Контрольная работа на тему А.Ф. Кони об этических аспектах в деятельности судьи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
А.Ф. Кони «Нравственные начала в уголовном процессе» (об этических аспектах в деятельности судьи)
Анатолий Федорович Кони написал большое количество книг и статей. В одной из своих работ («Нравственные начала в уголовном процессе») он наиболее полно осветил общие черты этической деятельности в практике адвоката. Стоит отметить, что А.Ф. Кони являлся специалистом уголовного права, он знал все проблемы и аспекты данной отрасли права. Российская история уголовного права является отдельной отраслью науки истории государства и права. Она изучает нормативные акты и политические институты российского уголовного права, начиная с периода образования древнерусского государства.
Блестящий оратор, юрист, судья Анатолий Фёдорович Кони в начале своей карьеры обратил на себя внимание судебными речами, затем прославился выступлениями и общего свойства. Он не боялся оставаться в меньшинстве при обсуждении острых социальных проблем. Именно Кони впервые ввёл понятие судебной этики.
Что касается труда знаменитого деятеля, то он не потерял актуальности и в современном мире. Для истории юриспруденции эта работа стала первым обобщающим трудом по судебной этике. В начале знаменитого произведения автор призывает читателей обратить внимание на неписаные законы: «Ими у нас до сих пор почти никто систематически не занимался, а между тем нравственным началам, как мне кажется, – пишет А. Ф. Кони, – принадлежит в будущем первенствующая роль в исследовании условий и обстановки уголовного процесса» .
Знаменитый юрист ставит перед собой цель осветить те разнообразные вопросы, которые возникают на каждой стадии уголовного процесса. Все они подлежат разрешению, согласно определенным требованиям закона нравственного характера. Исходя из этого оформляется три возможных восприятия судебной этики:
1. Изучение через развитие судебного процесса. Представитель: Кобликов, Халиулина.
2. Анализ судебной этики через призму процессуальных лиц (судья, обвинитель, адвокат и т.д.)
3. Анализ судебной этики через специфические нравственные проблемы, которые оформляются как сугубо к следствию, так и к судопроизводству.
Юрист оформляет три основополагающих момента, через которые раскрывается роль судьи:
1. Неотъемлемые свойства данного вида деятельности, где особое место занимают внутренние убеждения самого судьи и понимание им закона в приложении к данному случаю
2. Особые условия этой деятельности
3. Собственно поведение судьи по отношению к тем лицам с которыми он соприкасается на конечной стадии своей деятельности.
По своей сути Кони является сторонником идеалистических взглядов. Кони рассматривает имеющиеся результаты судебных решений, которых достигло судопроизводство в ходе осуществления судебной реформы Александра II. Юрист основывается на идеальных представлениях. Он говорит: «коренные начала правосудия – гласность, устность, непосредственность и свободную оценку доказательств, оно (государство) серьезно посягнуть не решится».
Стоит отдельно остановится на роли судьи в воззрениях А.Ф. Кони . Данное направление занимало особое место в воззрениях писателя, так как именно судья возглавляет судебный процесс и несет на себе все обязательства. А.Ф. Кони указывал на важность «с нравственной точки зрения» анализировать «сферу поведения судьи». Судья не может просто свой служебный долг, это не имеет «всей полноты его задачи». Современный (писателю) процесс, отмечал автор «ставит судью лицом к лицу с живым человеком». Это не проблема, не дело, а человек. Кони образно указывал на итоги проведенной Александром судебной реформы, которая посредством оформляла гласный и устный характер судебного производства.
