Контрольная работа на тему Абсолютный идеализм Г. Гегеля
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..3
I.
Основные этапы формирования философско-идеалистической системы
Г. Гегеля…………………………………………………………………………………………….. 4
II. Сущностные аспекты абсолютного идеализма Г. Гегеля…………………….. 8
2.1. Специфика философско-идеалистической системы Г. Гегеля………. 13
Заключение………………………………………………………………………………………. 17
Список литературы…………………………………………………………………………… 19
Введение:
Георг
Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.), наряду с Платоном (427-347 гг.
д.н.э.), олицетворяет собой объективно-идеалистическое направление в
западноевропейской философии. Вклад Г.Гегеля в философию огромен. Подобно
Платону и Аристотелю (384-322 гг. д.н.э.) он поставил для себя задачу по
выстраиванию всеобъемлющей философской системы, охватывающей все структурные
составляющие философского знания — онтологию (учение о бытии), гносеологию
(учение о познании), натурфилософию (философию природы), этику (философское учение
о морали и нравственности), эстетику (общую культуру чувств), социальную
философию (учение об обществе), историю философии и философию истории, а также
философию религии. По мнению Г. Гегеля, истина есть процесс и система. Философу
была присуща незыблемая вера в разумность мироздания, и в то, что мироздание
может быть полностью постижимо человеком[1].
Панлогизм
– сущностная (атрибутивная) характеристика философии Г.
Гегеля. Диалектика, историзм, системность и абсолютный идеализм – главные принципы его философского учения,
созданного посредством абсолютизации логики. Таким образом, основополагающей идеей
философии Г. Гегеля является абсолютный идеализм в форме логицизма[2].
Цель
данной контрольной работы состоит в аналитическом рассмотрении абсолютного
идеализма, составляющего сущность философии Г. Гегеля. Для достижения этой цели
поставлены следующие задачи:
—
обозначить основные исторические вехи становления философской системы Гегеля; —
изучить базовые принципы абсолютного идеализма Гегеля;
— выявить специфику
философско-идеалистической системы Гегеля. [1] Гусев А.А. Великие философы. — М.:
АСТ: АСТРЕЛЬ: ТРАНЗИТКНИГА, 2005. С.361. [2]Мотрошилова Н.В. Гегель//Новая
философская энциклопедия/Ин-т философии РАН; Нац. Обществ.науч.фонд; Предс.
Научно-ред. Совета В.С. Стёпин, заместители предс. А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин,
уч. секр. А.П. Огурцов. М.: 2010.Т.1-4. 2816 с. [Электронный ресурс]: URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH2f2b94d278adbd27ef7e2f
(дата обращения: 30.09.2020).
Заключение:
Изучение
абсолютно-идеалистической философии Г. Гегеля позволяет сделать следующие
выводы:
—
мироздание, согласно учению Г. Гегеля, являет собой воплощение одного начала,
каковым является Абсолютная Идея, при этом история также является воплощением
абсолютного начала (Абсолютной Идеи) в относительном;
—
Абсолютной Идее свойственно саморазвитие и самопознание, посредством чего она
проходит путь от природы к человеческой культуре, и завершается своим
воплощением в государстве и в философии;
—
все явления (феномены) мира, а также и сам мир в целом представляют собой
только проявления/моменты Абсолютной Идеи;
—
всё в мире подвержено развитию (качественному изменению) благодаря наличию
всеобщей внутренней противоречивости, составляющей сущность диалектики –
философского метода, основывающегося на утверждении о всеобщей
противоречивости, взаимосвязи и развитии;
— «чистое бытие» –
предельно абстрактная, неопределённая категория, приравниваемая к категории
«ничто»; «ничто» отрицает «чистое
бытие», постоянство же перехода «чистого бытия» в «ничто», равно как и перехода
«ничто» в «чистое бытие», является уже становлением, то есть синтезом «чистого
бытия» и «ничто»; уже внутри самого «становления» заложено противоречие, т.к.становление
способно быть как разрушительным (переход от «бытия» к «ничто»), так и
созидательным (переход от «ничто» к «бытию»); раз есть уничтожение наряду с созиданием, то
можно вести речь о категории «качество», которая, в свою очередь, сопряжена с
категорией «количество»; противоречие же между качеством и количеством
порождает категорию «мера»; именно посредством этих категорий Г. Гегель
выстраивает в работе «Наука логики» свою систему диалектики, именно эти
категории диалектики, по его мнению, являют собой русло развития, как в целом
мироздания, так и культуры человечества; —
по мнению философа, завершением воплощения Абсолютной идеи является прусская
монархия (Пруссия как отдельное королевство на территории нынешней Германии
просуществовало до 1918 г., а затем вошло в состав Веймарской республики в
качестве Свободного государства Пруссия), а также само философское учение Г.
