афганской прозы.

— Охарактеризовать С. Алексиевича и ее роман «Цинковые
мальчики».

— Рассмотреть героев романа М. Евстафьева «В двух шагах от
рая».

-Охарактеризовать роман О. Ермаков «Знак зверя».

Структура работы представлена введением, четырьмя разделами,
заключением и списком литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современных условиях понятие войны расширилось, появились
ее новые виды и разновидности — экономическая, коммерческая, экологическая,
идейно-информационная, культурно-трагическая, психологическая и др. Чтобы
заменить "холодную войну" 1960-1970 годов. наступила гибридная война,
основанная на современных технологиях, когда в политических целях используется
огромный арсенал различных средств. Сегодня ученые говорят о мировой войне
идей, стандартов жизни, мировых доктрин, борьбе за передел рынков и тотальное
лидерство. Каждый военный конфликт теперь рассматривается с геополитической
точки зрения, и это новое восприятие войны отражено в произведениях, названных
критиками “новой военной прозой”. Одним из первых такое определение использовал
И. сухих, привлекая литературные тексты о войне в Афганистане, которые начали
появляться в 1988-1989 годах. Период с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989
года, когда Советский Союз участвовал в вооруженном конфликте между
правительственными войсками этой страны и многочисленными вооруженными
формированиями афганских моджахедов, которые использовали политические и
финансовые средства, стал называться Афганской войной в Советской и
постсоветской литературе и средствах массовой информации. материальная и
военная поддержка основных стран НАТО и консервативного исламского мира.

Термин "новая военная проза", с одной стороны,
подчеркивает преемственность лучших прозаических традиций Великой Отечественной
войны, а с другой стороны, подразумевает специфические особенности, которые
делают современные военные произведения самостоятельным литературным явлением.
Эта специфика обусловлена главным образом тем, что Великая Отечественная война
была освободительной, поэтому она воспринималась советским народом как
"народная" и "священная". Афганская война 1979-1989 годов,
с описания которой началась "новая военная проза", стала
"необъявленной", "странной" войной, ее душило государство,
ее причины и цели были непонятны людям, и участникам боевых действий
приходилось воевать не только с моджахедами, но и с мирными жителями, затем, в
мирное время, бороться за признание их прав.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Общая характеристика афганской прозы

 

Афганская проза — это литература, относящаяся, прежде всего,
к серьезной и качественной литературе, список произведений которой был начат А.
Прохановым (Роман «Сон о Кабуле», Роман «Третий тост» и др.).) и О. Ермакова
(Роман «Знак зверя», серия рассказов), а также продолжение А. Дышева (романы «Афганец»,
«Походно-полевая жена»), В. Снегирева (роман «Красный»), И. Черных (Роман «Злой
ветер Афгана»), Ю. Коротков (повесть «Девятая Рота») и другие писатели, недавно
реконструировавшие произведения столь же важные, как романы А. Иванова и «В
двух шагах от рая» М. Евстафьева. Давно известная закономерность «Большого
взгляда вдаль» в данном случае помогла авторам уловить афганскую интригу в
широком историческом контексте, творчески реализовать уже существующий набор
идей, мотивов и фундаментальных образов, характерных для «афганской прозы»,
понять противоречия войны и ее влияние на следующий этап. историю, а
главное-представлять эпоху через судьбы и характеры людей. Следует отметить,
что А. Иванов определяет «непогоду» как «великий русский роман о войне и мире,
о судьбе и стране», интрига которого была порождена самой жизнью: эпопея об
афганцах Екатеринбурга, взятая за основу и художественно переработанная в
произведении, отвечает на вопросы, которые, по мнению автора, «важны не только
для 90-х годов, но и в данный момент, сегодня: почему мы получили такую страну?»
[2]. Роман Евстафьева также называют «истинно русским романом», одним из самых
сильных произведений по Афганистану, потому что автору удалось создать «живой»
текст , наполнив его психологически выверенными деталями, глубокими мыслями о
человеке на войне и человеке с войной в сердце. Слова Г. Бакланова о том, что
произведения писателей, которые сами участвовали в войне, обладают подлинностью
повествования, в полной мере относятся к роману «Два шага от рая».

Афганский сюжет остается востребованным в фантастике,
особенно среди военно-патриотических детективов. Примером может служить роман
Д. Корецкого «Спасите посольство», в основе которого лежала секретная операция,
проведенная в 1992 году ротой ВДВ и тремя экипажами военно-транспортных
самолетов по выводу российского посольства из Кабула, которое было захвачено
моджахедами. Война в Афганистане-постоянная тема в творчестве А. Тамоников: его
экшн-романы «Судьба офицера», «Бронебойный диалог» и другие публикуются в
значительных изданиях.