Данная реформа «… расшевелила и разметала по сторонам огромный ворох бумаг, протоколов, резолюций, докладов и т. п., под которым ранее был полностью «погребен» живой человек, который чаще всего становился лишь номером дела». Идеал А.Ф. Кони носил гуманистический и правовой характер. Он соотносился именно с тем, что только человек, как член социума, «восстал из-под этого тяжкого нагромождения письменной работы, полностью стиравшей его личные краски». Данная проблема актуальна и для современной России, где бумажная работа занимает не последнее место в деятельности судьи, и других должностей
По мнению Кони, только сам человек, личность, а не номер дела, как ранее, теперь «предстал перед судьей вместе со своими фактическими обличителями и заступниками – свидетелями». В данный момент писатель обозначил и утвердил возникновение нового элемента в деятельности судьи — поведение судьи по отношению к людям, с которыми он должен работать. Это поведение, отмечал А.Ф. Кони, «не есть простая совокупность поступков, а сознательный образ действий, одинаково применимый ко всем разнообразным случаям судебной и судебно-бытовой жизни, предусмотреть и предустановить которые заранее невозможно». Именно поэтому с этим закон не мог «начертать образ действий судьи во всех его проявлениях», что собственно и не входило в его задачу. Закон (в том числе и законодательный акт), по мнению писателя, лишь определял порядок судебной деятельности, внешний характер и непосредственное содержание судебного процесса .
Важной частью как теоретического, так и практического направления представляется проблема о значении совершения судебных ошибок. Ведь ошибка судьи может повлиять на жизнь ни одного человека. С другой стороны, судья такой же человек, как и другие. Здесь возникает так называемый человеческий фактор в судебной деятельности. А.Ф. Кони, имея большую судебную практику, допускал возникновение судейской ошибки. С другой стороны, он считал, что если «он человек стремиться быть действительно судьею, а не представителем произвола в ту или другую сторону», то он обязан основывать свое решение на логической точке зрения, носящим нравственно-обязательный характер. Кони представляет собственную классификацию «так называемых «судебных ошибок», которые «далеко не всегда являются следствием бессознательного заблуждения или несчастного стечения обстоятельств». В этой ситуации Кони прекрасно понимал о практике подкупа судьи и других противоречивых моментах.
А. Ф. Кони полагал, что в деятельности судьи, должны соприкасаться нравственные и законодательные требования, так как правила внешнего мира на деле «неминуемо отражают на себе и внутренний строй души того, кто их осуществляет, ибо в каждом судебном действии наряду с вопросом, что следует произвести, возникает не менее важный вопрос о том, как это произвести». Судья не должен становиться обыкновенным орудием внешнего мира, который является частью регулярно действующего «часового механизма». Главным образом судья должен полагаться на собственные нравственные воззрения, вносить свою душу. А уже на втором плане находятся» предписания положительного закона».
А. Ф. Кони полагал, что все участники судебного процесса не должны забывать, что судебное учреждение является настоящей школой жизни для обычных людей, из которой, кроме уважения к законодательным актам, должны выноситься специальные уроки служения, которые посвящены правде. Так он считал, что в деятельности адвоката первое место занимает уважение к человеческому достоинству. А деятельность судьи должна основываться на нравственных убеждениях, а затем на предписаниях закона. Судья должен полностью погружаться в процесс судопроизводства. Он должен работать именно с человеком, а не с делом .
Таким образом, А. Ф. Кони мечтал, чтобы в курс уголовного судопроизводства входил отдел судебной этики в дополнение к истории и догме процесса. Особое место во взглядах писателя занимал судья. Он с особой тщательностью отмечает все элементы судебной этики главы процесса. Во многом взгляды Кони по этому направлению носили определяющий характер, так как жил писатель во времена перемен (пореформенный период Александра II). До сих пор взгляды писателя имеют огромное значение для юриспруденции в России. Его труд о судебной этике цитируется во многих журналах, его изучают студенты. Весьма важно, что его труды были написаны языком, который понятен и обычным людям, которые не соприкасаются в своей жизни с юриспруденцией.
Неоднократные его попытки получить возможность читать такой курс (судебной этики) в университете не увенчались успехом. Но мечта его была смелой и дерзкой: утверждать и внедрять нравственные начала в уголовное судопроизводство, хотя и пореформенной, но самодержавной Российской империи. Для А.Ф. Кони несомненно важно сохранение духовных ценностей. Он считает, что любые ценности нужно сохранять и поддерживать, знать, пропагандировать, только тогда они будут ценностями. Важно привлекать к этим ценностям молодое поколение. Обязательно нужно правильно понимать смысл этих ценностей. Вот и адвокат, как лицо закона должен осознавать всю систему духовных ценностей.