Гегеля.
Великими
продолжателями, последователями Г.Гегеля стали немецкие мыслители Л. Фейербах
(1804-1872 гг.), К. Маркс (1818-1883 гг.), М. Штирнер (1806-1856 гг.), а в
России – теоретик/классик анархической идеологии М.А. Бакунин (1814-1876 гг.).
Следует заметить, что философия
Г.Гегеля также имела и своих оппонентов в лице корифеев иррационализма и
экзистенциализма – соответственно А. Шопенгауэра (1788-1860 гг.), исходившего в
своей философии из идеи существования мировой воли как слепой силы, и Серена
Кьеркегора (1813-1855 гг.), отрицавшего возможность прийти к Богу (Абсолюту)
посредством разума.
В целом же, философскую систему Г.Гегеля можно считать
завершением философии Нового времени[1].
По мнению Б. Рассела, «всё учение Гегеля…<…> наилучшим образом
представляет определённый вид философии, которая у других менее согласована и
менее всеобъемлюща»[2]. [1] Философский энциклопедический
словарь. М.: ИНФРА-М, 2007. С.90. [2] Рассел Б. История западной
философии. В двух книгах. Книга 2 . М.: Миф, 1993. С.245.
Фрагмент текста работы:
I.
Основные этапы формирования философско-идеалистической системы Г. Гегеля. Отец
Г. Гегеля занимал должность чиновника в финансовом ведомстве. Будущий создатель
системы абсолютного идеализма закончил гимназию в г. Штутгарт – городе, где он
был рождён, а с 1788 по 1793 гг. учился в теологическом институте города
Тюбингена, где познакомился с Шеллингом (1775-1854 гг.). По окончании института
Гегель три года отработал в должности домашнего учителя в г. Берн, а затем в г.
Франкфурт-на-Майне, именно в это время у него началось серьёзное увлечение
философскими идеями Платона и И. Канта (1724-1804 гг.). Написанным им в это
время сочинениям присуща критика догматических религиозных установок,
навязываемых человеку извне, которые подавляют свободу мысли человека, а,
значит, не признают способностей человеческого духа, первейшей из которых Гегель
считал разум. Центром
его исследования становится поиск такой религии, целью которой являлась бы не
власть в обществе, а духовное обновление личности. Им было принято деятельное
участие в написании работы «Первая программа системы немецкого идеализма»,
увидевшей свет в 1796 г. К 1799
г. Гегелем была закончена работа «Дух христианства и его судьба». В это время
его занимают вопросы социально-политического свойства, что было обусловлено
происходившими тогда преобразованиями социальных порядков, и наиболее ярко
выразилось в свершении Французской буржуазной революции 1789 г. Испытав на себе
огромное влияние этого события, Гегель избирает главной ценностью своего
философствования идеал свободы.
По мнению Гегеля,
история человечества представляет собой проявление «мирового духа», который,
развиваясь строго логично и закономерно, ни в коей мере не может
рассматриваться как совокупность случайных событий.