В последнее время популярность нон-фикшн возросла,
спонсируемая в основном военными лидерами, имеющими боевой опыт в Афганистане.
Так, книга генерала А. Ляховского «Трагедия и доблесть Афганистана» уже была
предметом трех изданий (1995, 2004, 2009 гг.) и стала своеобразной
энциклопедией военных событий в этой стране. В 2015 году вышла в свет книга «Тайны
Афганской войны», основанная на мемуарах и рукописях генерала В. А. Меримского,
который утверждал, что полная картина событий не могла быть раскрыта без
промедления, но уже после войны в работе историков и исследователей. История
опытного солдата отличается глубоким знанием материала, взвешенными оценками,
глубокими наблюдениями и размышлениями, стремлением защитить «афганцев» от
необоснованных обвинений в их адрес: «кто на войне может определить границу
между моральным и аморальным, если сама война аморальна?» [3].

Тем не менее существуют произведения, в которых преобладают
критические установки и трагическая патетика. Например, документальная книга С.
Алексеевича «Цинковые мальчики», хотя и написана, по мнению автора, в «вокальном
жанре», представляет собой сборник признаний очевидцев войны в Афганистане:
летчиков, десантников, военных советников, врачей, а также матерей и жен
погибших солдат и офицеров, все же отражает прежде всего позицию самого С.
Алексеевича: «было бы наивно полагать, что все в книге звучит именно так, как
мне сказали» [4]. Она оправдывает большое количество натуралистических сцен,
написав свою книгу для советского народа, совесть которого, по ее мнению,
«чисто милитаристская»: «я анатомирую человека, чтобы ужаснуться самому себе»
[5]. С одной стороны, в работе были подняты острые проблемы: трансформация
человеческого сознания под влиянием военной действительности, безразличие
общества к ситуации возвращения «афганцев», изменение идеологической трактовки
войны, афганский синдром, проявляющийся в стремлении вернуться к военному
прошлому, которое воспринимается как лучшее время жизни. При этом книга
является, по словам И. Сухи, «полем боли». Авторские акценты расставлены в ней
таким образом, что войну в Афганистане однозначно называют «ошибкой», а ее
участники воспринимаются как «психически больные, насильники и наркоманы» [6].
Не случайно книга «цинк Бойз», по словам Р. Брейтуэйта, вызвала бурю критики и
стала поводом для судебного разбирательства. Такая реакция, на наш взгляд, была
вызвана тем, что пацифистская позиция помешала С. Алексеевичу дать полную
оценку происшедшему, тем более что официальное отношение к войне в Афганистане
на момент начала работ было отрицательным: на правительственном уровне было
объявлено, что решение о вторжении в Афганистан «заслуживает морального и
политического осуждения». В то же время скандал «Цинковых мальчиков» подчеркнул
проблему необходимости объективной, самой правдивой и полной картины войны в
Афганистане, глубокого понимания этого события с учетом всех факторов.

Возвращаясь к общей характеристике «Афганской прозы», стоит
отметить такие отличительные черты, как ориентация на документальность и
объективность, грубый натурализм, образ происходящего через восприятие простого
и среднего человека, внимание к деталям и глубокий психологизм. Главное в
произведениях — это не сюжет, а идея автора, которая определяет их
аксиологическую значимость. Их сходство обеспечивается также уникальным
хронотопом в классическом понимании Бахтина, когда пространственные и временные
знаки сливаются в значимое и конкретное целое. Образ Афганистана как «чужой
земли» складывается из деталей, среди которых, помимо идейно-психологических особенностей
ландшафта, преобладают топонимы (города Кабул, Герат, Баграм, Кандагар, горы
Гиндукуш, Панджшерские ущелья, перевал Саланг и др.), экзотика-мы (душманы,
джихадисты, моджахеды, шальвары-камисы и др.), выделяются особенности ландшафта
и климата (горы, скалы , ущелья, разница дневных и ночных температур, «Афганский
ветер»). Той же цели служит специфическая лексика, характеризующая регион (кишлак,
дукан, бачата, Шурави, царанда), военный жаргон («зеленка», «по ту сторону реки»,
«духи»).

По-видимому, есть все основания утверждать, что в
историко-культурном сознании усеченная форма слова «Афганистан» стала не только
обозначать определенную точку в пространственно-временной системе координат, но
и оформилась как понятие, содержащее полный набор исторических,
геополитических, идеологических, культурных факторов, этнографической,
духовной, аксиологической и образной информации. Этот сложный комплекс
реализуется в художественных текстах преимущественно на уровне тем, проблем и
мотивов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы